Курсовая теория на тему Учение о христианской натуре в философии Гегеля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ИСТОКИ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 6
1.1 СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СПОР О ДВОЙНОЙ ПРАВДЕ 6
1.2 ФОРМЫ АБСОЛЮТНОГО ДУХА: ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 10
1.3 РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ ГЕГЕЛЯ 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕНИЯ О ХРИСТИАНСКОЙ НАТУРЕ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 21
2.1 ГЕГЕЛЬ И ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ 21
2.2 ХРИСТИАНСКАЯ НАТУРА: ДУХ КАК ЦЕЛОЕ 24
ГЛАВА 3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО ГЕГЕЛЯ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Гегель (1770–1831) был доминирующей философской фигурой своего времени и оставался в интеллектуальной жизни современного мира, который нельзя игнорировать. Его значение для современной мысли заключается в том, что он сыграл такую определяющую роль в ее создании. Он предоставил отправную точку для дальнейших интеллектуальных исследований, и к нему можно отследить большинство современных направлений в философии, за исключением основного случая аналитической философии. Но его влияние намного шире, поскольку его видение реальности — его понимание истории, основанное на трансформации или развитии, или его концепция опыта 2, чтобы взять два примера, — повлияло на то, как современный мир теперь инстинктивно воспринимает себя.
Гегель, однако, общеизвестно трудный для понимания философ, но как писатель, глубоко проникнутый романтическими взглядами своего возраста, он ни в коем случае не сух и не педантичен.
Источником «секрета Гегеля» может оставаться вопрос веры. Но не может быть никаких сомнений в том, что слияние страсти и глубокой сложности, пронизывающее его произведения, в какой-то степени объясняет широко расходящиеся реакции на его философию.
Жизнь Гегеля совпала с «классическим веком» современной немецкой культуры. Этот период (примерно 1750–1830 гг.) Сам по себе может рассматриваться как воссоздание эпохи Возрождения на немецкой земле. Под Ренессансом я подразумеваю попытку, предпринятую европейскими мыслителями и художниками в пост-средневековье, выразить видение реальности и разработать религиозную, политическую, правовую, социальную и экономическую систему из своих собственных ресурсов, в дискуссиях, но не в подчинении к, их историческим традициям.
Часто утверждается, что отсталое и крайне раздробленное политическое государство Германии не позволило ему каким-либо серьезным образом участвовать в эпохе Возрождения, которая произошла в Италии, Франции, Англии и Испании с четырнадцатого до шестнадцатого веков. Затем в семнадцатом веке Германия была опустошена катастрофой Тридцатилетней войны (1618–48), от которой германским государствам потребовалось более столетия, чтобы оправиться.
Таким образом, Германия была в состоянии принять или воспроизвести Ренессанс, так сказать, спустя много веков после того, как он был разыгран в других европейских странах. Необходимо подчеркнуть значение Ренессанса, потому что это было продолжение интеллектуальной и философской стороны Ренессанса, которое в конечном итоге породило Просвещение в Западной Европе и подготовило почву для мысли Гегеля, а затем и Маркса.
Таким образом, «классический век» немецкой культуры был периодом, когда многие из самых известных немецких философов и теологов писали свои величайшие произведения.
С философской стороны можно считать Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра, а с богословскими авторами, такими как Хаманн и Шлейермахер. Это было также время, когда некоторые из самых знаменитых литературных деятелей Германии — такие писатели, как Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер, Гёльдерлин и Клейст — находились в расцвете своих сил, не говоря уже о галактике меньшей, но все же важной, литературные и философские огни того же периода.
Также важно помнить, что многие из этих авторов могли бы подойти более чем к одной из упомянутых категорий. Все они были заинтересованы в вопросах, представляющих общий интерес для человека, и поэтому их нельзя легко отнести к одной простой и исключительной категории.
Заключение:
Философские учения Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше включают в свой состав тщательно разработанную философию религии. Оба философа уделяли проблеме религиозного мировоззрения много внимания, и ход их размышлений оказал значимое влияние на направленность философских поисков в XIX и XX столетиях. Однако недостаточно было бы сказать, что проблема Бога и христианства является одной из основных тем философских исследований двух мыслителей. Для Гегеля и Ницше философия религии составляет узловой пункт их онтологии: невозможно адекватно представить подход философов к проблеме бытия и мира в целом без учета их разработок в области религиозной философии. Сравнительный анализ основных положений «Лекций по философии религии» и «Антихриста» позволит выявить как точки пересечения, так и пункты расхождения в онтологических воззрениях Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше.
Специфический характер трактовки понятия Бога в гегелевской философии дает повод к диаметрально противоположным оценкам учения философа. Его система характеризовалась то как философская теология, то как скрытый атеизм. Однако направленность мысли самого Гегеля в корне иная: он стремился не утвердить приоритет одной из сторон (мышления или действительности, сознания или Бога), но достичь их абсолютного примирения и единства. Речь идет о таком примирении, в котором ни одна из сторон не получает онтологического приоритета по отношению к другой, но обретает полноту бытия только в рамках тотальности. Последняя для Гегеля не является ни объективной, ни субъективной, ни внешней, ни внутренней, но представляет собой диалектическое единство, в котором названные противоположности находятся в снятом состоянии.
Гегель вполне последователен в своем движении за границы религиозного дискурса, поскольку с самого начала ставит своей задачей возвысить религию до высший ступени самосознания духа – до абсолютного и конкретного разума, до идеи. Последние достигают своего полного воплощения только в сфере философии.
Гегель, таким образом, говорит о Боге в сугубо философском смысле. Однако этот философский смысл Бога выступает для мыслителя в качестве обнаружения той истины, которая в собственно религиозном понимании Бога содержится еще в не проявленной форме. Вся история религиозных учений – от естественной религии восточных народов и религии «духовной индивидуальности» иудеев, греков и римлян до абсолютной религии христианства – есть путь к раскрытию и самообнаружению философской сущности Бога.
Ближе всех к этому конечному и высшему пункту подошла христианская религия, но и она получает свое завершение и высшее самосознание только в философском дискурсе – в системе самого Гегеля. В связи с этим вопрос об атеизме Гегеля остается спорным и сложным и как таковой не имеет однозначного решения. Безусловно, мыслитель преодолевает границы какой бы то ни было религии, в том числе и христианской, поскольку его взгляды не согласуются с основными догматами христианского вероучения. Но делает это он в целях обнаружения истины религии в целом и христианства в частности. Более того, такое обнаружение не является личным предприятием Гегеля, но представляет собой движение, логику становления самого Духа.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ИСТОКИ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
1.1 СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СПОР О ДВОЙНОЙ ПРАВДЕ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — великий немецкийфилософ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Он оказал громадное влияние на развитие философской и общественной мысли Европы XIX-XX вв. «Никогда еще, с тех пор как люди мыслят, не было такой всеобъемлющей системы философии, как система Гегеля», — так оценил Ф. Энгельс творческое наследие Гегеля. Пафос его философии — в вере в логическую «прозрачность» и диалектичность сущего, в мировой прогресс и в постижи-мость мира диалектическим разумом.
В становлении философских взглядов Гегеля важнейшую роль сыграли идеи Канта, Руссо, Фихте и Шеллинга. Главные книги Гегеля: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1815), «Энциклопедия философских наук» (1817, 1830; 2-я часть -«Философия природы», 3-я часть — «Философия духа»), «Философия права» (1821); лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (изданы после смерти Гегеля) [12].
Биографы отмечают, что Гегель был очень необычным человеком. Он подчас с трудом подбирал слова, когда обсуждал обычные темы, но живо и интересно судил о сложнейших вещах. Когда он обдумывал философские проблемы, то мог становиться рассеянным, часами стоять на месте и не реагировать на происходящее вокруг.
Ранние работы Гегеля мало схожи с канонической теологией, скорее являясь обвинительными речами против церкви. По мнению Гегеля, христианство прошло три этапа своего омертвления и усиления черт «позитивности» — от первоначального учения Христа через раннее христианство к позднему государственному христианству; слова Иисуса