Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Творчество и воображение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1
Творчество и воображение как форма отражения. 5

1.1 Проблема
воображения в психолого-педагогической литературе. 5

1.2 Понятие и
основные функции воображения. 8

1.3
Теоретико-методологические основы изучения творческого воображения  13

ГЛАВА 2
Психологические основы воображения и творческого вдохновения  17

2.1 Виды
воображения. 17

2.2
Психология творчества. 18

2.3 Творческое
вдохновение. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования
данной темы можно объяснить тем, что, взаимодействуя с объективным миром,
человек не только воспринимает, запоминает, осмысливает этот мир, но и создает
образы того, с чем он непосредственно не встречается. Эти образы могут отражать
события, факты, явления, свидетелем которых он не был. Нередко в жизни ему
приходится создавать образы таких объектов, которых не существует в
действительности, над созданием которых он работает. Этот процесс называют
воображением или фантазией. Он значительно расширяет и углубляет познание мира.
Следовательно, наряду с восприятием, памятью и мышлением воображение является
одним из важных познавательных процессов человека. Над им изучением работали
такие известные исследователи, как Эрдман, Гензелинг, Сегал, Ю. Линдварский, Б.
Зальцман, В. Романец, А. Петровский и др.

В повседневной жизни мы
часто прибегаем к необходимости вообразить что-то в своей голове. Например,
абстрактные понятия или художественные образы должны быть представлены так или
иначе, чтобы их было легче запомнить. Воображение помогает сделать внутренний
мир человека более ярким и богатым. Этот процесс позволяет индивиду
своевременно делать прогноз текущей ситуации, строить существующие перспективы
и внутренне готовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно
развитым воображением страдают от того, что начинают создавать образы, не
имеющие ничего общего с реальностью, тем самым вводя в заблуждение себя и
окружающих. Человеческое воображение помогает творческим людям создавать
уникальные авторские произведения. Суть его как процесса заключается в построении
новых образов из уже существующих — уникальных и неповторимых.

Воображение возникло и
развилось в процессе человеческого труда. Это наглядно показывает специфически
человеческую природу деятельности: не представив результата труда, нельзя
приступать к работе. Самые тесные связи существуют между воображением и
мышлением. Как и мышление, оно мотивируется потребностями индивида.
Действительному удовлетворению потребности часто предшествует яркое
представление ситуации, в которой эта потребность может быть удовлетворена.
Итак, в конкретно-образной форме воображение предоставляет индивиду возможность
предвосхищать отражение действительности. Жизнь доказывает, что в сложных
условиях, в постоянно меняющихся условиях человек лучше всего ориентируется,
принимает решения, работает творческий, гибкий человек, который умеет
генерировать и использовать новые вещи (новые идеи и замыслы, новые подходы,
новые решения). Творческая самореализация в широком смысле этого слова является
главным качеством, интегральной характеристикой психически здорового человека.
Творчество понимается прежде всего, как процесс создания нового, полезного
продукта.

Структура творческого
процесса является многокомпонентной. Кроме воображения, в него входят и другие
познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемические, интеллектуальные),
речевые и двигательные акты, эмоции, воля, мотивация. Частота и общая
продуктивность творческих актов связаны с индивидуально-психологическими
особенностями (чертами характера) и направленностью личности. Однако
большинство исследований творчества последовательно показывают ведущую роль
воображения в творческом процессе. Поэтому иногда само воображение называют
творческим процессом, что верно лишь отчасти. Творческое воображение — один из
важнейших видов воображения. Творчество, как творческая сторона личности,
проявляется в деятельности и общении прежде всего, как склонность и способность
к воображению.

Цель работы — исследовать
психологию творчества и воображения человека.

Исходя из цели, мы
поставили перед собой следующие задачи:

Рассмотреть проблему
воображения в психолого-педагогической литературе.

Выяснить понятие и
основные функции воображения.

Изучить теоретико-методологические
основы изучения творческого воображения.

Выявить виды воображения.

Рассмотреть психологию
творчества.

Изучить творческое
вдохновение.

Объект: познавательный
процесс личности.

Предмет: воображение и
творчество как форма отражения.

Для реализации
поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов
исследования:

Методы теоретического
исследования – теоретический анализ научной литературы; сопоставление и
обобщение научно-исследовательских работ по проблеме исследования.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, воображение –
процесс создания индивидом наглядных образов, внутренняя активность,
посредством которой он осуществляет опережающее отражение действительности,
расширяет круг своей жизни. Процесс воображения является осознанным только
тогда, когда он функционирует на уровне действия или составляет отдельную
деятельность. Однако, как механизм, обслуживающий деятельность, осуществляется
вне контроля сознания. На этом настаивает теория бисоциации А. Кестлера. Речь
идет об общем для различных видов творчества неосознаваемом сочетании
необычных, неожиданных и несвязанных между собой событий, явлений и тому
подобное. Поэтому если ассоциация – одноплановый и шаблонный способ образования
нового, то бисоциация – многоплановый и творческий.

Создавая возможность будущего,
воображение выполняет не только познавательную и инструментальную, но и
регулятивную функцию, ведь оно обеспечивает воплощения образа в
действительность. Поэтому его часто используют в психотерапии. Процесс
воображения физиологически является процессом образования новых сочетаний и
комбинаций из уже составленных нервных связей в коре больших полушарий
головного мозга.

Воображение – это высший
познавательный психический процесс, свойственный только человеку, при котором
человек производит на основании предыдущего опыта образы, представления, идеи.
Оно является своеобразной формой отражения человеком действительности. Все, что
сделано человеком и окружает его, является продуктом его воображения.
Воображение является психологической основой творчества и его необходимой
составляющей, то есть творчество базируется на воображении.

Воображение возникло и
развилось в процессе труда людей. В нем четко проявляется специфически
человеческий характер деятельности: не представив результата труда, нельзя
начинать работу. Или обрабатывая первобытный человек камень для наконечника
стрелы или выламывал палку для лука – у него был образ того, что получится в
процессе труда, что будет в недалеком будущем.

Итак, создавая
психическую модель промежуточных и конечных результатов, воображение
ориентирует человека в процессе деятельности. Воображение, как и восприятие,
память, мышление познавательный процесс. Специфика воображения заключается в
переработке прошлого опыта, сохраняющегося в виде представлений и понятий. Поэтому
оно неразрывно связана с процессами памяти, то есть, преобразует то, что
содержится в памяти.

Под творчеством
понимается прежде всего процесс создания нового, полезного продукта. По объему
принципиальной новизны результата различают четыре уровня творчества. Первый,
самый высокий уровень характеризует процесс творчества, который приводит к
принципиально новому результату, новому для всего человечества, а может, новому
и в космическом масштабе. Это произведения гениальных писателей, художников,
композиторов, изобретения и открытия, которые превращают жизнь человека и
человечества в самых разных, направлениях (от атомной бомбы к пенициллину).
Понятно, что творчество такого уровня (абсолютная, объективная новизна продукта
творчества) свойственно достаточно узкому кругу творцов-гениев, является
прерогативой элиты человечества.

Второй уровень творчества
касается продукта, который является новым для достаточно большого круга людей,
скажем для определенной страны мира. Некоторые изобретения появляются
одновременно или с определенным интервалом в разных странах, однако
соответствующий уровень творчества, безусловно, достаточно высок.

Третий уровень
характеризует новизну творческого продукта для значительно меньшего,
ограниченного круга людей. Самым очевидным примером творчества этого уровня
является рационализаторское предложение, реализуемое, как правило, в рамках
какого-то подразделения предприятия, в лучшем случае — отрасли.

И, наконец, четвертый
уровень касается творчества, новизна продукта которого является субъективной,
относительной, значимой только для самого творящего человека. Однако такой
ограниченный объем этого уровня творчества не мешает ему быть едва ли не самым
важным, начальным этапом в овладении высшими уровнями творчества, формировании
умений и навыков общей креативности.

Творчество — это не
линейный процесс, в нем бывают подъемы, спады, плато. Наивысшее кульминационное
творческое состояние — вдохновение. Это состояние наивысшего подъема, когда
познавательная и эмоциональная сферы объединены и направлены на решение
творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения якобы несет
«поток», он не все осознает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько
прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого
вдохновения связано и возникновение инсайтов, озарения.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Творчество и воображение как форма отражения

 

1.1 Проблема воображения в психолого-педагогической
литературе

 

В последнее время тема
воображения стала междисциплинарной, ее изучали психологи, дефектологи,
педагоги, философы, социологи, культурологи. Во многих философских,
психологических и педагогических исследованиях отражены различные аспекты
данного понятия (Л. С. Выготский, О. В. Запорожец, А. Г. Спиркин и др.).

По мнению философов Л. Н.
Когана и А. Г. Спиркина, воображение — это психологическое деятельность,
заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, непосредственно не
воспринимались человеком.

Важный вклад в изучение
вопроса становления и развития воображения сделала французская ученая Ж. Берни
и ее последовательница А. Жатсель, сумевшие проследить эволюцию развития теории
воображения. В частности, при изучении проблемы воображения прослеживается
эволюционная связь от античной эпохи и до настоящего времени.  На основе анализа философско-психологической
литературы по дефиниции «воображение», начиная от античности (Аристотеля, И.
Канта, Г. Гегеля, В. Вундта и Т. А. Рибо) и продолжая научными разведками
современных авторов, можно сделать вывод, что главной функцией во всех
определениях воображения есть процесс, благодаря которому происходит создание
образа. 

А. Бен, Т.А. Рибо, Дж.
Сэлли указывают на зависимость развития воображения от накопления собственного
опыта. Вышеупомянутые ученые, подчеркивая особой специфике действий
воображения, связывают данный процесс с конкретными его видами: познавательным,
направленным на познание реальности, или эмоциональным, направленным на
выражение своего собственного отношения к действительности. 

Советские психологи
склонялись к мысли, что воображение выступает, прежде всего, как познавательный
процесс, имеющий особый механизм, включающий ассоциации и диссоциации (Л. С.
Выготский); особые действия комбинирования впечатлений (С. Л. Рубинштейн) и др.

В исследованиях Л. С.
Выготского, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко воображение характеризуется
активностью, действительностью. Важной для нашего исследования является тезис
Л. С. Выготского, согласно которому именно в воображении происходит опережающее
отражение действительности, которое проходит в виде ярких представлений,
образов. Очень метко известный исследователь-психолог называет воображение
«королевским путем в подсознание» [4].

По утверждению Л. С.
Выготского, особенностью воображения является своеобразный «отлет от
действительности», создание нового образа, а не просто воспроизведение
увиденного [4]. Ученый указывает на тесную связь воображения с окружающей
действительностью.

Ряд ученых (А. Бен, Т.А.
Рибо, Дж. Сэлли и др.) указывают на зависимость развития воображения от
накопленного собственного опыта.  М. В.
Гамезо и И. А. Домашенко под воображением рассматривали психический процесс,
который создает новые образы, основанные на материале, полученном от ощущений,
представлений и впечатлений, а также приобретенного предыдущего опыта. Ученые
отмечают: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых
образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений,
полученных в предыдущем опыте» [1].

Взаимодействуя с
объективным миром, человек не только воспринимает, запоминает, постигает этот
мир, но и создает образы того, с чем он непосредственно не сталкивается. Эти
образы могут отражать события, факты или явления, свидетелем которых он не был.
Часто в жизни ему приходится создавать образы объектов, не существующих в
реальности, над созданием которых он работал. Этот процесс называется
воображением или фантазией. Он значительно расширяет и углубляет знания о мире.
Так, слушая рассказ учителя, читая книгу по истории, ученики мысленно рисуют
картины далекого прошлого, а на уроках географии как будто видят красоту
природы. Воображая литературных персонажей, они мысленно блуждают вместе с
ними. При изучении математики и физики воображение помогает учащимся оживлять
абстрактные понятия и наполнять полученные формулы конкретным содержанием.
Поэтому наряду с восприятием, памятью и мышлением воображение является одним из
важнейших познавательных процессов человека. Над этим работали такие известные
исследователи, как Эрдман, Гензелинг, Сегал, Ю. Линдварский, Б. Зальцман, В.
Романец, А. Петровский и др. Этот процесс чрезвычайно сложен, о чем
свидетельствует тот факт, что он еще не получил удовлетворительного
определения. Итак, под воображением или фантазией Эрдман понимал процесс
создания образов и воспринимаемых объектов. Однако его трактовка понятий
"предмет" и "образ" не позволяет приблизиться к соотношению
вещей и их пониманию, что важно для воображения.

Под фантазией Сегал
понимал наличие любой ситуации в виде представлений. Нетрудно заметить, что, то
же самое происходит и в процессе запоминания.

В современной психологии
описательные определения являются наиболее распространенными. Чаще всего
воображение — это процесс создания образов объектов, которые человек
непосредственно не воспринимал и не воспринимает на основе своего предыдущего
опыта. Или: воображение является необходимым элементом творческой деятельности
человека, выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает
создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация
характеризуется неопределенностью. Первое определение яснее и лаконичнее.

В зарубежной психологии
существует несколько точек зрения на воображение и его стороны. Концепция
некоторых / идеалистов / сводится к тому, что утверждается полная спонтанность
воображения, независимость от реальности. Эта точка зрения в корне неверна. На
самом деле человеческое воображение определяется объективной реальностью и
направлено на ее отражение.

Представители ассоциативной
психологии В. Вундт, Т. Рибо и др. пытались свести фантазию к другим
психическим процессам или их сочетанию. В то же время она утратила свою
независимость, и в одних случаях она рассматривалась как сочетание понимания и
воли, а в других — как сочетание восприятия, памяти и интеллекта.

Воображение возникло и
развилось в процессе человеческого труда. Это наглядно показывает специфически
человеческую природу деятельности: не представив результата труда, нельзя
приступать к работе. Или первобытный человек обрабатывал камень для наконечника
стрелы или ломал палку для лука – у него был образ того, что произойдет в
процессе труда, что произойдет в ближайшем будущем. Итак, создавая мысленную
модель промежуточных и конечных результатов, воображение ориентирует человека в
процессе деятельности.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы