Курсовая теория Гуманитарные науки История политических и правовых учений

Курсовая теория на тему Учение И. Канта о праве и государстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ КАНТА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
ЭТИЧЕСКОГО АСПЕКТА.. 6

ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ КАНТА О ПРАВЕ. 10

ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

  

Введение:

 

Иммануил
Кант (1724 — 1804) был основателем немецкой классической философии и одного из
основных направлений современной правовой теории.

Доктрина
Канта возникла в начале 1870-х годов в ходе критического пересмотра им прежней
философии.

Канта
по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является
учение о том, что человек — не только природное, но и свободное существо.
"Кант явился новым началом развития и определил направление
юридико-политической мысли в 19 веке", — пишет П.И. Новгородцев.

Кант
изложил учение о праве и государстве в своих работах: "Основы метафизики
нравов" (1785); "Критика практического разума" (1788); "К
вечному миру" (1795) и в "Двух частях метафизики нравов" (1797),
где он дал рационалистическое обоснование доктрины с позиции
"практического разума".

Философские
основы юридико-политической доктрины Канта содержатся в "Критике
практического разума", где он проводит различие между "вещами в
себе" (сущностью вещей) и явлениями. Согласно Канту, "вещь в
себе" неизвестна теоретическому разуму. Сущность Бога, свобода, бессмертие
души не могут быть постигнуты. Но то, что недоступно теоретическому разуму,
находит познание в нравственном сознании. Когда мы пытаемся познать сущность
вещей, мы сталкиваемся с неразрешимыми противоречиями (антиномиями).

Теоретический
разум можно использовать для доказательства того, что Бог, свобода, бессмертие
души существуют и что они не существуют. Когда теоретический разум впадает в
агностицизм, на помощь приходит моральное сознание, "практический
разум", который вселяет веру в эти непознаваемые вещи.

Согласно
Канту, нравственный закон, закон должного, который он называет категорическим
императивом, живет в душе каждого человека. Это постулат морального сознания,
он не может быть выведен никаким образом и нигде.

Таким
образом, учение Канта о государстве и праве неразрывно связано с его этическим
видением.

Кантовская
концепция государства и права также связана с его концепцией мировой истории,
которая основана на следующем постулате: всегда действовать так, чтобы
человечество было целью, и никогда не относиться к человечеству как к средству.
Кант представляет себе историю мира как историю прогресса человеческого рода.
Кант исходит из идеи прогресса, как и французское Просвещение. Он демонстрирует
идею прогресса через идею всемирной истории. Субъектом прогрессивного развития
является человечество в целом. Прогресс реализуется как поступательное развитие
человеческого рода до тех пор, пока не будет достигнута цель мировой истории —
наиболее совершенное государство. 1

В
своей концепции всемирной истории Кант исходит из идеи свободы как сущности и
как явления.

Все
действия человека подчиняются определенным общим законам природы и имеют
определенные закономерности. Эти законы раскрываются в истории мира, в процессе
поступательного движения, развития всего человеческого рода. Все природные
качества человека раскрываются в ходе истории мира, и каждое новое завоевание,
каждое открытие, каждый атрибут просвещения передается из поколения в
поколение. История представляется как история просвещенного разума в ходе
исторического совершенствования разума и развития природных качеств человека.

Согласно
Канту, человек — существо не только разумное, но и деятельное. Человек по
природе своей активное существо, потому что по природе своей он обладает
свободной волей.

По
своей природе человек стремится, с одной стороны, к общению с себе подобными, а
с другой — к изоляции от общества. Таким образом, и добро, и радикально зло
(эгоизм, по Гоббсу) коренятся в человеке.

Из-за
зависти, эгоизма и других черт характера человек преодолевает лень и пытается
занять свое положение в обществе, а соседи ему противны, но он в них нуждается.
Развитие амбиций, корысти и зависти — это первый шаг от грубости к культуре.
Радикальное зло в человеке в конечном итоге приводит к прогрессу культуры.
Таким образом, история мира идет по пути прогресса культуры. Антиномии,
присущие человеческой личности, ведут к этому прогрессу.

Каждый
считает себя уникальным, исключительным и поэтому может нарушать категорический
императив. Чтобы предотвратить это, необходимо принуждение, то есть закон,
сдерживающий тех, кто не желает уважать свободу других.

Этот
закон должен быть справедливым, но поскольку он рукотворный с присущими ему
антиномиями, нужно стремиться к наиболее совершенному государственному
устройству. Об этой системе и путях ее достижения Кант говорит в своем учении о
государстве и праве.

Важность
изучения взглядов Канта на государство и право обусловлена тем, что
политические и правовые доктрины Канта до сих пор являются предметом
пристального внимания, изучения и дискуссий.

Предмет
исследования: учение Канта о государстве и праве.

Цель
курсовой работы — раскрыть основные положения учения Канта о государстве и
праве в свете его философских и этический взглядов.

Задачи:

1)
Показать этические основы доктрины Канта о праве и государстве;

2)
Раскрыть основные политические и правовые взгляды Канта;

3) Определить основные положения учения
Канта о государстве.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учение
Канта о государстве и праве ярко отражает идеи Великой французской революции.
Показательны взгляды Канта на всемирную историю, которые тесно связаны с его
учением о государстве и праве.

Учение
Канта о праве стало основой нормативизма, оно исходит из того, что нормы права
абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально
отличаются от них по своей природе, поскольку представляют собой требования
должного, тогда как законы природы и общественной жизни выражают
беспочвенность, в которой бессильна человеческая воля.

С
доктриной Канта тесно связана теория верховенства закона, поскольку Кант
считал, что цель государства — обеспечить верховенство закона. Государство
должно подчиняться требованиям конституции.

Характерным
для учения Канта о праве является противопоставление юридического и морального.
Кант делит естественное право на частное право и публичное право. Частное право
— это совокупность правовых отношений в так называемом естественном состоянии,
когда люди относятся друг к другу только как индивиды. Общественные — правовые
отношения, существующие в государстве между гражданами.

Кант
определяет государство как объединение большего (меньшего) количества людей под
властью закона. Таким образом, Кант описывает государство как правовую
организацию. Целями государства, по Канту, является не счастье граждан, а
торжество идеи права.

Кант
основывал свою классификацию форм правления на двух основаниях: количество
законодателей; наличие (или отсутствие) разделения властей. Первая
подразделяется на автократическую, аристократическую и демократическую формы
правления. Вторая — республиканская, деспотическая. Автократия — одна из лучших
форм. Демократия — самая худшая, потому что это самая сложная форма правления.

Кант
много работал над темой "народ и власть".

Народ
не имеет права сопротивляться верховной законодательной власти. Государственная
власть не может иметь частной собственности, потому что в противном случае она
могла бы забрать всю собственность и уничтожить ее.

Кант
утверждает, что легитимными являются только оборонительные войны, поскольку в
них нации защищают свою независимость. Он отрицает, что на войне все дозволено,
и считает необходимым запретить коварные средства: шпионаж, тайные убийства.
Война не может быть самоцелью, а может быть лишь средством для восстановления
мира между народами.

Цель
человечества — поиск мира.

Кант
предложил организовать федерацию государств, в которой каждое государство
должно быть структурой, в которой реализовано разделение властей.

Либеральные
традиции учения Канта о правах и свободах человека и гражданина, идеи Канта о
верховенстве права и юридическом законе сыграли и продолжают играть огромную
роль в философии права и практике государственно-правовой организации общества.
Конституции большинства стран отражают фундаментальные принципы правового
государства, такие как верховенство закона, неотчуждаемость естественных прав и
свобод, разделение властей и взаимная ответственность личности и государства.
Эти ценности имеют особое значение для государства (тем более для России),
выбравшего путь демократического правового развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ КАНТА О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
ЭТИЧЕСКОГО АСПЕКТА

Философ
отказался выводить мораль и право из теоретических знаний. В этом смысле он
следовал демократической традиции, заложенной Руссо. Кант принял идею Руссо о
том, что все без исключения люди могут быть моральными агентами, но пересмотрел
позицию Руссо относительно источника морали. Источником моральных и правовых
законов, согласно Канту, является практический разум, или свободная воля людей.
Новизна этого подхода заключалась в том, что "сохраняя демократическое
содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические методы
обоснования этики и права"[1].

Мыслитель
провозгласил, что человек может стать нравственной личностью только тогда,
когда он поднимется на уровень понимания своей ответственности перед
человечеством в целом. Поскольку люди равны друг другу как представители вида,
каждый индивид имеет абсолютную моральную ценность по отношению к другому.
Таким образом, этика Канта утверждала примат всеобщего над эгоистическими
устремлениями, подчеркивая моральную ответственность индивида за происходящее в
мире.

На
основе этих принципов Кант вывел понятие нравственного закона. Нравственный
человек, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными)
правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении
он должен следовать требованиям категорического (безусловного) императива. В
отличие от гипотетических правил, категорический императив не содержит
инструкций о том, как действовать в конкретном случае, и поэтому является
формальным. Она содержит лишь общую идею "долга перед человечеством",
предоставляя человеку полную свободу самому решать, какой образ действий
наиболее соответствует моральному закону. Кант называл категорический императив
законом нравственной свободы и использовал эти термины как синонимы.

Философ
приводит две основные формулы категорического императива. Первый гласит:
"Поступай так, чтобы максима твоего поступка стала всеобщим законом"
(под максимой подразумевается личное правило поведения). Вторая формула
требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, как к
себе, так и к другим, как к цели, и никогда не относился к нему только как к
средству". Несмотря на разницу в значении, по сути они близки друг к другу
— передают идеи достоинства личности и автономии морального сознания.

Категорический
императив Канта лежит в основе его учения о праве и государстве.

Кант
видит главную цель учения о государстве и праве в том, чтобы поднять право из
мерзости окружающего беззакония. Он считает, что право должно быть выше
государства. А государство, по Канту, должно быть органом защиты прав человека.
Человек может требовать от государства то, что государство требует от человека.
Здесь Кант развивает идею взаимной ответственности государства и личности. Он
обосновывает и раскрывает суть идеи правового государства для защиты
индивидуальных прав личности.

Принцип
примата неотъемлемых прав личности и необходимости их законодательного
закрепления (в правовом законодательстве) вытекает из всей этико-правовой
концепции Канта. Более того, эти права служат критерием легитимности для всех
правовых актов, вытекающих из воли законодателя. Логика Канта основана на двух
формулах категорического (безусловного) императива[2].

Кант
придавал большое значение проблеме понимания права и его точной формулировке.
"Вопрос, — писал он, — о том, что такое право, представляет для юриста
такую же трудность, как вопрос о том, что такое истина для логики. Конечно, он
может ответить, что соответствует закону, то есть тому, что предписывают или
предписывали законы данного места и в данное время. Но когда его спрашивают,
справедливо ли то, что предписывают законы, когда его просят дать общий
критерий для распознавания добра и зла, он никогда не добьется успеха, если не
оставит на время эти эмпирические принципы и не будет искать источник суждений
в одном лишь разуме… Право — это совокупность условий, при которых произвол
одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы".
Кант выводит следующий универсальный правовой принцип: "Всеобщий закон
права гласит: поступай внешне так, чтобы свободное осуществление твоей воли
было совместимо со свободой всех, сообразно всеобщему закону"[3]. [1]
Козлихин
И.Ю.,Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. СПб.:
Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юрид. фак. СПбГУ, 2007. [2]
Козлихин
И.Ю.,Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. СПб.:
Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юрид. фак. СПбГУ, 2007. [3]
Кант И.
Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). М., 1965.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы