Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Учебная деятельность как фактор психического развития школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Научно-теоретические подходы к понятию «учебная
деятельность». 5

1.1. Понятие «учебная деятельность» в
психолого-педагогических исследованиях  5

1.2. Структура, свойства и компоненты учебной
деятельности. 9

2. Становление и развитие учебной деятельности. 17

2.1. Школьник, как субъект учебной деятельности. 17

2.2. Влияние учебной деятельности на психическое
развитие школьников. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

  

Введение:

 

 

Начало
обучения ребенка в школе — важный поворотный момент во всей его жизни. Внешние
признаки этого поворотного момента проявляются в ее организации, в новых
обязанностях ребенка как ученика. Однако этот момент имеет глубокую внутреннюю
основу — поступая в школу, ребенок начинает познавать наиболее развитые формы
общественного сознания — науку, искусство, мораль, право, которые связаны с
теоретическим сознанием и мышлением людей. Освоение этих форм требует от детей
выполнения определенных действий. Эта деятельность детей является их
образовательной деятельностью.

Учебная
деятельность, как предмет психолого-педагогических исследований берет свое
начало еще от психологического понятия «деятельность» С.Л. Рубинштейна, А.Н.
Леонтьева. Впоследствии она стала предметом научных психолого-педагогических
исследований В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, И.А. Зимней, Л.И. Божович, Ю.К.
Бабанского и др.

До
сих пор учебная деятельность, как научное понятие и особенности ее влияния на
развитие школьников остается актуальным вопросом.

В
данной работе предпринята попытка провести исследование научных подходов к
понятию «учебная деятельность» и особенности ее влияния на психическое развитие
школьников.

Объектом
данной работы выступает учебная деятельность школьников.

Предмет
исследования — процесс влияния учебной деятельности на психическое развитие
школьников.

Цель
исследования — проанализировать основные теоретические подходы к влиянию
учебной деятельности на психическое развитие школьников.

Задачи
исследования:

1. изучить
основные подходы к понятью «учебная деятельность»,

2.
определить критерии, структуру учебной деятельности,

3.
определить влияние учебной деятельности на психическое развитие школьников.

Основными
методами вступили: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и
систематизация научной литературы и практического материала, в котором
освещались вопросы относительно влияния учебной деятельности на психическое
развитие школьников.

Полученные
теоретические аспекты могут быть положены в дальнейшее изучение вопросов о
влиянии учебной деятельности на психическое развитие школьников. Так же
теоретический материал мог бы найти применение в практическом исследовании
влияния учебной деятельности на психическое развитие школьников.

Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Итак,
учебная деятельность — деятельность человека, в процессе которой он осваивает
приемы учебных действий. Кроме того, этот вид деятельности направлен на самого
субъекта (ребенка) и способствует развитию личности и круговороту культурного
опыта.

Учебная
деятельность направлена на усвоение знаний путем решения учебных задач. Учебная
деятельность направлена на усвоение общих приемов учебных действий. Учебные
мероприятия ранжируются от общих к частным. Учебная деятельность способна
изменить психические свойства личности ребенка и вывести их на более высокий
уровень. Целью учебной деятельности является получение школьником знаний. Если
у ребенка нет потребности в знаниях, то эта деятельность для него бессмысленна
только в том случае, если он не преследует другую цель, например, получить
профессию. Таким образом, учебная деятельность может быть разной по значению в
зависимости от предмета обучения: учебная деятельность может удовлетворить
когнитивную потребность. Учебная деятельность может удовлетворить другие
потребности (внешние социальные мотивы).

 Суть учебной деятельности — личностное
развитие ученика. Продуктом образовательной деятельности являются актуальные
структурированные знания, лежащие в основе умения решать задачи в различных
областях науки и практики, требующих его применения, а также внутренние
новообразования в психике и поведения в ценностном, смысловом и мотивационном
планах. Продукты учебной деятельности как основная органическая часть
включаются в индивидуальный опыт школьника.

От
структурной организации индивидуального опыта, его силы, глубины, постоянства
зависит дальнейшая активность человека, его успех в профессиональной
деятельности, в общении с другими людьми.

В
структуру учебной деятельности входят:
 учебная задача
это изменения учебного материала, 
учебное действие необходимые для его освоения ребенком, это то, что
ребенок должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он
изучает, действие контроля осуществляет действие, соответствующее образцу,
действие оценки — определение того, достиг ли ребенок результата или нет.

Школьник, как субъект учебной деятельности отличается
следующими характеристиками:
отношением системе
«учитель-ученик»; формированием нового познавательного отношения к
действительности; формированием елания и способности учиться; осознанием своего
места и положения, своих действий и поступков; формированием взаимосвязей
выполняемых действий с собственным внутренним планом; адаптацией к учебной
нагрузке; ориентиром для заботы о других; появлением первых нестабильных форм
самоконтроля и самоуважения; способностью произвольно контролировать и
регулировать свое поведение; высоким уровнем наглядно-образного мышления; исходным
уровнем развития логического мышления, умение делать умозаключения и заключения
на основании имеющихся данных; развитием основ концептуального мышления,
понимание смысла учебной деятельности для себя; высоким уровнем учебной
активности и самостоятельности; самостоятельной организации деятельности в
рамках поставленных учителем целей; познавательным интересом, который носит
случайный и фрагментарный характер.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Научно-теоретические подходы к
понятию «учебная деятельность»

 

1.1. Понятие «учебная деятельность» в
психолого-педагогических исследованиях

 

Общая
теория деятельности в психологии (с точки зрения естественнонаучного подхода)
была впервые разработана С. Л. Рубинштейном. Специфика человеческой
деятельности состоит в том, что это сознательная и целенаправленная
деятельность. В нем и через него человек реализует свои цели, объективируя свои
планы и идеи в трансформируемой деятельности. Смысл деятельности заключается,
прежде всего, в том, что в ней и через нее устанавливается действенная связь
между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное
единство и взаимопроникновение субъекта и объекта.

А.Н. Леонтьев показал, что
«составляющими» человеческой деятельности являются осуществляющие ее действия,
где действия — это процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Каждое действие
состоит из операций, которые непосредственно зависят от условий достижения
цели. В свою очередь тот или иной вид деятельности соотносится с побуждающим ее
мотивом, связанным с удовлетворением определенной потребности. Выделенные А.Н.
Леонтьевым «единицы» человеческой деятельности образуют ее макроструктуру [11].

Развитие
деятельностного подхода в педагогике прослеживается в исследованиях М.А.
Данилова, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Г.
И. Щукиной и других. В развитии деятельностного подхода можно выделить три
основных направления:

— определение
структурной единицы учебного процесса, ее «ячейки» (элемента);


описание структуры такого подразделения в деятельности учителя и учащихся в
процессе обучения;


использование единицы деятельности для описания и организации процесса
обучения.

Среди
различных видов деятельности человека выделяется познавательная деятельность, в
процессе которой усваивается и трансформируется накопленный человечеством и
индивидом опыт, то есть деятельность, связанная с процессом обучения. Для
характеристики деятельности в процессе обучения используются понятия
«познавательная деятельность», «учебная деятельность», «обучение». Анализ
психолого-педагогических исследований М. Н. Алексеева, Г. И. Щукиной и др.
Среди различных типов интерпретации деятельности в процессе обучения можно
выделить два основных — это познавательная деятельность (преподавание) и
учебная деятельность.

Как
отмечает С.Л. Рубинштейн, существует два типа обучения, а точнее два метода
обучения и два типа деятельности, в результате которых человек приобретает
новые знания и навыки. Один из них специально направлен на овладение этими
знаниями и навыками как свою прямую цель, другой ведет к овладению этими
знаниями и навыками. В последнем случае обучение — это не самостоятельная
деятельность, а процесс, осуществляемый как компонент и результат деятельности,
в которую оно включено. Обучение, доведенное до конечных результатов, обычно
осуществляется обоими способами в той или иной пропорции
[11].

Учебная
деятельность, С.Л. Рубинштейном рассматривается как вид познавательной
деятельности, прямой целью которой является усвоение учащимися знаний, навыков
и умений, в результате чего происходят изменения в самом ученике, в его
развитии
[11].

Концепция учебной деятельности возникла в рамках
отечественной психологии благодаря работам Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Учебная деятельность может отождествляться с
процессом учения, однако это не совсем верно. По Д. Б. Эльконину, учебная
деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная
деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться
некими мотивами[16].

Ю. К. Бабанский определяет учебную деятельность как
совместную деятельность педагога и учащегося, в которой один из ее участников
приобретает опыт, а другие создают благоприятные условия для этого, т.е.
осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения[2].

Оригинальную
концепцию учебной деятельности предложил В.В. Давыдов: «В процессе учебной
деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму
способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества» [6].
Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественные психологи
опираются на положение о содержании и структуре учебной деятельности,
выдвинутые В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным. С точки зрения этих учёных,
учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой
научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения
конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов
выступает в качестве основной учебной цели.

Д.Б.
Эльконин отмечает, что учебная деятельность не может быть равна усвоению.
Знания, умения и навыки ребёнок может получать и вне этой деятельности,
например, в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности
возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта[16].

И.А. Зимняя среди особенностей учебной деятельности
отмечает следующее: она специально направлена на усвоение учебного материала и
решение учебных задач; овладевает общими методами действия и научными
концепциями;
 общие
способы действий предшествуют реше
нию проблем;  приводит к изменению самого
предмета; В процессе учебной деятельности происходят изменения психические
свойства и поведение усваиваются в зависимости от результатов собственных
действий [8].

Учебная деятельность – это деятельность индивида, в
процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой
вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному
развитию и вращиванию культурного опыта.

Учебная деятельность направлена на овладение знаний
посредством решения учебных задач. Учебная деятельность направлена на усвоение
общих способов учебных действий. Учебная деятельность стоится от общего к частному.
Учебная деятельность способна изменить психические свойства личности ребенка и
вывести их на более высокую ступень. Цель учебной деятельности состоит в
приобретении учеником знаний. Если же ребенок не имеет потребности в знаниях,
то данная деятельность для него бессмысленна, только если он не преследует
другую цель, например, для получения какой-либо профессии. Так, учебная
деятельность может быть разной по смыслу в зависимости от субъекта учения:
Учебная деятельность может удовлетворять познавательную потребность. Учебная
деятельность может удовлетворять другие потребности (внешние социальные
мотивы). Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика.
Продукт учебной деятельности – это актуальное структурированное знание, которое
лежит в основе умения решать задачи различных областей наук и практики,
требующие его применения, а также внутренние новообразования в психике и
поведении в ценностном, смысловом и мотивационном планах. Продукты учебной
деятельности в виде основной органичной части входят в индивидуальный опыт
обучающегося. Дальнейшая деятельность человека, его успешность в
профессиональной деятельности, в общении с другими людьми зависит от
структурной организации индивидуального опыта, его прочности, глубины,
системности.

Главным продуктом учебной деятельности является
формирование у обучающегося теоретического сознания и мышления. В результате
учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и
знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение
ребенка учиться самостоятельно.

Итак, в ряде психологических и
педагогических исследований показано, что полноценное усвоение знаний
оказывается возможным только в том случае, если данный процесс, строится на
основе формирования операционных структур умственной деятельности, если в
процессе обучения объектами усвоения являются не только знания, но и приемы,
способы учебной деятельности.

В связи с этим содержание учебной
деятельности составляют как теоретические знания, так и приемы, способы
деятельности. Эмпирическим знаниям соответствуют эмпирические действия, а
теоретическим знаниям — теоретические (или содержательные) действия. Учебная
деятельность реализуется посредством выполнения учащимися соответствующих
действий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы