Методика преподавания Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Учебная дискуссия при изучении права в старших классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В КУРСЕ ПРАВА.. 5

1.1.
Понятие и способы формирования познавательных УУД на уроках права в старших
классах
. 5

1.2.
Приёмы изучения понятий на уроках права в старших классах
. 10

Выводы к первой главе. 17

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ПРАВА.. 18

2.1.
Варианты заданий с использованием учебной дискуссии на уроках права
в старших классах. 18

2.2.
Рекомендации к использованию правовой дискуссии в курсе права в старших
классах
. 22

Выводы к второй главе. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы работы. Прямая задача учителя права заключается в
изменении отношения к праву, формированию уважения к нему и повышению уровня
правовой культуры. Демонстрируя реальный механизм действия правовых норм,
оказывая помощь в овладении основами юридической техники, учитель может
изменить столь широко распространенное негативное отношение к закону. Без
работы с юридическими документами – это сделать практически невозможно.

Однако документ не должен
быть «недостижимым идеалом» для учащегося, он должен активно использоваться на
уроке, подвергаясь анализу. В этом плане использование учебной дискуссии в
работе с правовыми документами является очень удачной формой взаимодействия –
как учителя с учащимися, так и учащихся с объектом исследования.

Для более подробного
анализа эффективности использования дискуссии на уроках права в старших классах
нами была выбрана данная тема курсовой работы.

Целью исследования является выявление методических особенностей
использования дискуссии на уроках права в старших классах.

Для выполнения
сформулированной цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение
понятию и видам нормативных документов.

2. Проанализировать
способы формирования познавательных УУД в курсе права.

3. Охарактеризовать
приёмы использования дискуссии в процессе изучения правовых тем в старших
классах.

4. Рассмотреть варианты
заданий с использованием дискуссии при изучении понятий на уроках права в
старших классах.

5. Разработать
рекомендации к использованию дискуссии на уроках права в старших классах.

Объектом исследования является содержание школьного курса права в
старших классах.

Предметом исследования являются дискуссия как метод, использующийся в
процессе преподавания права в старших классах, ее характеристика и взаимосвязи,
формы обучения, познавательная деятельность учащихся.

Методы исследования в работе использованы следующие: поисковый по
имеющейся методической и научной литературе с анализом найденного материала,
сравнение, классификация, проектирование, выяснение причинно-следственных
связей, систематизация, абстрагирование и конкретизация, анкетирование,
тестирование, анализ документации и результатов деятельности исследователей по
проблеме проведенного исследования.

Работа основывается на
анализе научно-методической литературы, методических пособий, научных статей,
периодических изданий и наработок современных и предыдущих ученых и исследователей
в области образования.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в наличии теоретического материала
исследования, отобранного среди прочего в процессе поиска информации по теме, и
в систематизации материала направления исследования. Проведенное исследование
имеет более глубокую степень разработки направления исследования, относительно
предыдущих исследований ученых, диссертантов и исследователей указанного
направления.

Новизна работы заключается в наличии оригинального исследовательского материала по
направлению проведенного исследования.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух разделов,
заключения, списка использованной литературы и приложений.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В первой главе
производится теоретический анализ использования нормативно-правовых документов
в закреплении понятий курса права. В данной главе проанализированы различные
определения понятия «Документ» и рассмотрены виды нормативных документов.
Выделены способы формирования познавательных УУД в курсе права в разрезе их
отличительных черт и уровня эффективности. Обозначены приёмы использования
нормативных документов в процессе изучения правовых тем в курсе права.

Анализ разнообразной
литературы, касающийся толкования значения понятия «документ», позволяет
сделать вывод о том, что для разных ученых, в разных контекстах, в разных
науках понятие «документ» имеет разный объем.

Понятие «документ» может
использоваться в различных значениях, которые находятся друг с другом в
отношениях целого и части. С точки зрения на то или другое значение понятия
«документ», все, что не входит в его объема, не является документом.

Современный урок
невозможно представить без применения различных видов источников. Задача
учителя в этом процессе состоит в том, чтобы дать учащимся возможность
прикоснуться к первоисточнику, приблизить их к оригинальной трактовке
документа, дать им почувствовать в нем пульс общества, дух эпохи, создать яркие
образы прошлого, запоминаются непроизвольно. Документальный материал является
одним из средств, способствует усвоению важнейших фактов, понятий,
закономерностей общественного развития.

При использовании
источников на уроках права важно сформировать у учащихся умения их толковать.
При этом следует установить цели в работе с различными типами источников и
соблюдать логической последовательности в формировании основных умений.

 

Во второй главе
приводятся результаты исследования методики работы с понятиями в условиях
использования нормативно-правовых документов на уроках права.
Работа
с понятийным аппаратом,  проводимая
преподавателем в ходе учебного процесса, позволит сформировать прочную основу
для понимания и изучения материала по курсу права.

Усвоение обществоведческих терминов учащимися не
только предполагает их правильное применение, 
но развивает специальное мышление,  
прививает устойчивый интерес к изучению права.

Личностная нестабильность
порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем
походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить
уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

Использование
нормативно-правовых актов играет важную роль в подготовке к уроку. Каждый
учитель должен знать свои права и обязанности. Поэтому, готовясь к уроку,
необходимо не забывать о таких основных документах, как: Закон об образовании,
концепции образования и методические рекомендации.

Распространенными
нормативно-правовыми актами, которые прорабатывают ученики на уроках, являются:
Конституция РФ, Федеральные законы, международные нормативно-правовые акты и
тому подобное. Обучение учащихся работе с нормативно-правовыми актами
предусматривает овладение ими приемами деятельности. Для успешной реализации
дидактической цели необходимо организовать обучение учащихся, управлять их
деятельностью и осуществлять переход к самостоятельной познавательной
деятельности учащихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В КУРСЕ ПРАВА

1.1. Понятие и способы
формирования познавательных УУД
на
уроках права в старших классах

Особые
образовательно-развивающие функции отдельных видов универсальных действий и
термины, присвоенные разным видам универсальных учебных действий, имеют
относительный смысл. Учебная деятельность, компонентами которой являются
учебные действия, основным своим предназначением имеет познание мира. В этом
многоаспектном процессе задействованы не только познавательный вид
универсальных учебных действий, но и связанные с ним коммуникативные,
регулятивные, личностные учебные действия[1].

Сохраняя принятый в новых
образовательных стандартах общего образования (ФГОС ОО) термин «познавательные
универсальные учебные действия», мы имеем в виду его собственно познавательный
смысл, понимая под познанием процесс открытия истины. Истина же есть результат
познания (исследования), соответствующий реальности, нуждам общественно
значимой практики. Ученый в результате научного познания (исследования)
открывает объективно новое и формулирует его в категориях нового знания,
способа действий; он достиг истины. Ученик в результате учебного познания
открывает новое для себя знание, новый для себя способ действий. Но и в этом
случае как знание, так и способ действия лежат в сфере истины: соответствия
реальности и жизненной практике; ученик достиг не истины объективного смысла,
но личностной значимости[2].

В свете отмеченного выше,
овладение познавательными универсальными учебными действиями обеспечивает:

– возможность выстраивать
и осуществлять логику поэтапной познавательной деятельности, приводящей к
открытию новых фактов, явлений, закономерностей в любой предметной сфере;

– возможность
самостоятельно осуществлять способы познавательной деятельности, структура
которых образована совокупностью познавательных универсальных учебных действий;

– возможность
самостоятельно конструировать ранее не встречавшиеся познавательные процессы,
конкретные способы решения проблемы, варьировать их, добиваясь поставленных
учебных целей;

– развитость
диалектического стиля мышления.

Коммуникативные
универсальные учебные действия в целом означают умение общаться с любыми
участниками познавательного процесса в разных ситуациях. Овладение ими
обеспечивает[3]:

– коммуникативный аспект
общекультурного развития;

– развитие социально
значимых качеств человека: совместимость (способность к совместной работе) и
общительность (способность к общению);

– осознание значимости,
оптимальности общего (коллективного) учебного труда;

– развитие языковой
коммуникации как взаимной передачи и восприятия при помощи языка определенного
мыслительного содержания;

– предпосылку дальнейшего
широкого социального общения в процессе профессионального становления и
профессиональной практики на основе делового и эффективного взаимодействия[4].

Регулятивные универсальные
учебные действия предназначены для пробуждения способности к самоорганизации
учебного процесса. Они обеспечивают:

– умственную установку на
самоорганизацию учебно-познавательной деятельности;

– усилия по достижению
цели независимо от предмета изучения;

– рефлексию в
учебно-познавательной сфере как механизм личностного саморазвития;

– целостный регулятивный
потенциал личности для самостоятельного осуществления учебного процесса;

– развитие основ
регуляции любой деятельности учащихся независимо от предметного содержания[5].

Предмет права выступает
как средство формирования совокупности предметных и общих компетенций, в
зависимости от количественных и качественных характеристик которых можно
определить уровень компетентности ученика. Особую роль в данном процессе играет
работа с документами на уроках, во время которых ученики разрабатывают
соответствующие документы. Вместе с тем, в учебной программе по обществознанию
начиная с пятых классов важное место отводится изучению различных типов
источников на практических занятиях.

Л. Задорожная в своей
работе отмечает, что школьники должны понимать природу и сущность научных
знаний, критически воспринимать интерпретации исторического процесса, быть
способными дать его собственное видение и аргументированное толкование сквозь
призму той информации, которая содержится в документе.

Другой ученый Т. Ковбасюк
считает, что главной методической условием построения организации обучения
права с целенаправленным и систематическим использованием письменных источников
является поэтапное овладение учащимися умений работать с документами. Учитывая
это, в основу методической системы по формированию умений работать с
документами следует положить принцип роста уровня самостоятельности учащихся
при работе с исследуемым материалом. Однако вопросы методики использования
документов на уроках права не является окончательно решенным и требует
дальнейшей разработки[6].

Рассмотрим основные
методические разработки по использованию документов в научной литературе. По
мнению большинства специалистов главной целью при изучении документов должно
стать овладение учащимися умениями работать с ними[7]. В частности, эксперты
Совета Европы считают, что важнейшими умениями являются: умение анализировать
различные свидетельства, документы, источники, учитывать их особенности,
приобретая информацию; умение точно формулировать содержательные вопросы и,
отвечая на них, делать корректные и взвешенные умозаключения; умение четко и
убедительно выражать свои мысли в устной и письменной форме; умение оценивать мнения
других, проявлять разногласия в неодинаковых суждениях, позициях умение
замечать дезинформацию и проявления предвзятости в суждениях и не поддаваться
влиянию тенденциозной информации[8].

По мнению большинства
методистов, общая логика поэтапного формирования познавательных умений для
работы с документами выглядит так: создание мотивационной основы действий;
создание ориентационной основы действий (описание способов и последовательности
их выполнения); выполнения операций по алгоритму или памятником под контролем
учителя (первичное закрепление умения) выполнение действий в условиях
самоконтроля (последующее закрепление) самостоятельный выбор источников и их
анализ (рефлексия, позволяет оценить эффективность выполнения работы)[9].

Таким образом, при
использовании источников на уроках права важно сформировать у учащихся умения
их толковать. При этом следует установить цели в работе с различными типами
источников и соблюдать логической последовательности в формировании основных
умений.

Современные ученые выделяют
учебные функции и методические приемы исследования текстовых документальных
источников. Среди них[10]:

1)
иллюстративно-информационная – существует на репродуктивном уровне восприятия
информации, которую несет в себе исторический документ, выполняется с помощью
цитирования, комментируемого чтения, перевода, приема персонификации и т. д.

2)
познавательно-развивающая – основывается на основе решения разноуровневых
познавательных задач репродуктивного, проблемного и творческого направления,
как того требует технология развивающего обучения,

3) практически-обобщающая
– зависит от уровня обобщения и формы его выражения, например, через
конспектирование, составление тезисов, таблиц, планов, схем и т. д.; важную
роль в организации выполнения функции должна играть ученическая тетрадь;

4) ценностно-смысловая –
действует в течение всего процесса обучения при соблюдении названных выше
принципов науки и образования[11].

При этом Т. Ковбасюк
предлагает следующие критерии при отборе учителем источников[12]:



[1] Татарченкова, С. С. Технология развития универсальных учебных действий
учащихся в урочной и неурочной деятельности / С. С. Татарченкова. – СпБ: Каро,
2014. – 112 с.

[2] Петерсон, Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий
на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…»/
Л.Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 201
6. — № 3. – с.17-23

[3] Теплоухова, Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся
основной школы средствами проектной технологии:
монография / Теплоухова Лариса Александровна. –
Ижевск, 201
5. –
132 с

[4] Науменко, Ю. Программа универсальных учебных действий/Ю.Науменко//
Директор школы. – 2013. — № 3. – с. 49-57.

[5] Моисеенко Н. В. Мониторинг сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся // Актуальные направления научных
исследований XXI века: теория и практика. – 2015. – Т. 3. – № 9-1 (20-1). – с.
178-182.

[6] Погожева, И.А., Фатеева, И.Ю. Формирование регулятивных универсальных
учебных действий в учебном процессе / И.А. Погожева, И.Ю. Фатеева // Научное
мнение. – 2015. — № 11. – с. 89 – 94.

[7] Коджаспирова Г. М. Познавательные УУД как средство развития
логического мышления: пособие для студентов высших и средних педагогических
заведений / Г. М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –
86с.

[8] Попова Н. Е., Интеграция универсальных учебных действий учащихся в
соответствии с требованиями ФГОС СОО // Педагогическое образование в России. –
2015. – № 12. – с. 139-144.

[9] Субботкина М. И. Универсальные учебные действия как основа
формирования культуры умственного труда // Вестник Тамбовского университета.
Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 9 (149). – С. 73-79.

[10] Мурзина, Н. П. От новых стандартов к инновационной деятельности
педагогов школы / Н. П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. – 2014. –
№4. – С. 3-9

[11] Татарченкова, С.С. Технология развития универсальных учебных действий
учащихся в урочной и неурочной деятельности/ С.С. Татарченкова. – СпБ: Каро,
2014. – 112 с.

[12] Пономарева, Е. А. Универсальные учебные действия или умение учиться /
Е. А. Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –
2016.- № 2. – С. 39-4
2

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы