Русская литература Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Творчество Достоевского в средней школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Особенности литературного воспитания детей среднего школьного возраста  6

1.1. Проблемы
воспитания читающей личности в школьном возрасте. 6

1.2.
Методические подходы к формированию читательской компетентности школьников. 8

1.3.
Особенности детского чтения и проблема формирования интереса к книге  11

Глава 2.
Проблема изучения творчества Ф.М. Достоевского в средней школе  19

2.1. Изучение
биографии и творчества Ф.М. Достоевского в средней школе. 19

2.2.
Особенности уроков литературы на примере изучения творчества Ф.М. Достоевского
в средней школе. 26

Заключение. 32

  

Введение:

 

Актуальность работы. Современный
урок литературы сегодня – «это урок искусства, так как на нем разбираются,
анализируются литературные шедевры. А если это так, то и урок литературы должен
быть произведением искусства. Тогда проявляются его обучающая и воспитательная
роль. А как поднять каждодневную работу учителя до высокого уровня искусства?..
Возможно это, когда урок создается теми же способами, какими создается
художественная книга»[1].

Очень
важно учителю найти свой стиль в работе с детьми на уроках. «На уроке литературы
надо заниматься литературой и человеком! Человеком! Как наука, урок литературы
воспитывает избирательно, как искусство – всех. Наш урок – это искусство»[2]. Эта мысль Е. Н. Ильина
«заставила» понять, что цель учителя литературы – ввести учащихся в мир
прекрасного, приобщая их к духовным и нравственным исканиям писателей, научить
понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание смысла
жизни, эстетические вкусы, высокую общую и читательскую культуру.

Цель
уроков литературы – воспитание, а задача – научить самостоятельному творческому
извлечению из произведений нравственных ценностей, осмысливать их и
эмоционально переживать, воплощать в поступках на вербальном (на уроке), а
потом на деятельном уровне. Для выполнения этой задачи необходимо
систематическое – от урока к уроку – овладение «языком» словесного искусства.
Надо, чтобы дети «шли» вместе с учителем не от одного литературного факта к
другому, а от одного уровня понимания факта к новому, более сложному и
высокому.

Человек,
научившийся анализировать произведение, сможет достаточно глубоко, обоснованно
и в соответствии с авторской художественной волей «прочесть» любой текст.
Осуществить поставленные цели помогает выработанная годами система работы на
уроках литературы в 9–11 классах. От чтения через анализ к творчеству – вот
фундамент этой системы.

На сегодняшний день творчество Ф.М. Достоевского
является обязательным для изучения в современной средней школе. Проблема,
однако, в том, что с советских времен еще творчество автора изучается не
слишком широко, тем более, если сравнивать с другими писателями. На анализ,
написание сочинений по произведениям Достоевского отведено, как правило, малое
количество часов, да и спектр изучаемых произведений весьма ограничен. И,
конечно, творчество автора сложнее рамок критического реализма с его социальным
подтекстом не стоит выпускать из виду глубочайшие философские и религиозные
смыслы его произведений.

Существует также вторая сложность. Не стоит забывать о
том, что средний возраст учащихся, на момент изучения ими творчества
Достоевского, составляет 15-16 лет. И как бы это ни звучало, это пока личности,
не в полной мере подготовленные к восприятию и пониманию бездн и глубин
творчества данного автора.

Однако
в этом есть и положительные стороны – именно данный возраст является также
порой наибольшей эмпатии, возрастом повышенного стремления к познанию.
Школьники всесторонне открыты к восприятию нового и яркого – при условии, что
это будет им преподано с правильной стороны. Тогда возникает и внутренняя
мотивация. Получается, главная цель учителя — организовать процесс обучения
так, чтобы школьники сами захотели проникнуть в своеобразие и глубину
творческой лаборатории Ф.М. Достоевского

Цель исследования
– изучить основные аспекты изучения творчества Ф.М. Достоевского в средней
школе.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1.
Выявить проблемы воспитания читающей личности в школьном возрасте;

2.
Определить методические подходы к формированию читательской компетентности
школьников;

3.
Выявить особенности детского
чтения и проблему формирования интереса к книге;

4.
Рассмотреть особенности изучения биографии и творчества Ф.М. Достоевского в
средней школе;

5.
Изучить особенности уроков литературы на примере изучения творчества Ф.М.
Достоевского в средней школе

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список использованных источников.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы. [1] Ильин Е. Н. Шаги навстречу. Из
опыта работы учителя. – М., 1986. – 32 с. [2] Там же. – 32 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что в Федеральных государственных образовательных
стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и
средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем,
что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его
вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение
остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение
формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего
охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение,
иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать,
свободнее писать.

Творчество Ф. М. Достоевского сложнейший пласт
литературы, изучаемый в средней школе. Помимо традиционных сложностей в
интерпретации его текстов имеются и иные, связанные с традиционное советскими
типами исследований творчества писателя.

Существует множество классических трактовок понимания
творчества Достоевского. Если социальная, нравственная и философская проблематики
рассмотрены достаточно глубоко, то христианско-религиозные, как и
«соборно-русские», только начинают в полной мере рассматриваться.

В современных учебниках по литературе (Коровина,
Курдюмовой) мы можем наблюдать срез тех же самых проблем. Зачастую основная
роль принадлежит социально-нравственной трактовке произведений,
религиозно-философская же отодвигается на второй план. К тому же гигантское
наследие Достоевского в данных учебниках представлено в основном «Преступлением
и наказанием».

Есть, однако и положительные моменты – интересная
подача уроков, глубокий анализ, системный подход.

Перспективно также использование материалов педагогов,
остающихся за чертой основных учебных программ. Например, Д. Л. Быкова. Хотя
делать это следует чрезвычайно дозировано.

В ЕГЭ по литературе проблемы у учащихся возникают с
эссе и сочинениями по творчеству Достоевского, в первую очередь, ввиду их
философско-эстетической сложности. Тестовая часть же вполне традиционна, и с
ней, как правило, ученики справляются хорошо.

Перспективны также нетрадиционные формы занятий по
творчеству Достоевского – например, урок-суд.

Несмотря на сложности, с которыми приходится
сталкиваться педагогу в преподнесении творчества Достоевского школьникам, дело
это крайне важное, увлекательное и очень актуальное.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности литературного воспитания
детей среднего школьного возраста

1.1. Проблемы воспитания читающей личности в
школьном возрасте Литературное
воспитание – одна из задач современного образования на всех его ступенях школьного
образования. Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребенка
невозможно переоценить. Значение чтения для развития личности человека
осознается как педагогическим сообществом, так и обществом в целом во всемирном
масштабе.

Особенности
воспитания читающей личности заключается в том, что дети пока –
читатели-слушатели. Однако стойкая потребность в чтении – слушанье, а также
навыки восприятия литературного текста характеризует ребенка школьного возраста
как заинтересованного читателя. Культура будущего читателя, по мнению
Чиндиловой О. В., включает:


интерес к чтению-слушанью, расширение круга чтения при избирательности
предпочитаемых произведений, читательская активность;


готовность к чтению-слушанью, развитое художественное восприятие произведений
литературы, стремление к обсуждению прочитанного;


культура общения с книгой (навыки бережного обращения с книгой, понимание
художественных средств произведений, особенностей оформления книг, их
иллюстраций и т.п.).

Чтобы
воспитать такого читателя, от педагогов и родителей требуется особое отношение
к процессу приобщения детей к чтению и отношения к произведениям литературы,
как к бесценным примерам словесного творчества народов или их представителей
(авторов).

Научные
и научно-популярные источники, личные наблюдения и данные, полученные в рамках
студенческих исследований, подтверждают снижение интереса к чтению и у
школьников. Причины снижения интереса к чтению литературы не только в
привлекательности для детей экранных средств (телевизора, компьютера, и их
прочих разновидностей: планшетов, смартфонов и т.п.).

Дело
еще и в том, как отмечает О. Л. Кабачек (библиотечный психолог, участник
круглого стола), что «уже выросли поколения родителей, которые сами не читают
или читают прагматически или вообще на уровне комиксов, на уровне клиповой
культуры»[1]. [1] Книжная культура
и воспитание. Круглый стол // Отечественные записки. – 2004. – № 3. – С. 5

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы