Курсовая теория на тему Творческий путь Вадима Шефнера
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
1. Вступление 3
2. Детдомовские ноты в раннем творчестве писателя 5
3. Тревожные настроения в поэзии и прозе военных лет, внутренний конфликт и преображение мысли 8
4. Отрицание творчества В. Шефнера после издания книги «Пригород», 1946 г. 14
6. Слова. 19
7. «Сказки для умных» 22
8. Заключение 26
Список литературы. 28
Введение:
Он родился в Петербурге 30 декабря 1914 года (12 января 1915 года). Его отцом был Сергей Алексеевич Шевнер, начальник охраны (1881-1923), а матерью — Евгения Владимировна фон Линдстрем (1889-1942). Он был внуком генерал-лейтенанта А.К. Шевнера, основателя порта Владивосток.
Почти все детство и юность он провел в Петербурге, а в 1921 году его семья переехала в Старую Руссу Новгородской области, по месту работы отца. После смерти отца от туберкулеза он жил с матерью, педагогом, в детском доме и вскоре после этого вернулся в Петербург. После окончания школы он прошел ряд ученических курсов и работал на различных заводах Ленинграда в 1930-е годы.
В первые месяцы Великой Отечественной войны он был солдатом батальона аэродромного обслуживания под Ленинградом, а с 1942 года — фронтовым корреспондентом ленинградской фронтовой газеты «Знамя Победы». Член Всесоюзной большевистской коммунистической партии с 1945 года.
Он умер 5 января 2002 года в Санкт-Петербурге и был похоронен 8 января в Князь-Владимирском соборе. В соответствии с пожеланиями автора, политических похорон или прощальной речи не было[5]. Он был похоронен на Кузьмоловском кладбище.
Фантастическое творчество Вадима Шефнера можно сравнить с воздушным шариком. Наполненное волшебной простотой и легкими улыбками, оно всегда стремится ввысь, и в то же время, крепко связанно тонкой нитью с земным реализмом.
«Что натолкнуло меня на написание фантастики? Очевидно, ощущение странности, фантастичности жизни, сказочности ее. А может быть, стихи. Всю жизнь я пишу стихи, а фантастика ходит где-то рядом с поэзией. Они не антиподы, они родные сестры…»
Произведения писателя пережили невероятную эволюцию: от агитирующих четверостиший до «Сказок для умных».
Не имея широкого международного признания, что удивительно, Вадим Шефнер безусловно является «паладином» советской и российской фантастики.
Заключение:
Согласно определенным условностям, его прозу можно разделить на такие уровни, как сиротские и военные рассказы, юмор и философская фантастика. Многие критики отмечают, что невозможно отличить его вымышленные произведения от тех, в которых нет явно выраженного вымышленного элемента, и называют его «фантазером в поэзии».
Он начал писать стихи еще в детстве, а в 1933 году опубликовал свое первое стихотворение, «Баллада о Стокере», в журнале The Chopper. С 1938 года участвовал в поэтической мастерской Союза советских писателей «Союз молодежи» (руководитель А.И. Гитович, для работы в мастерской были приглашены А.Н. Тынанов, Н.А. Заболоцкий, М.М. Зощенко и другие), где сошелся с поэтами В.А. Лифшицем и А.Т. Кузнецовым. В 1940 году он опубликовал свою первую книгу стихов «Берег света».
Его вторая книга стихов («Защита») была опубликована в 1943 году в блокадном Ленинграде. В 1943-1945 годах было создано его самое большое поэтическое произведение «Встреча в предместье», отражающее события героической обороны Ленинграда.
В послевоенные годы он писал стихи, одновременно работая над их переводами на китайский, санскрит и пракрит, румынский и языки советских республик (грузинский, белорусский, латышский и др.). Его проза публиковалась в журналах с 1940 года («Литературный Современник», «Звезда» и др.). Его первая книга эссе («Облака на улице») была опубликована в 1957 году. Своим самым важным прозаическим произведением он считал рассказ «Печальная сестра».
С 1960-х годов он также занимается научной фантастикой, определяя свои фантастические произведения как «полумертвые истории» и «истории умных людей». Его самыми популярными романами были «Девушка с утеса» (1963), «Три истукана» (1968), «Тайна круга» (1969) и, самое главное, «Хижина должника» (1981).
В 1973-1975 годах он написал роман «Имя птицы, или Чай на желтом балконе» (с подзаголовком «Хроника впечатлений»), который положил начало другому уровню его творчества — мемуарной прозе.
Во времена, когда писатели в погоне за благословением советской власти, послушно переписывали свои произведения на нужный лад, все реже встречались те счастливые безумцы, которым было жизненно важно остаться собой, быть верным чести. Одним из таких писателей был Вадим Шефнер.
Фантаст, чье имя ассоциируется с честью и добротой, долгом и всеобщим признанием. В своем быстром взрослении мы забываем, насколько светлым и искренним был наш взгляд на жизнь в детстве. И как правильно, что вспомнить об этом нам помогают такие произведения, как сказки… «Сказки для взрослых».
Фрагмент текста работы:
2. Детдомовские ноты в раннем творчестве писателя
В непростом исторически 1915 году родился истинно ленинградский поэт, прозаик и фантаст Вадим Шефнер. Начавший свою жизнь в Петрограде, проживший ее в Ленинграде, ушедший из жизни в Санкт-Петербурге, писатель оставил потомкам богатое историческое наследие, полное легкой иронии и пророчащих наставлений.
Существует негласное деление писателей того времени на «советских» и «петербуржских». Так, например, имя Михаила Зощенко, которого часто сравнивают в сатирических нотках с Шефнером, принято воспринимать как признанного советского писателя. Но именно Вадим Сергеевич является носителем признанного всеми «культурного кода» северной столицы, и сам Санкт-Петербург невидимой нитью будет проскальзывать через многие произведения автора.
Как уже упоминалось, Вадим Шефнер родился в семье Евгении Владимировны, дочери подполковника Сергея Алексеевича и вице-адмирала Владимира Владимировича фон Линдестрома. Считается, что именно мать с ранних лет сформировала у сына любовь к литературе и его артистическую натуру. Воспитание Шеффнера было непрерывным, хотя в 1921 году семья переехала из Петрограда в Старую Руссу, где работал его отец. Именно здесь молодой Вадим заинтересовался чтением. Как и многие дети, он рано научился читать, но без особого энтузиазма. Неожиданно, к радости матери, его интерес к чтению разгорелся благодаря альбому патриотических открыток военного времени. Эти дешевые картинки сопровождаются четверостишиями, которые не имеют художественной ценности, но очень привлекательны для будущего писателя художественной литературы:
«Лучшее место для начала чтения для детей — это, конечно же, сказки, где добро всегда побеждает зло. Но где найти сказки? Погода была фантастической, разнообразной, почти сказочной, но у меня не было сказок для чтения. Прошло еще несколько лет, и я уже прочитал много книг, прежде чем впервые прочитал сказку «Скука и неверность». Только став старше, я поняла силу и очарование сказок, потому что они «пришли» ко мне очень поздно».
Евгения Владимировна много читала, часто рассказывала сыну и объясняла смысл отрывков из произведений своих современников, помнила многое из Пушкина и Трычева, организовывала поездки в дома великих писателей в окрестностях. Это — бескорыстная любовь его матери к поэзии — как полагают, оказало радикальное влияние на мышление писателя и сформировало его главную идею: память — величайшее проявление разума.
«Память — это то, что связывает людей с человечеством, и то, что создает внутренний мир, отличный от мира других».
Несмотря на свое аристократическое происхождение, мать Вадима Сергеевича после смерти мужа без колебаний устроилась работать гувернанткой в детский дом. Действительно, именно «память» Шефнера так настойчиво напоминает о заметках о детском доме в его ранних произведениях.
Даже спустя десятилетия Шефнер-поэт емко и с особым трепетом вспоминает привитые ему в детстве навыки жизни:
«Я с детства был ушиблен шумом.
И с юных лет понятно мне,
Что предаваться мудрым думам
Возможно только в тишине».
В этом же произведении мы видим чуткую и столь любимую к цитированию фразу «Умей помалкивать в тряпицу…». Фраза одинаково любима не только поклонниками творчества писателя, но и критиками. И если первые воспринимают ее как призыв к рациональности и бдительности, то от вторых мы часто слышим упреки в излишней отдаленности от политической жизни страны и склонность неподобающей питерцу «одесской сатире».
После окончания школы, как пишет сам Шефнер, «в математике я был туп», писатель становится «фабзайцем» — учеником Фабрично-заводского ученичества. Даже учитывая достаточный послужной список рабочих профессий – от кочегара до фармовщика – желание воплощать мысль через слово только растет. И уже в середине 30-х годов начинают появляться в газетах, а дальше – в журналах первые стихи. Уверенности в выбранном пути придает и поэтический семинар-студия «Молодежное объединение» при СП СССР, где писатель сближается с В.А. Лившицем, А.Т. Чивилихиным и в 1940 году выпускает первый сборник стихов «Светлый берег». Ряд стихотворений, такие как «Детство», «Подсолнечник», «Воин», в последствии неоднократно переиздавались.
Параллельно изменениям в творчестве писателя менялся и его читатель. И если в послевоенные годы ценители литературы сначала не воспринимали Шефнера всерьез, то позднее его стихи и рассказы обратились поколению, от которых зависело будущее: подростки и рабочая молодежь, которых надо было приучать понимать поэзию.
И так же, как элементарные рисунки учат понимать начальные принципы искусства, Шефнер стал «поэтом – учителем», после которого можно переходить к чтению поэзии настоящей.
Ситуация поменяется после 56–57 года, когда стремление к философскому осмыслению движений души прорвало, и на смену простоте исполнения придет щепетильный реализм и фантазия.