Курсовая теория на тему Участие педагога-психолога в работе с родителями учащихся, воспитанников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Сущность процесса взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся в образовательном учреждении 6
1.1 Психолог как субъект процесса взаимодействия с родителями учащихся 6
1.2 Суть процесса взаимодействия психолога с родителями учащегося 9
Глава 2 Практические аспекты организации взаимодействия педагога-психолога с родителями в образовательном учреждении 13
2.1 Особенности взаимодействия психолога с родителями в ДОУ 13
2.2 Работа педагога-психолога с родителями в школе 18
Заключение 22
Список литературы 23
Введение:
Организация взаимодействия с родителями — важный, сложный и необходимый компонент деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении, по той причине, что институт семьи имеет ключевое значение в воспитании и развитии ребенка на разных этапах возрастного развития. Взаимодействие ребенка с окружением, и в первую очередь с социальным окружением, микросредой, овладение сформированной цивилизацией культурой, с точки зрения Л.И. Божович, имеют решающее значение в его психическом развитии, формировании его личности. Ребенок налаживает бесконечное количество связей с окружающей действительностью, каждая из которых развивается, переплетается с другими отношениями в связи с развитием самого ребенка.
Закон «Об образовании» в РФ и ФГОС ОО предполагает активное включение родителей в образовательный процесс. Максимально тесное взаимодействие родителей, как правило, происходит с классным руководителем. Тем не менее практика демонстрирует, что большое количество трудностей, появляющихся в ходе обучения и воспитания, предполагают необходимость оказания психолого-педагогической поддержки, по той причине, что соотносятся с психологическим нездоровьем обучающегося. Можно предположить, что в таких обстоятельствах основной целью взаимодействия с родителями учащихся является формирование представлений о непосредственной взаимосвязи психологического здоровья со здоровьем физическим, школьной успеваемостью и дисциплиной.
Современный социум характеризуется растущим представлением о семье как базовой структуры не только для формирования личности детей, но и, в конечном итоге, формирования в целом сообщества. Взаимодействие детей с родителем рассматривается как главное умение взаимодействия с окружающим социумом. Это умение закрепляется и формирует конкретные алгоритмы поведения с другими людьми, которые переходят из поколения в поколение. В каждом социуме формируется определенная культура отношений и взаимодействия между родителями и детьми, вырабатываются социальные стандарты, определенные установки и убеждения на воспитание в семье. Увеличение заинтересованности проблемами семейного воспитания в России соотносится с новыми социально-экономическими обстоятельствами. условиями. Трансформация идейных ориентиров либо абсолютное их отсутствие становятся источниками трудностей, которые приходится преодолевать современным родителям [3]. Почти все родители достаточно четко осознают недостатки своего воспитания, однако во многих случаях им недостает элементарной психологической грамотности для преодоления возникших сложностей. Взаимодействие с психологом образовательной организации, участие в разнообразных формах работы помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и, посредством этого, условно объективизировать собственное поведение. Родители начинают более корректно воспринимать собственные стандарты воспитания, которые не являются итогом осознанного выбора педагога, а, как правило, передаются или «по наследству» от собственных отца с матерью, или рассматриваются, как итог представлений о отношениях ребенка и родителя, сформированных на основе данных ближайшего социума, средств массовой коммуникации и информации [4]. Прямое участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль, за психическим развитием воспитанников, дает возможность педагогу-психологу оперативно оказывать помощь родителям детей, обучающихся в конкретном образовательном учреждении. Деятельность педагога-психолога проектируется согласно должностным обязанностям и правам, определенным рамкам профессиональной компетенции.
Заключение:
Таким образом, взаимодействие педагога-психолога с родителями является значимым направлением деятельности психолога образовательного учреждения. Семья имеет основной приоритет в воспитании ребенка согласно современным концепциям осуществления образовательной деятельности, однако зачастую родителям не хватает знаний в сфере возрастной психологии, психологии и взаимоотношений с ребенком, Это приводит к возникновению разнообразных проблем и кризисных явления в развитии ребенка, в его поведении. В данном случае задаче психолога образовательного учреждения становится всесторонняя помощь и содействие родителям в налаживании взаимоотношений родителей с ребенком: сюда входит психологическое просвещение, психологическое консультирование, проведение психологической диагностики и профилактики.
Для эффективного осуществления подобной деятельности психолог должен владеть помимо традиционных способов организации взаимодействия с родителями также и наиболее современными и инновационными методами данной деятельности. Это подразумевает необходимость постоянного саморазвития психолога и знакомства с создающимися технологиями.
Кроме того, психологу следует наладить связи со специалистами других учреждений, которые могут оказать содействие в налаживании контакта психолога с родителями, а также в решении актуальных проблем родителей.
Таким образом, психолог становится полноценным субъектом образовательного пространства взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Сущность процесса взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся в образовательном учреждении
1.1 Психолог как субъект процесса взаимодействия с родителями учащихся
Психолог как субъект образования представляет собой носителя общей профессиональной культуры специалиста образования, которая может быть интерпретирована как профессиональная компетентность, которая дает возможность в профессиональной деятельности устанавливать собственную профессиональную позицию, инициировать субъект-субъектные отношения, удовлетворять потребность в обновлении содержания профессиональной деятельности, детерминировать психологическую устойчивость в сложных отношениях между субъектами образовательной среды, индивидуализировать способы взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Специфика профессиональной культуры психолога сопряжена с принятием ценностей профессии, с формированием специфического взгляда на окружающую реальность, специфического восприятия процесса взаимодействия с окружающими, целью которых выступает психологическое здоровье детей [1].
Особым направлением приложения профессиональной культуры педагога психолога является организация взаимодействия с родителями, которое определяется как сложный многоаспектный процесс взаимосвязанного и взаимодетерминированной трансформации субъектов, реализации как субъект-объектных, так и субъект-субъектных отношений. Федеральный государственный стандарт общего образования субъектами образовательного процесса называет учащихся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества. Субъект образовательного процесса параллельно выступает субъектом образовательной потребности, транслирующим собственные требования к системе образования. Взаимодействия в образовании представлены единичными и совокупными субъектами — личностью, группой, коллективом [2].
Родители как субъект взаимодействия в образовании проявляются на уровне личности, группы и коллектива. Родитель как единичный субъект взаимодействия предстает во взаимодействии с психологом как личность, для которой типичны уникальные характеристики и параметры. Групповым субъектом взаимодействия со стороны родителей выступает семья обучающегося и воспитанника, временные группы родителей по решению образовательных задач, инициативные группы родителей, родительский комитет и т. д. Коллективный субъект взаимодействия со стороны родителей представлен родительским коллективом образовательного учреждения. Соответственно, взаимодействие в образовании обладает характеристиками многомерности и многосубъектности; субъекты взаимодействия с родителями в образовании рассматриваются в соответствии с понятиями цели, предмета, стратегии взаимодействия и обратной связи [13].
Оказываясь в статусе коллективного или группового субъекта взаимодействия, психолог налаживает взаимодействие с точки зрения личностного аспекта и может быть воспринят как единичный субъект взаимодействия с родителями, который выражается в психогностическом, психопраксическом, мотивационно-потребностном, психосоциальном аспектах.
Психогностический аспект взаимодействия имеет в своем составе профессиональные знания, расширение практики взаимодействия с родителями, способность трансформировать информацию сначала в план теоретических, а затем эмпирических представлений.
Психопраксический аспект относится к формированию общепрофессиональных и специальных для работы с семьями умений, базой для которых является целеполагание, прогнозирование, проектирование, использование достижений науки и передового опыта в практику профессиональной деятельности.
Мотивационно-ценностный аспект относится к системе мотивов в деятельности с родителями, ценностным установкам педагога-психолога, его моральным нормам, культурным ценностям, нравственно ориентированным образам стратегий достижения результатов взаимодействия.