Курсовая теория на тему Участие гражданского общества в законотворческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Правовая характеристика участия гражданского общества в
законотворческой деятельности. 5
1.1. Законотворческая
(правотворческая) инициатива институтов гражданского общества. 5
1.2. Институт правотворческой инициативы граждан
на различных уровнях осуществления публичной власти в РФ.. 11
1.2. Участие народа в
референдуме как стадии законотворческого процесса 12
Глава 2. Практические аспекты участия
гражданского общества в законотворческой деятельности. 17
2.1. Взаимодействие гражданского
общества и органов государственной власти в законодательной сфере. 17
2.2. Право законодательной
инициативы и легитимность. 19
Заключение. 31
Список использованных источников. 36
Введение:
Актуальность
данной темы заключается
в том, что под законодательной инициативой
понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за
собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по
нему определенное решение[1].
В зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается
внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на
конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и
региональном уровнях.
В истории России заметную роль сыграла деятельность
таких общественных организаций и движений, как земство, народничество,
почвенничество, славянофильство и т.д., носивших демократический характер, но
идеализировавших русскую общину и народный сход (собор) как единственные формы
самоуправления, присущие русской идее народовластия.
Но это не смогло противодействовать угрозе подмены
представительства народной воли представительством воли и интересов
профессиональных политиков, институционализированных в партиях и парламенте.
Объектом
исследования являются общественные отношения в области участия гражданского
общества в законотворческой деятельности.
Предметом данного исследования является
участие
гражданского общества в законотворческой деятельности.
Основной целью данной
работы является исследование участия
гражданского общества в законотворческой деятельности.
Для выполнения поставленной
цели необходимо решить последующие задачи:
—
изучить правовую характеристику участия гражданского общества в
законотворческой деятельности;
-исследовать практические
аспекты участия гражданского общества в законотворческой деятельности.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования
использованы сравнительно-правовой, дескриптивный (описательный),
формально-юридический и иные методы научного познания, позволившие осуществить
теоретическую интерпретацию эмпирического материала.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. [1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,
Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп.
М., 2016.С.88.
Заключение:
Российский народ не имеет
права законодательной инициативы на федеральном уровне.
Признавая народ
источником верховной власти и субъектом властных отношений, мы вместе с тем
обнаруживаем его юридическую несостоятельность в обладании правом
законодательной инициативы.
Статья 104 Конституции не
упоминает народ в числе субъектов, имеющих такую возможность. Как соотнести
этот инцидент с возможностью прямого народного правления? Может ли быть
референдум о принятии закона, инициированного народом? Может ли закон быть
принят непосредственно народом, как Конституция? Теоретически неограниченный
суверенитет народа позволяет это.
Ведь тот, кто принял
Конституцию и согласовал порядок организации и функционирования всего
установленного ею государственного механизма, вправе обязать последнего
учитывать волю учредителя.
Можно попытаться
поставить под сомнение необходимость права народа на законодательную
инициативу, объяснив это наличием своих представителей в органах
законодательной власти.
Но что делать, когда
народные представители, следуя известному правилу, что они должны действовать
независимо от воли избирателей, действуют вопреки общественным интересам?
Поскольку в российском
законодательстве отсутствует процедура отзыва депутатов избирателями, не
избрание предусматривает мандат, воспринимаемый как формальная обязанность
депутата исполнять волю представляемого гражданина, а избранник юридически
безответственен за свои действия и решения перед народом.
Доподлинно известно, что
за все время существования последнего российского парламента ни один его
представитель не лишился мандата по инициативе избранных представителей.
Вместе с тем следует
отметить, что сегодня в России есть основа для реализации идеи народной
законодательной инициативы на государственном уровне, о важности и
необходимости которой прямо заявил президент России Владимир Путин в Послании
Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года: "мы должны уделять больше
внимания развитию прямой демократии, прямой демократии, в том числе праву
народной законодательной инициативы… когда идея, получившая гражданскую
поддержку, в том числе и в Интернете, является обязательной для рассмотрения в
парламенте."
Становлению демократии
способствует наличие такого права у избирателей в отдельных регионах, которое
они могут осуществлять, в том числе путем внесения предложений в
законодательные органы субъектов о разработке отдельных законов.
Представляется, что
нормативное закрепление широкой народной законодательной инициативы только
укрепит институты прямой демократии в России.
Поэтому эта идея должна быть поддержана на
федеральном уровне, что позволит сформировать концентрированное мнение
гражданского общества на уровне высших органов государственной власти,
скорректировать отдельные направления законодательной деятельности.
Не каждый представитель
народа способен выдвинуть законодательную идею и обосновать ее.
Каждый субъект права
может внести предложение, но не каждое обращение становится достойным его
развития в законодательной идее. Необходимо обосновать законодательную идею,
разработать законопроект и подготовить необходимые документы.
Фактор проживания
гражданина на определенной территории связан с понятием "население".
Правовые понятия "народ" и "население" как возможный
субъект права на реализацию законодательных инициатив в парламентах России не
совпадают.
В состав населения муниципального образования
входят граждане Российской Федерации, иностранные граждане (постоянно или
временно находящиеся на территории Российской Федерации), а также лица без
гражданства.
Органы местного
самоуправления создаются для реализации населением своих предложений.
Представительные органы
местного самоуправления являются основными представителями населения, которые
теоретически способны осуществлять законодательную функцию.
Но этот орган не наделен
законодательной функцией. Законы принимаются только федеральным и региональным
парламентами.
На практике
представительные органы местного самоуправления отождествляют себя с
парламентами.
Так, представительные
органы местного самоуправления определяют процедуры, осуществляемые местными
депутатами, как "парламентские" (парламентские слушания вводятся
правовыми актами муниципального образования).
Правовое регулирование статуса
представительного органа местного самоуправления не содержит запрета на
установление деятельности в качестве "парламентской".
Но такое отождествление должно иметь только
терминологическую характеристику, а не концептуальное содержание категории
"парламент" как правотворческий орган.
Можно сколько угодно
приводить фактов об активной гражданской позиции россиян, так как эти факты, на
наш взгляд, однозначно свидетельствуют о росте гражданской активности нашего
российского общества, об укреплении жизненной позиции каждого гражданина в целом.
Таким образом,
гражданское общество реагирует на угрозы и вызовы, создаваемые природой, в то
время как многие граждане-члены гражданского общества не оставались пассивными
наблюдателями, а оказывали сопротивление стихии, принимая при этом все меры и
прилагая все усилия для ликвидации последствий разбушевавшейся стихии.
Следует с уверенностью
констатировать, что в современной России рядовые граждане, институты
гражданского общества занимают активную жизненную позицию в делах государства
как активные участники управления государственными делами-государственного
управления.
Говоря об этих вопросах,
представляется, что сегодня нет вопросов об использовании этого термина, а
именно термина "государственное управление", который гораздо шире и
охватывает термины "государственное управление",
"государственное управление", "управление в различных сферах
жизни" и т. д.
Суть вышесказанного как
раз и заключается в экстраординарных отношениях, когда инициатива исходит снизу
от рядовых граждан, а также гражданского общества.
Здесь уместно отметить,
что в данном случае речь не идет о служебных отношениях по оказанию государственных
услуг гражданам.
Именно здесь речь идет о
более высоком, более важном отношении — отношении участия (милосердия,
честности, отзывчивости и т. д.) граждан к другим. Вышеприведенный аргумент
показывает, что граждане не выходят на улицу и не приходят на помощь
нуждающимся по чьему-то административному распоряжению или решению сверху, а по
собственной инициативе, с чувством гражданского долга объединяются и решают
любые стоящие перед ними проблемы. Эти факты еще раз подтверждают, что речь
здесь идет не о вопросах государственного управления.
Вышесказанное является
проявлением высшей формы государственного управления, а именно участия
институтов гражданского общества в реализации задач и функций государства во
всех сферах жизнедеятельности.
При таком подходе
представляется целесообразным в качестве приоритетного направления развития
науки административного права аргументировать положения устава в пользу
правового института "государственное управление" — нового,
перспективного научного направления в теории административного права и практике
государственного управления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовая характеристика участия гражданского общества в
законотворческой деятельности
1.1.
Законотворческая
(правотворческая) инициатива институтов гражданского общества Раскрывая содержание
государственного управления, представляется целесообразным обратиться к
вопросам народной законодательной инициативы, которая является одной из форм
прямой (прямой) демократии, наряду с референдумом и т. д.
В отличие от
представительной демократии, при которой власть народа осуществляется через
представляемые им государственные органы, прямая демократия предполагает
принятие государственных решений самими гражданами.
Народная законодательная
инициатива — это право определенной группы избирателей предложить проект
закона, подлежащий обязательному рассмотрению парламентом.
При этом парламент, как
правило, может принять любое решение: согласиться с проектом, внести в него
поправки или отклонить.
Это народная
законодательная инициатива в отличие от референдума, решение которого имеет
силу закона и право обращения в органы власти с предложениями (ходатайствами),
которые предполагают ответ, но не требуют рассмотрения законодательным органом.
Федеральный уровень
законотворческой политики характеризуется этапами законотворчества, которые
состоят из подготовки, обсуждения и принятия законов Государственной Думой, их
утверждения Советом Федерации и вступления в силу после подписания главой
государства.