Курсовая теория на тему Творческое мышление и его роль в формировании деятельности человека (на примере одного из видов деятельности: общение, игра, учение, труд).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Мышление: понятие, сущность. 5
1.1.Понятие о
воображении в психологии (виды, свойства) 5
1.2.Особенности психического развития: социальная ситуация
развития, ведущая деятельность, развитие личности, новообразования ребенка. 11
Глава 2. Особенности творческого мышления. 18
2.1. Особенности и условия развития творческого мышления. 18
2.2.Возможные нарушения в развитии мышления. 22
Заключение. 25
Список литературы.. 30
Введение:
Проблема нашего
исследования заключается в повышении эффективности развития творческого
воображения учащихся на основе межпредметных связей. В качестве аргументов
обоснования актуальности выбранной проблемы можно привести следующие положения.
Современные условия
характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности
ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной
личности. Реализация этого принципа требует качественно нового подхода к обучению
и воспитанию подрастающего поколения, организации учебно-познавательной
деятельности.
Объект исследования — учебно-познавательная
деятельность человека.
Предмет исследования —
развитие творческого воображения учащихся.
Цель данного исследования
— выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса
педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие творческого
воображения.
Гипотеза исследования —
развитие творческого воображения учащихся будет более эффективным при выполнении
следующего комплекса педагогических условий, основанного на межпредметных
связях:
— интерактивное обучение
через сотрудничество;
— организация
проблемно-творческой деятельности;
— использование
интегрированного содержания образования.
Для достижения поставленной
цели и подтверждения гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1) выявить состояние
исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить
понятийный аппарат исследования;
2) выявить и
экспериментально проверить комплекс педагогических условий, направленных на
развитие творческого воображения учащихся;
3) спроектировать модель
процесса развития творческого воображения учащихся на основе межпредметных
связей;
4) разработать методику
реализации комплекса педагогических условий в рамках данной модели и
осуществить ее экспериментальную апробацию.
Заключение:
Эволюция мысли или в более широком смысле эволюции познания описывает
способ мышления предков современных обезьян на ранних человек к людям . Этим
вопросом уже занимался Дарвин в 1871 году.
Он подчеркивает постепенные, а не фундаментальные различия между
интеллектуальными способностями людей и животных. Сегодня бесспорно, что
мышление имеет эволюционное происхождение, которое можно исследовать в
различных дисциплинах. Согласно Томаселло, эволюция мысли происходит.через в
значительной степени индивидуалистическое, соревновательное мышление у
человекообразных обезьян до отчетливо кооперативных форм мышления у людей.
Теория общественного мозга указывает на связь между размером мозга и
максимальный размер группы социально видов живых организмов.
Социальные условия, предъявляющие все более высокие требования к
интеллектуальной деятельности в растущих группах, стимулируют рост мозга в ходе
эволюции и, следовательно, также и все более сложные формы мышления в истории
социальной жизни людей и их предков, а не наоборот.
Помимо понимания когнитивной эволюции человека, делается все больше и
больше новых сведений об эволюционных способностях мышления животных.
Архитектура мозга птиц отличается от архитектуры мозга других позвоночных. В
частности, их передний мозг с функциями более высокого значения сходится , то
есть развивается независимо.
Хотя у них нет неокортекса , с альтернативной структурой переднего
мозга они развили ранее невообразимые, высокоразвитые когнитивные способности.
Это включает в себя использование разнообразных инструментов,
причинно-следственные и аналоговые ходы мыслей, самопознание и другие навыки.
Особенно это касается врановых , голубей и попугаев.
Эусоциальные пчелы , которые поздно эволюционировали в класс
насекомых, способны к индивидуальному мышлению, как, в частности,
проанализировал Рандольф Мензель . Их большое грибовидное тело , аналоговая
часть неокортекса позвоночных, участвует в цветовой памяти, карте запаха,
обучении второго порядка, контекстном обучении и символическом обучении с
«квазиэпизодической» памятью. Осьминоги также демонстрируют конвергентное
развитие мозга по сравнению с позвоночными с аналогичными структурами, которые
имеют фундаментальное значение для обучения. Их умственные способности
сопоставимы со многими млекопитающими.
Чарльз Дарвин подробно описывает эволюционное происхождение умственных
способностей человека и животных в своей книге «Происхождение человека и
половой отбор» (1871 г.). Он говорит в ней, что у нас не
могло быть никакой уверенности в том, что наши высокие умственные способности
развивались бы постепенно, если бы наши умственные способности фундаментально
отличались от умственных способностей животных. Он не видит в умственных
способностях «фундаментальной разницы между людьми и высшими млекопитающими».
Далее он обсуждает множество примеров из животного мира. Подробно он занимается
вниманием, памятью, воображение и ум. Кроме того, он также занимает
позицию по подражанию, сравнению и выбору и подчеркивает их различные степени.
Он утверждает, что из побочных эффектов действия мы можем сделать вывод,
является ли оно результатом инстинкта, ума или простой ассоциации идей. Он
сталкивается с критическими взглядами современников на эволюцию мышления в
отдельности. Это включает в себя представление о том, что ни одно животное не
обладает способностью к абстракции, может формировать общие концепции, обладает
уверенностью в себе, использует инструменты [9] или владеет языком.
Дарвин опровергает все эти взгляды. В заключение он делает замечание:
если упомянутые способности, которые он очень по-разному видит у животных, можно
тренировать (эволюция), то вполне вероятно, что самые сложные способности,
такие как абстракция, уверенность в себе и другие, разовьются из проще иметь. На вопрос, почему интеллект
обезьяны не так развит, как у людей, он отвечает, что просто незнание
последовательных стадий развития не позволяет дать более точные ответы.
Таким образом, Дарвин намеревался представить различия в
интеллектуальных способностях между людьми и животными как постепенные, а не
принципиальные.
Согласно Дарвину, ближе к концу XIX века психологи начали развивать
концепции, согласно которым люди являются продуктом своего эволюционного
прошлого не только с точки зрения их физической формы, но также с точки зрения
их поведения и культуры. В бихевиоризм перебивает среди других понятий,
мышления , к середине 20-го века. После этого разум не мог быть объектом
научных дискуссий, потому что его нельзя было наблюдать напрямую. Археология
давно арестована этот принцип, закрывая много вопросов для изучения эволюции
человека от относительно чувств и намерений.
В начале 21 века вряд ли можно сомневаться в том, что люди
представляют законный исследовательский интерес для антропологов, биологов и
психологов не только своими действиями и культурными особенностями, но и своим
мышлением, которые сегодня в основном руководствуются убеждением, что в
дополнение к нашим культурным достижениям наши интеллектуальные способности
также могут быть объяснены на основе нашего филогенеза. Основное внимание уделяется
двум центральным тезисам, связанным с эволюцией. Первое: эволюция через
естественный отбор и адаптацию.- единственный известный естественный процесс,
который может создавать сложную структуру, подобную человеческому разуму.
Характеристики мышления, которые мы имеем сегодня, являются адаптивными, потому
что они были полезны нашим предкам в процессе естественного отбора (
эволюционная эпистемология ). Во-вторых: эволюция долговечна. Таким образом,
наше сознание сформировано долгосрочными проблемами, с которыми люди
сталкивались в своей естественной среде обитания. В течение величайшего периода
эволюции наши предки- гоминисты были охотниками-собирателями.
Во второй половине 20 века включение человеческой культуры и идеи
сотрудничествак все более важным принципам в изучении эволюции человеческого поведения.
Тем самым были расширены рамки синтетической теории эволюции , которая долгое
время ограничивалась выживанием наиболее приспособленных .
В лобных интеллектов ранее Гома из Африки и ссылок в Грузии показала,
по данным исследования , примерно до 1,5 миллионов лет, большая обезьяна
структуру. Линия гомо не только эволюционировала (~ 2,5 млн лет назад), но и
впервые распространилась за пределы Африки и развила прямую походку до того,
как произошла соответствующая реорганизация мозга.
Творческое мышление определяется как способность производить,
оценивать и улучшать разнообразные творческие идеи. Идеи могут быть эффективным
решением реальных проблем, прогрессом в знаниях и мощным выражением
воображения. В любом случае они должны быть новыми и подходящими.
Четыре способности делают человеческое мышление уникальным: в отличие
от животных, люди могут комбинировать текущую информацию и известные знания,
чтобы создавать новые решения проблем, переносить проверенное правило или
решение проблемы в другие ситуации, конструировать и понимать символы и
отделять абстрактные мыслительные процессы от эмоций. и сенсорные впечатления.
Этот тезис выдвинул психолог и антрополог Марк Хаузер из Гарвардского
университета в Бостоне.
В последние годы различные животные неоднократно удивляли
исследователей своими когнитивными способностями, так что теперь Хаузер заново
собрал принципиальные различия в мышлении человека и животных. Например, в
течение долгого времени ученые доказывали, что они уверены в том, что умение
пользоваться инструментами обеспечивает человеку особое положение в животном
мире. Между тем, однако, ясно: орудия труда также характерны для ряда видов
животных, например, шимпанзе.
Кроме того, исследователи животного мира также обнаружили
свидетельства эпизодической памяти . Некоторые виды животных также обладают
способностью понимать элементарную символическую математику. Есть даже попытка,
в которой шимпанзе побеждают людей, запоминая серии чисел. Однако эти
познавательные способности довольно одномерны. Хаузер сравнивает это с лазерной
указкой: животное? они в основном приматы? использует особенное решение
проблемы. Человеческое мышление, с другой стороны, может осветить проблему, как
прожектор, и объединить целый арсенал стратегий решения и знаний.
Тот факт, что люди приобрели эти четыре основных когнитивных
способности, может быть причиной их особого положения в царстве животных. По
словам Хаузера, благодаря этому человеческий мозг мог развиваться и, например,
создавать искусство и культуру, закрытые для животных.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Мышление: понятие, сущность
1.1.Понятие о воображении в психологии (виды,
свойства) В когнитивной
психологии мышление рассматривается как смесь памяти и логически абстрактной
обработки символов. С помощью моделей, так называемых когнитивных архитектур,
Моделируются процессы мышления и решения проблем . Самые известные модели:
Проблема возникает
, когда желаемое целевое состояние не может быть легко достигнута из заданного
начального состояния. Препятствие между фактическим и целевым состоянием должно
быть устранено с помощью вспомогательных средств (так называемых операторов).
Для этого необходимы мыслительные процессы.
В этом
контексте, в отличие от тестов интеллекта , используются более сложные задачи,
такие как Б. Ханойские башни или смоделированные на компьютере сценарии решения
проблем[1].
Основные
категории мышления — сознательное , бессознательное или предсознательное
мышление — не могут быть разделены при решении проблем. Каждому сознательному
мыслительному процессу предшествуют бессознательные мыслительные шаги. Многие
прозрения «созревают» бессознательно, в фазе расслабления , когда человек
дистанцируется от проблемы. Ряд великих научных открытий явился исследователям
во сне или «внезапно».
В когнитивной
психологии существует различие между аналитическим мышлением, которое основано
на анализе фактов и т.п. Основанное и аналоговое мышление, которое обходится
без анализа, играет важную роль. Аналоговое мышление происходит ассоциативно ,
спонтанно. Таким образом можно раскрыть сложные факты , например, через
коннотации . Например, можно интерпретировать сложный художественный текст, ассоциативно
раскрашивая картинку, без предварительной интерпретации на основе анализа
текста.
Психология
развития
Мышление часто
связано со знаниями и опытом. В психологии развития , исследователи исследовать,
как дети учатся причинной распознавать связи. Это «знание причинности» часто
растет благодаря объективному опыту и мышлению.
Ранние люди и
люди развили второй и третий уровень более сложного познания, которое вкратце
обозначается как общая интенциональность . Это включает в себя общую интенциональность
и коллективную интенциональность.
С общей
интенциональностью ранних людей, у которых еще нет общепринятого языка,
существуют общие действия, такие как добыча пищи, с общим вниманием и общими
целями, мы-интенциональность , но с индивидуальными ролями и перспективами.
Общение происходит с помощью естественных знаковых жестов. Ранние люди
трансформируют индивидуальную интенциональность человекообразных обезьян в
общую интенциональность посредством сотрудничества.
Партнеры по
сотрудничеству становятся взаимозависимыми. Выживание человека зависит от того,
как его оценивает партнер по сотрудничеству. Это общение тесно связано со мной
и вами и еще не связано с большой анонимной группой. Один участник
заинтересован в том, чтобы помочь другому сыграть свою роль. Для этого он
должен предоставить ему интересующую его информацию. Выводы такого мышления теперь уже не
индивидуальные, а социально рекурсивные; намерения партнера отражаются
попеременно и многократно. Человекообразные обезьяны не способны мыслить
совместно, как описано здесь. Они не принимают совместных решений и,
следовательно, не могут размышлять над ними вместе. Планирование,
разработка, строительство и эксплуатация высокотехнологичной системы, такой как
телескоп Хаббл , эволюционно возможны для людей на основе накопления знаний и
передачи информации из поколения в поколение. Тысячи людей могут быть совместно
вовлечены в один проект. Животные не могут этого сделать в такой форме.
На высшем
уровне коллективная интенциональность , кооперативное мышление, наконец,
развились таким образом, что это происходит в культуре, ориентированной на
группы. Это накопленная передача знаний и навыков из поколения в поколение. В отличие от людей, человекообразные обезьяны
не знают мотивов сообщать другим о вещах или делиться с ними информацией.
Этот мотив
приводит к так называемому эффекту подделки в человеческом мышлении.
В случае эффекта подъема успешная культурная
адаптация к местным условиям сохраняется из поколения в поколение, неудачные
попытки угасают. Такой образ мышления может привести к стабильной кумулятивной
культурной эволюции. Современные люди обладают более сильным эффектом подделки
(например, техническая эволюция ), чем первые люди и человекообразные обезьяны.
В контексте
коллективной интенциональности и социокультурного мышления люди создают
объективные нормы для группы с помощью лингвистического мышления. Эти нормы
могут быть пересмотрены и оправданы любым человеком, чтобы убедить в них
других. Группа усваивает нормативные условности и стандарты и может отражать их
объективными критериями[2].
Общая
интенциональность рассматривается как ключевое новшество или системное
изменение в эволюции. В процессе культурной эволюции группа может сама стать
единицей естественного отбора ( группового отбора ). В качестве еще одной
эволюционной способности люди — единственные живые существа, обладающие ярко
выраженной эпизодической памятью , которая позволяет им четко определять
прошлое, настоящее и будущее мышления и различать их. Мы можем совершать
мысленные путешествия во времени в обоих направлениях в сочетании со способностью разрабатывать вложенные
мысленные сценарии, например планировать и выполнять сложные технические или
художественные проекты.
Объективно-причинное
мышление ребенка можно заметить примерно с девяти месяцев; ему предшествует
фаза «пре-причинности». Похоже, это похоже на упомянутые выше ассоциативные
мыслительные процессы. Примерно к трем годам абстрактная причинность также
становится очевидной, но ошибки в логическом мышлении часто «устойчивы»
(сохраняются в течение длительного времени), что, однако, также встречается у
взрослых.
Когда малыши
учатся, например B. группируя отдельные элементы или строительные блоки,
результаты логических операций становятся заметными по мере увеличения практики
. Сначала они концентрируются на одной характеристике, позже — на нескольких
характеристиках. Логическое умножение — например , как комбинированное
наблюдение формы и цвета — успешно только через несколько лет, но поощряется
случайным опытом.
Различные
попытки, в том числе с умственно отсталыми, противоречат часто высказываемому
предположению, что у детей есть альтернативные способы мышления. Насколько
"врожденные" знания детей и соответствуют ли их концептуальные
структуры взрослым, в настоящее время интенсивно исследуются.
Мотивационная
психология
Мышление
также имеет отношение к мотивации достижения , например Б. в соревновательных
видах спорта . Возможно, в данном контексте это так же важно, как и
психомоторные и коучинга или подготовки . Важно сосредоточить свое мышление,
воображение, текущее восприятие и даже память на цели. Требуется автоматизация
всех основных реакций и последовательностей. Таким образом, весь личный набор
услуг доступен даже в условиях стресса.
Амбиции тоже
, эгоизм , желание и стремление к достижению общих целей можно изучить с
познавательной точки зрения.
На мышление
всегда влияют два важнейших мотива человека:
потребность в
позитивном самооценке и
необходимость
реалистичного мировоззрения.
Как действующий
субъект в социальной сфере, люди с их ограниченными ресурсами (ограниченное
внимание, ограниченная краткосрочная память , слабые места в долговременной
памяти и т. д.) Постоянно зависят от эвристики, когда думают , например B.
автоматическое мышление, неявное знание , отношения, такие как предубеждение,
симпатия и т. Д., Схемы, такие как эвристика суждений , неявные теории личности
и т. Д. Когнитивная перегрузка может привести к ошибкам в рассуждении и
когнитивным искажениям .
Философии
(древний и современный греческий φιλοσοφία Philosophia , буквально «любовь к
мудрости») имеет, в отличие от отдельных наук, не ограниченной предметной
области. В общем, можно было бы описать это как попытку
критически-рационального самоанализа мышления, как методологическую рефлексию ,
содержание которой имеет тенденцию фокусироваться на общей интерпретации мира и
человеческого существования. Само мышление обсуждается, в частности, в
эпистемологии философии логики , философии языка и в философии морали (в теории
морального суждения).
Мышление
также можно охарактеризовать как говорить в тишине во внутреннем языке , общие
для всех человеческих существ, которые, после того, как философ Джерри Фодор,
называется языком мысли (например: язык разума ) или же mentalese (например:
«мысль "или" ментальный "). Идея языка разума ( lingua mentis )
уже может быть найдена — на основе тезиса греческого философа Аристотеля. — в философии средневековья. Цитата Людвига
Витгенштейна выражает это следующим образом: «Вся философия — это языковая
критика».
Однако есть
также способ мышления в образах , известных искусству и связанный со снами и
воображениями — воображение (как в легенде, что химик Фридрих Август Кекуле
описал кольцевую структуру бензола. приснилась молекулы ).
Мартин
Хайдеггер , один из основных основателей феноменологии , описывает мышление как
способ. То, что нужно думать, ускользает от людей и тянет их за собой. Потому
что то, что нужно думать, ускользает от людей и отворачивается от них, оно
требует их. Таким образом, человек становится знаком и указывает на то, что
ускользает него.
Мышление
может быть сформировано культурно ; Это утверждение подтверждается открытиями,
которые приписывают разные стили мышления разным культурным областям. Таким
образом, индивидуалистическим обществам приписывается более аналитический образ
мышления, а коллективистским культурам, в отличие от них, — более целостный
образ мышления.
В
аналитическом мышлении контекст часто игнорируется на уровне восприятия; при
просмотре изображения, например Б. Основной объект более сфокусирован, чем фон.
Это называется полевой независимостью. Аналитически мыслящий человек
воспринимает объекты больше с точки зрения их свойств, а затем классифицирует
их по категориям . На основе этой категоризации делаются оценки будущих событий
и поведения. . Итак, аналитический мыслитель использует правила для
предсказания поведения. В ситуациях принятия решений он явно выбирает «за» или
«против» вместо «золотой середины».
С
другой стороны, в целостном мышлении человек направляет свое внимание на
отношения между сфокусированным объектом и контекстом ( полевая зависимость ).
На этой основе (а не на основе правил) пытаются объяснить и предсказать
события. Целостные подходы основаны больше на опыте, а не на абстрактной
логике. Целостное мышление может быть интуитивным . Также диалектическое
мышление иногда называют холистическим, потому что проработанные
противоположности, замеченные противоречия и изменения в форме синтезов. ищутся
и компромиссов .
Этнолог
Клод Леви-Стросс описал традиционные целостные способы мышления культур,
адаптированных к природе, как « дикое мышление ».
Дарвин
уже выразил убеждение, что человеческое мышление имеет соответствия в животном
мире и что существуют только постепенные, но не фундаментальные различия.
Сегодня
бесспорно, что мышление имеет эволюционное происхождение, которое можно
исследовать в различных дисциплинах.
Эволюционный
образ мышления Томаселло простирается от преимущественно индивидуального,
конкурентного мышления человекообразных обезьян до мышления сотрудничества
людей. При этом люди думают сообща, разрабатывая общие цели, совместно
добиваясь их, а также имея возможность вместе переосмыслить и исправить их. Эти
навыки означают эволюционные системные переходы или инновации. . В отличие от
животных, человеческое мышление развило способность к стабильному накоплению
мысленного содержания из поколения в поколение ( эффект Джека ) на уровне
популяции. Обладая ярко выраженным эпизодическим мышлением, основанным на
прошлом, настоящем и будущем, люди могут разрабатывать сложные ментальные
сценарии и иметь сильную мотивацию делиться информацией с другими. Эти формы
мышления невозможны для животных. [1]
Левченко Т.В. Коллективное художественное творчество дошкольника как форма
реализации развития сотрудничества у детей дошкольного возраста // Обучение и
воспитание: методики и практика. 2013. № 3. С. 120-123. [2] Федорова, Т. В. Воображение — основа
формирования прогнозирования [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С.
104–106