Курсовая теория на тему Уголовная ответственность за нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Историко-правовые основы прав Российской Федерации на исключительную экономическую зону и КШ как объектов уголовно-правовой охраны 5
1.1 История развития законодательства в сфере защиты континентального шельфа и исключительной экономической зоны 5
1.2.Нормативное регулирование уголовно-правовой защиты континентального шельфа и исключительной экономической зоны 11
Глава 2. Особенности квалификации преступлений в сфере законодательства РФ о КШ и об ИЭЗ 19
2.1 Разграничение преступлений квалифицированных по ст.253 УК РФ, с иными составами главы 26 УК РФ 19
Список используемых источников 26
Введение:
В последние десятилетия континентальные шельфы (далее по тексту – КШ) стали местом обширных исследований и промышленной разведки, а также районом освоения полезных ископаемых, что приносит не меньший результат, чем на суше. Стремление различных государств к освоению морских ресурсов проявилось в установлении на международно-правовом уровне их прав на КШ, с распространением юрисдикции государства на районы морского дна, расположенные за пределами территориальных вод.
Права государств, в том числе России, на КШ являются исключительными, они не связываются с оккупацией КШ государством, поскольку его конкретная территория обозначена международным правом, при этом никто другой не вправе претендовать на территорию КШ без прямого согласия государства, реализующего в данном случае свой суверенитет.
Установление таких норм способствует устойчивому развитию Российской Федерации, защите интересов будущих поколений граждан, охране интересов и безопасности государства.
В свою очередь, выделение на международно-правовом уровне исключительной экономической зоны (далее по тексту – КШ) стало важным компромиссом в связи с легализацией притязаний государств на пространства открытого моря, которые прилегают к их территориальному морю, с одной стороны, и признание прав иных государств, с другой стороны.
Соответствующие международно-правовые нормы были отражены в отечественном законодательстве. В частности, в УК РФ была включена ст.253, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение российского законодательства о российском КШ и ИЭЗ.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что правовой статус КШ и ИЭЗ является очень сложным, что отражается на конструкции ст.253 УК РФ, требующей, соответственно, глубокого исследования. При этом представляется, что в науке уголовного права этой теме уделяется недостаточно внимания – как правило, вопросы уголовно-правовой охраны КШ и ИЭЗ лиц обзорно рассматриваются в учебной литературе, количество научных публикаций по это теме незначительно.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с уголовно-правовой охраной суверенных прав Российской Федерации на КШ и ИЭЗ.
Предмет исследования – положения уголовного законодательства, определяющие уголовную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о КШ и ИЭЗ.
Целью работы является комплексный анализ преступления, предусмотренного ст.253 УК РФ.
Поставлены задачи:
— рассмотреть историю развития законодательства в сфере защиты КШ и ИЭЗ;
— охарактеризовать нормативное регулирование уголовно-правовой защиты КШ и ИЭЗ;
— исследовать вопросы разграничения преступлений, квалифицированных по статье 253 УК РФ, с иными составами главы 26 УК РФ;
— исследовать отдельные вопросы судебной практики
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания. Применяются формально-логический, системно-структурный, логико-юридический методы социально-правового исследования.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, в первой из которых рассматриваются историко-правовые основы прав Российской Федерации на ИЭЗ и КШ как объектов уголовно правовой охраны, во второй – исследуются особенности квалификации преступлений в сфере российского законодательства о КШ и ИЭЗ, заключение и список используемых источников.
При написании работы использовались соответствующие нормы УК РФ, труды российских юристов, в том числе, А.О.Воробьевой, А.В.Кешишяна, А.Э.Падина, В.Н.Ельцова, В.А.Шуняева, А.М.Максимова, Ю.А.Тимошенко.
Заключение:
Возникновение концепции КШ связывается с заявлением Президента США Г.Труменом, сделанным в 1945 г. и касающимся возможности прибрежного промысла в прибрежных районах отрытого моря, с признанием за государством исключительного права на это. В 1958 г. была принята Конвенция о континентальном шельфе, где были обозначены определение и режим КШ. Затем в 1982 г. состоялось принятие Конвенции ООН по морскому праву, где ранее принятое определение КШ, связанное с определением его протяженности для государства, было изменено. Было установлено, что КШ представляет собой морское дно и относящиеся к нему недра, по общему правилу, на 200 морских миль от исходной линии. Режим усиливает, с позиций императивности, экологические и природоохранные стандарты, общее направление правового регулирования при этом задается как максимально публичное.
Нужно признать, что вопросы определения четких границ КШ могли быть урегулированы изначально только на международно-правовом уровне. В противном случае не исключен был бы захват государствами КШ в ущерб другим государствам, что особенно актуально, если он является смежным для прибрежных государств. Примечательно, что протяженность КШ при этом никак не связывается с площадью территории государства, уровнем его развития, возможностями освоить КШ и иными факторам – порядок устанавливается равный для всех.
Концепция ИЭЗ также была разработана на международно-правовом уровне. ИЭЗ представляет собой зону, которая находится вне территориального моря и прилегает к нему, подпадая под особый правовой режим. Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль от исходной линии.
В отечественном законодательстве положения о КШ и ИЭЗ были введены непосредственно в Конституцию РФ. Также был принят ряд федеральных законов и подзаконных актов в данной сфере. В том числе, предусмотрено, что деяния, связанные с их осуществлением на территории КШ и ИЭЗ, имеющие большую общественную опасность, влекут за собой уголовную ответственность по ст.253 УК РФ.
Таким образом, законодательство о КШ, ИЭЗ основано на нормах публичного международного права, является относительно «молодым», при этом оно активно развивается в национальном законодательстве. Институт КШ и ИЭЗ востребованы государством, в связи с тем, что их освоение и использование оказывают положительное влияние на экономику страны.
Ст.253 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о КШ и об ИЭЗ Российской Федерации и находится в главе 26 УК РФ «Экологические преступления».
В ст.253 УК РФ предусматривается ответственность за два самостоятельных состава преступления — незаконные создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений на КШ, незаконное создание вокруг них или в ИЭЗ зон безопасности, а равно нарушение порядка создания, эксплуатации, использования, охраны и ликвидации созданных искусственных островов, установок и сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, а также исследование, поиск, разведка, а также разработка, в том числе добыча (вылов), природных ресурсов КШ или ИЭЗ, проводимые без соответствующего разрешения.
В работе был рассмотрен состав данного преступления. Сделан вывод, что нормы с.253 УК РФ являются бланкетными – в данном случае требуется применение ряда иных нормативно-правовых актов. Был сделан вывод, что в некоторых случаях формулировки ч.1 ст.253 УК РФ содержат в себе неясность.
Кроме того, отмечается, что законодателем были предприняты меры по разграничению преступлений, квалифицированных по ст.253 УК РФ с иными составами главы 26 УК РФ, отнесенными к экологическим преступлениям
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Историко-правовые основы прав Российской Федерации на исключительную экономическую зону и континентальный шельф как объектов уголовно-правовой охраны
1.1 История развития законодательства в сфере защиты континентального шельфа и исключительной экономической зоны
Процесс создания института КШ, ИЭЗ в международном морском праве отражал борьбу государств за освоение пространства и ресурсов Мирового океанов.
В XVIII—XIX вв. в сфере международных отношений возникла концепция территориального моря. Затем в 1945 г. Президентом США Г.Трумэном было заявлено о необходимости выделения государству прибрежной морской территории. Вслед за заявлением СШИ последовал ряд односторонних претензий в отношении районов открытого моря, прилегающих к территориальному морю, его дна, соответствующих природных ресурсов со стороны Аргентины (1946 г.), Чили (1947 г.) и т.д. В 1953 г. в США впервые было выделено специальное национальное законодательство о КШ.
Это неудивительно, поскольку недоступность освоения государствами примыкающих к ним морских территорий не отвечала интересам их развития. При наличии возможностей у государства вести разработку ресурсов КШ это не могло не вызвать претензий относительно признания за ними права востребовать и обратить в свою пользу природные богатства КШ. И выделение КШ как правовой категории, с определением его особого статуса, безусловно, отражает рациональный подход законодателя. В данном случае освоение ресурсов КШ направлено на благо каждого государства, увеличивая его благосостояние, и в конечном итоге – служит интересам всего мирового сообщества.
В 1958 г. в Женеве была принята Конвенция о континентальном шельфе , согласно которой данное понятие использовалось в отношении поверхности и недр морского дна подводных районов, прилегающих к побережью, но расположенных за пределами территориального моря, на глубину до 200 метров или дальше этого предела, до места, где глубина воды позволяет освоить природные ресурсы этих районов, а также к поверхности и недрам аналогичных подводных районов, прилегающих к берегам островов (это отличается от геологической концепции КШ как пологой части материка, которая пролегает под морскими водами до места, где она резко переходит в материковый склон).
КШ по своей сути был отнесен к территориям со смешанным режимом, которые наряду с государственной территорией и территорией с международным режимом выделяется в международном публичном праве. Особенностью таких территорий является то, что, хотя они не являются государственными, прибрежное государство обладает суверенными правами и распространяет свою юрисдикцию на них. В этом случае суверенные права следует понимать как определенное количество полномочий прибрежного государства в отношении смежных морских пространств, что обеспечивает сбалансированное осуществление его прав и прав других государств, которые также наделены правами на использование морских пространств .
Решением Международного Суда ООН в 1969 г. было разъяснено, что КШ является естественным продолжением сухопутной территории прибрежного государства в море и под морем.
В связи с конкретизацией на международно-правовом уровне характеристик КШ в отечественном законодательстве появились соответствующие нормы, в том числе, об уголовной ответственности за нарушение законодательства в данной сфере – они были включены в УК РСФСР 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.07.1974 г. (ст.1671 РСФСР стала предусматривать уголовную ответственность за нарушение законодательства о КШ).