Социальная философия Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Учение Дж. Ст. Милля о свободе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы политико-правового учения Дж.Ст. Милля 5
1.1. Исторические условия и философские истоки формирования мировоззрения Дж.Ст. Милля 5
1.2 Характеристика социальной философии Дж.Ст. Милля 6
ГЛАВА 2. Концепция либерального государства Дж. Ст. Милля 10
2.1. Соотношение свободы, государства и общества в воззрениях Милля 10
2.2. Репрезентативная демократия и власть 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Сторонники либеральной демократии современного типа, к концу XX в. превратившейся, по сути, в единственную общепризнанную форму политического устройства, пытаются всеми способами подтвердить ее легитимность. Одним из таких способов является интерпретация сочинений мыслителей прошлого, чьи идеи так или иначе могут быть использованы для обоснования необходимости и оправданности ставших привычными институтов.
Среди политических теоретиков, часто упоминаемых в числе основоположников либеральной демократии, особого внимания заслуживает Джон Стюарт Милль (1806—1873) — фигура чрезвычайно популярная среди либералов. Анализ его сочинений показывает, насколько сложную работу по препарированию текстов, перефразированию высказываний, дополнению и умолчанию приходится проделывать, чтобы привести взгляды «классиков» к тем либерально-демократическим стандартам, отклонение от которых сегодня считается недопустимым.
Познание политико-правовой части интеллектуального наследия Дж.Ст. Милля особенно важно сегодня, когда государство и общество стали перед выбором путей своего сосуществования в условиях процессов глобализации современного мира, когда всестороннее изучение государства и права требует привнесения в них философской, социологической и этической составляющих, ставит вопрос о соотношении свободы личности и власти в государстве. Возрождение политико-правовой мысли способствует мировоззренчески-методологическому обеспечению юридической науки, становится важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности, общества, построения правового государства.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в исследовании политико-правового учения Дж.Ст. Милля: в теоретико-правовом анализе и критической оценке поднятых им проблем либерального государства, в частности форм государственного правления.
Для достижения цели работы ставятся следующие исследовательские задачи:
— рассмотреть исторические условия и философские истоки формирования мировоззрения Дж.Ст. Милля;
— дать характеристику социальной философии Дж.Ст. Милля;
— проанализировать соотношение свободы, государства и общества в воззрениях Милля;
— исследовать идеи Дж.Ст Милля о репрезентативной демократии и власти
Объектом исследования является политико-правовая концепция Джона Стюарта Милля.
Предметом данного исследования являются теоретико-методологические положения и концептуальные подходы Дж.Ст. Милля к проблемам государства и права.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав (4 параграфов), заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Многогранность творческой деятельности Милля создает ложное представление о нем как о мыслителе, который не создал собственной школы в одной области знаний, которая его интересовала. Нельзя отрицать, что в развитие трех областей науки, которые вызвали наибольший интерес Милля правоведение, экономика и логика, он сделал существенный вклад. При этом мыслитель учел опыт Дж. Беркли, И. Бентама, О. Конта, Джеймса Милля, Т. Мальтуса, Д. Рикардо, Д. Юма. Взяв все самое прогрессивное, достигнутое этими выдающимися мыслителями, критически осмыслив их творческое наследие, он углубил и развил подняты его учителями проблемы, предложил новое социально-экономическое, политическое и правовое учение.
Значимым в политико-правовом учении Дж.Ст. Милля является то, что он стремился конструировать моральные, то есть правильные модели политико-юридического устройства общества, где индивид это цель деятельности государства и общества, где функционирования органов государственной власти ориентируется на использование лучших человеческих качеств, в первую очередь высокого духовного потенциала тех, кто использует властные полномочия. Таким образом, Милль формирует конструкцию социального государства, где утверждение естественных прав индивида на жизнь, честь и достойные условия существования становится главными принципами ее развития.
Сущность своей политико-правовой теории Милль раскрывает через цепочку «индивид — государство – общество», в котором индивид – это человек, независимо от пола и социальной принадлежности, образование которого позволяет участвовать в решении вопросов государственного уровня. Это автономная, прогрессивная личность, которая имеет все естественные права (в том числе и экономические).
Свобода воли индивида, по мнению Дж.Ст. Милля, находится под влиянием различных факторов от социально-экономических до нравственных и психологических. Решение, которое принимает человек, является отражением действия этих сил.
Милль поставил себе целью определить границы вмешательства государства в жизнь индивида и общества, которые будут совместимы с правами и свободами индивидов. Средство достижения этой цели ученый видел в установлении формы правления, которая учитывала бы не только социально-исторические условия существования государства, но и психологическое состояние населения. Такой формой правления Милль считал представительное правление.
Представительное правление (представительная демократия) это организация власти в государстве, при которой последней инстанцией, осуществляющей надзор за всеми ветвями власти, является народное собрание (законодательное собрание). Милль подчеркивал, что представительное правление является не разновидностью демократии в ее классическом варианте, а парламентской формой правления. Милль впервые говорит не только о положительных чертах этой формы правления, но и о ее недостатках, одним из которых считает отсутствие у народа знаний и умения, что необходимы для осуществления властных полномочий. Свои выводы Милль аргументировал тем, что для управления государством необходимы специально подготовленные люди, которые отличаются не только своими нравственными качествами, но и образованием, высоким уровнем интеллекта, духовности. В то же время мыслитель доказывает, что без строгого соблюдения законности всеми субъектами управления, в первую очередь органами государственной власти, ни форма государства, даже самая, ни функционировать эффективно.
Английский ученый дает определение демократии с учетом ее негативных сторон: это принцип построения органов государственной власти, а не одна из форм правления; для него воплощение демократии заключается в откритости всех управленческих процессов. Милль поднимает проблему сочетания демократии с ценностями либерализма, при этом ссылается на различное толкование прав и свобод индивида в этих доктринах. Он был убежден, что либерализм лучше чем демократия способствует развитию социально-правового государства и гражданского общества.
Мыслитель отстаивал равное избирательное право, считал, что право голоса должны иметь все, независимо от пола и финансового положения. Милль доказал, что бесцензурная пропорциональная система выборов является обязательным на пути становления социального, правового государства. Кроме того, ученый не оказывал существенного значения структуре парламента, в частности, состоит он из одной или из двух палат. Но считал, что двухпалатный парламент будет ограничивать произвол автономной воли однопалатного парламента.
Политико-правовое учение Дж.Ст. Милля ориентировано на обеспечение прогресса. Прогресс рассматривается как закон природы, развитие которого человеческие усилия или события не могут остановить. Ради прогрессивного развития общества, сохранения его целостности и стабильности он допускает возможность временного ограничения прав и свобод личности.
В политико-правовой доктрине Милля доказана неспособность «классического» либерализма регулировать прогрессивные общественные отношения. Мыслитель предложил пути модернизации этого течения в направлении ее социализации. Иными словами, учение Милля дало толчок развитию неолиберальной теории.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы политико-правового учения Дж.Ст. Милля

1.1. Исторические условия и философские истоки формирования мировоззрения Дж.Ст. Милля
Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 года в Лондоне, в семье известного ученого-утилитариста Джеймса Милля, которого впоследствии назвали «последним представителем XVII века». Его отец близко знал идеолога утилитаризма Джереми Бентама (1773-1836), активно пропагандировал учение, пытался привить эти взгляды своему сыну, которые тот некритично исповедовал до 1830 года.
В семнадцать лет Дж.-Ст. Милль организовал общество утилитаристов, участники которого обсуждали различные этические и политические проблемы.
В 1827 году он, отказавшись от изучения юриспруденции, поступил в ведущее британское торговое общество привилегированной Ост-Индской торговой компании, с которой был связан до ее роспуска в 1857 году. В этот период увлекался идеями сен-симонистов, творчеством Огюста Конта, написал свои главные труды: «Логика», «Национальная экономика». Под влиянием идей Конта обращает свой взгляд на проблемы низших классов населения, считая решение социальных вопросов таким же важным, как и решение политических, выступает за разграничение производства и распределения благ, осуждает экономическое распределение, которое обрекает рабочий класс на нищенское существование. С этими взглядами согласовывались его рассуждения о назначении института собственности: если в примитивном обществе он призван обеспечивать мир, то в высшей форме его развития собственность не обязательно должно рассматриваться как священная.
В Конта он также заимствовал идею духовного подъема, предназначенного для социальной регенерации (лат. Rеgеnеrаtио — восстановление) .
На третьем этапе деятельности, связанном с выходом из Ост-Индской торговой компании, с работой в палате общин (1866-1868), внимание Милля привлекают этические и политические проблемы. Их он рассмотрел в работах «О свободе», «Мысли о парламентской реформе» (1859), «Наблюдения о репрезентативной системе» (1861), «Утилитаризм» (1863) и других, обнародовав свои размышления о репрезентативной системе, демократии. Не скрывая симпатий к демократии, с определенным пессимизмом оценивал ее политические возможности («Наблюдения …»). Все его рассуждения разворачиваются в координатах учения о свободе, которую он рассматривал не как теоретико-познавательную, а как социально-этическую, не как философскую, а как политическую проблему. Значительное внимание уделял исследованию природы и пределов власти общества над индивидом («О свободе»). Признавая индивидуальную свободу высшей целью, считал, что она не должна вторгаться в пределы свободы другого индивида, и согласно этому принципу должно быть ограничено.
Потерпев поражение на выборах в 1868 году, Милль одиноко проживал во французском г. Авиньон, отдаваясь литературным и политическим исследованиям, написанию автобиографии.
Умер 8 мая 1873 года.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы