Народный танец Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Творческий путь Игоря Моисеева

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца 5

1.1. Жизненный путь И.А. Моисеева 5

1.2. Роль балетмейстера в народно-сценических танцах 9

Глава 2. Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца 14

2.1. Балетмейстер, артист балета Игорь Александрович Моисеев 14

2.2. Творческий метод и особенности стиля танца Игоря Моисеева 18

Заключение 26

Список использованной литературы 28

  

Введение:

 

Танец — искусство выражения эмоций и чувств в пластике, в ритме движений. Танец — древнее искусство, зародившееся во времена первобытного строя, когда человек стоял на пороге своего эволюционного движения вперед. Человек эволюционировал, осваивая все более обширные территории, которые, несомненно, накладывали свой отпечаток на жизнедеятельность человека.

Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории. Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком.

Человек развивался вместе с танцем, с его основными направлениями, которые были выделены в отдельные виды: Народный танец — у каждого народа он свой особенный, неповторимый. Язык народа так же неповторим, как и его танец. Именно народные танцы дали развитие всем видам хореографического искусства. Классический танец (балет) — танцевальное искусство, наследие которого насчитывает уже несколько веков. Классический танец всегда был особенно почетаем у нас в России Спортивный танец, и т.д. Выдающийся художник Игорь Александрович Моисеев является первооткрывателем в искусстве.

Он создал новый жанр сценической хореографии — яркий, самобытный Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом. «Народный танец – это праздничный, жизнелюбивый вид искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом».

Народный танец нуждается в тщательном изучении. И.А. Моисеев говорил: «Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца». Безусловно, танцы, поставленные Игорем Моисеевым, оказывают огромное влияние на воспитание академизма у учащихся. Поэтому тема данной работы важна и актуальна.

Объект исследования – народный танец.

Предметом исследования является вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца.

Цель исследования – рассмотреть вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Рассмотреть историю народных танцев. 2. Выявить роль балетмейстера в народно-сценических танцах. 3. Изучить жизненный и творческий путь Игоря Моисеева. 4. Проанализировать творческий метод и особенности стиля танца Игоря Моисеева.

Методы работы – теоретические методы: сбор информации, анализ, синтез специальной и критической литературы; практические методы: исследование танцевального метода Игоря Моисеева.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В своей работе мы изучили литературные источники, позволяющие проследить историю развития народной хореографии; выявили роль балетмейстера в народно-сценических танцах; познакомились с жизнью и творчеством Игоря Моисеева; исследовали творческий метод и особенности стиля танца Моисеева.

Итак, рассмотрев историю народных танцев, мы выявили: что народный танец – это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. К народным танцам зрителя всегда притягивает искренность, жизнерадостность, оптимизм. Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев, так и с точки зрения влияния его на воспитание академизма у учащихся.

Таким образом, народный танец создаёт народ, а чтобы танец появился на сцене, тогда появляется балетмейстер, который играет главную роль в рождении сценического варианта танца. В задачу, которого входит: собрать танцевальный материал, подобрать музыку, костюмы, сочинить композицию на основе данного народного танца, передать исполнителям. Изучив жизненный и творческий путь Игоря Моисеева, проанализировав особенности и методы его стиля, мы сделали вывод. Владея всеми тонкостями национального танца, всеми методами и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, Игорь Моисеев создал новый уникальный жанр народно-сценической хореографии – яркий, самобытный Театр народного танца. Он возвел народное хореографическое искусство на высший профессиональный уровень, тем самым изменив ход развития мирового хореографического искусства. Ансамбль Игоря Моисеева является визитной карточкой России по всему миру, представляя не только многонациональную российскую, но и мировую хореографическую культуру. Репертуар Моисеева – это бесценная многонациональная сокровищница, обогащенная талантом хореографа, который сумел довести народный танец до совершенства, поставив его в один ряд с балетной классикой.

Ансамбль Моисеева часто называют антологией и энциклопедией народного танца. Моисеевская школа танца признана во всем мире и сегодня является основой для воспитания молодого поколения хореографов и танцоров во многих странах. Сейчас в век коммерциализации искусства народный танец становится не только исторической ценностью, но и инструментом для создания «марки», «бренда», в котором сразу угадывается «фирменный почерк» постановщика. Но приходится отметить, что до сего времени встречаются ещё досадные явления чрезмерной стилизации народного танца, когда от него остаётся лишь внешне эффективная, нарядная, виртуозно- техническая композиция, только по внешним признакам именуемая народным танцем. Вот поэтому, необходимо изучать творческие работы Игоря Моисеева, чтобы создавать образцы «чистого золота» танца, бережно сохранять народные традиции, свою историю.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца

1.1. Жизненный путь И.А. Моисеева

Его отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка, полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве [22].

В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации. В царское время из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после рождения Игоря. Когда это случилось, мать увезла его в Париж и оставила в пансионе. А сама вернулась в Россию хлопотать за отца.

Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, Игорь Моисеев был младше их на два года. Поэтому дети его всегда обижали. А наставники предъявляли к нему те же требования, что и к остальным. Он даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили. С его освобождением закончились и мучения Моисеевав пансионе — мать тут же забрала его, и они уехали в Россию.

Александр Михайлович Моисеев очень повлиял на развитие сына. От него Игорь получил в наследство увлечение восточной культурой, историей. Но творческими способностями — к рисованию и музыке — был скорее обязан матери. В детстве у него был неплохой голос. Но в юношеские годы голос сломался и Игорь Александрович остался непевучим [14].

Отец очень боялся дурного влияния улицы и старался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения — качества, которые дает танец. Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой.

Обучение в студии было платным: десять рублей и два полена дров в месяц. Через два-три месяца Вера Ильинична взяла его за руку и привела в Хореографический техникум Большого театра. Их принял директор техникума, которому она сказала: «Этот мальчик должен учиться у вас». На что директор ответил, что нужно будет выдержать экзамен. На это его учительница без тени сомнения заметила: «Он его выдержит» [12].

В итоге экзаменов приняли только троих, в том числе и Игоря Моисеева. Он попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Александровича Горского. Домашние тогда решили, что это лишь временное занятие, и позже собирались отдать сына в иное, более серьезное учебное заведение. Тогда никто не мог предположить, что с танцем он свяжет всю жизнь…

Семья Моисеевых жила тогда бедно. Отец, завершивший юридическую карьеру, занимался не слишком прибыльным занятием — преподаванием французского языка. Мать постоянно что-то перешивала из старого, бралась за любую работу. На почве истощения Игорь Моисеев стал часто болеть. Почти год он не танцевал. Его хотели выпустить из школы на год раньше срока: артистов, и в особенности солистов балета, в Большом театре не хватало, поскольку после революции многие уехали за границу. Однако из-за болезни Игорь Александрович вышел в артисты в положенный срок. В год выпуска ему исполнилось 18 лет.

Любой артист, кончавший школу Большого театра, автоматически попадал в кордебалет на саму низшую ставку. Когда меня приняли в театр, она составляла 20 рублей. Но вещи тогда стоили очень дешево. В день первой зарплаты я купил в магазине «Мюр и Мерелиз», напротив Большого театра, чайник. Наш чайник тек, и для того, чтобы вскипятить воду, мы каждый раз замазывали его оконной замазкой. Когда я принес чайник, дома было ликование! Моя мать хвасталась соседям: вот чайник, который куплен на деньги Игоря [20].

В 1924 году в театр пришел известный балетмейстер Касьян Голейзовский. Он готовил к постановке «Легенду об Иосифе Прекрасном» на музыку С. Василенко и балет «Теолинда» на музыку Шуберта. В театре его встретили неприязненно. Приверженцы классики не хотели мириться с тем, что в стенах храма классического искусства появился ниспровергатель исконных традиций. Многие ведущие артисты, чтобы не портить отношения с дирекцией, отказывались участвовать в его балетах, поэтому в спектаклях была занята только молодежь.

Роль Иосифа репетировал Василий Ефремов, Моисеев же поначалу участвовал в массовке. Но как-то заметил, что Голейзовский присматривается к нему более внимательно, а потом, уже в ходе репетиций, назначил его исполнителем главной роли во втором составе. После первых двух спектаклей из-за болезни Ефимова Игорь Моисеев стал вести этот балет. . Горского руководителем балета собирались назначить Василия Дмитриевича Тихомирова. Для всех было очевидно, что при нем Голейзовскому в театре не выжить. Молодые солисты балета так увлеклась работой с этим талантливым мастером, что не могли оставаться безучастными к происходящему. Они написали письмо на имя директора театра, в котором просили не назначать Тихомирова, а дать Гозейзовскому возможность работать с ним на равных правах. Результатом письма стал приказ об отчислении из труппы ряда молодых артистов, в том числе и Моисеева [1].

Они были уволены, не прослужив в театре и года. Как быть, куда податься? Кто-то посоветовал обратиться к Луначарскому, который был тогда наркомом просвещения. Мы разыскали номер телефона и позвонили. Когда мы представились и сказали, что хотели бы встретиться с Анатолием Васильевичем по срочному делу, секретарь попросил нас подождать, а, вернувшись к телефону, ответил, что Анатолий Васильевич может их принять через пятнадцать минут. В ту же секунду студенты во главе с Моисеевым отправились к Луначарскому. Он отнесся к ним очень доброжелательно.

Авторитет Луначарского помог, и студентов приняли обратно. Но, как и следовало ожидать, к их мнению прислушиваться не стали, и, придя в театр, они узнали, что Тихомиров все-таки назначен руководителем балета. До истории с письмом он к Моисееву относился замечательно и поэтому страшно обиделся, узнав, что Игорь оказался в группе, боровшейся, как он считал, против него. Его не интересовали детали, и он категорически отказался занимать Моисеева в репертуаре [4].

Творческий простой длился более года. Даже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у Моисеева нераспечатанной. Для молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым. Игорь ежедневно приходил в театр, выполнял со всеми класс и после этого оказывался свободным. Наверное, у другого опустились бы руки. Но он продолжал заниматься в классе, а в свободное время читал книги по искусству. Потребность в этом возникла у него после общения с Луначарским.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы