Курсовая теория на тему Творческий путь А.П. Чехова и изучение творчества писателя в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Творческие заслуги Чехова А.П. 6
1.1. Становление А. П. Чехова как драматурга 6
1.2. Символизм в драматургии А.П. Чехова 10
1.3. Новаторство жанровой структуры в произведениях А.П. Чехова 12
Глава 2. Специфика изучения творчества А.П. Чехова в школе 18
2.1. Своеобразие чеховских рассказов 18
2.2. Изучение творчества А.П. Чехова в школе 23
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Введение:
Актуальность работы. Антон Павлович Чехов — один из самых выдающихся современных европейских писателей. Споры о его творчестве продолжаются до сих пор. О нем написано множество литературоведческих трудов, но, не смотря на это, его творчество нельзя считать исследованным в полной мере.
Творчество Чехова настолько сложно и многогранно, что до сих пор будоражит умы человечества. До сих пор есть над чем задуматься и поразмышлять.
В творчестве А.П. Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя.
Характерной чертой рассказа, как литературного жанра, является его незначительный объем. В какой-то степени драматург именно этим покорил читателей.
В своих рассказах автор высмеивает пороки человечества, он раскрывает человеческую натуру очень точно, и это ему удается сделать буквально на двух-трех страницах. Славу мастера рассказа закрепила за ним его манера передачи на бумагу художественных деталей.
В творчестве Антона Павловича Чехова, который становится писателем разночинной демократической русской интеллигенции, отразились и лучшие, и слабые стороны этой части интеллигенции.
Вместе с ростом художественного мастерства все более углублялся и образ любимого Чеховым героя его творчества — рядового, обыкновенного русского человека, во имя которого писатель жил и творил, ответственность перед которым чувствовал так глубоко до конца своих дней.
В каждой строчке, в каждом слове под покровом сдержанного и беспристрастного повествования должно различить страстную любовь к трудовому человеку, презрение к его врагам подлости, пошлости, тунеядству, грубости, эгоизму, насилию над человеком.
Внешний комизм и стихия нехитрой веселости, рассчитанной на развлечение массового читателя, сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения.
К высотам художественного совершенства Чехов поднимался долго и терпеливо. Тем не менее, уже в самых ранних произведениях содержатся зерна поэтики зрелых сочинений: отсутствие подробных описаний природы, бытовой обстановки, скупость суждений повествователя на философские и социальные темы. А в рассказах-сценках, «кусочках» из жизни, можно усмотреть знаменитые будущие «открытые» финалы поздней чеховской прозы.
Оригинально преломляются в ранних рассказах традиции русской классики.
Чистая сатира непременно сглажена юмором, легким комизмом. В этом сказывается тяга к синтезу разных художественных начал, которая позже воплотилась в соединении комического и трагического, прозаической повествовательности и драматургических принципов, лиризма и философичности, в стремлении избежать чистоты канонических форм и четкости стилевых границ.
Объект исследования – жизнь и творчество А. П. Чехова
Предмет исследования – изучение творчества А. П. Чехова в школе
Цель исследования – изучить особенности творческого пути А. П. Чехова.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить особенности творчества Антона Павловича Чехова;
2. выявить роль символизма в драматургии А.П. Чехова;
3. изучить новаторство жанровой структуры в произведениях А.П. Чехова;
4. рассмотреть своеобразие чеховских рассказов
5. проанализировать специфику изучения творчества А.П. Чехова в школе.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, за свою творческую жизнь Чехов создал более 900 произведений, посвященных общей глубокой теме – теме взаимоотношений между людьми в современной ему России. Юмористические рассказы Чехова вызывают у читателя улыбку, но, если задуматься, – повествуют они о грустном. И, что примечательно, человеческие пороки, так ярко представленные в чеховских героях, можно встретить у людей любой нации и страны и в настоящее время, поэтому произведения писателя нисколько не утратили свою актуальность. В своем творчестве Чехов ставил перед читателями вопросы о гражданском долге и ответственности, человеческой совести и морали. Писательское кредо автора лучше всего выражают его же слова: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью»…». Примером всей своей жизни он доказал, что для него это были не пустые слова, ведь он всегда считал своим долгом стремление сделать жизнь людей лучше.
Антон Павлович Чехов вошел в историю русской культуры как признанный мастер русской прозы, талантливый драматург, неутомимый общественный деятель, сподвижник и меценат. Своим творчеством он навсегда оставил яркий и неизгладимый след в русской литературе. Многие его произведения включены в школьную программу, посредством которой молодое подрастающие поколение познает мир и общество. Жизнь его творений продолжается по сей день, к ним вновь и вновь обращаются лучшие режиссеры мира. Его пьесы и по сей день ставятся на подмостках мировых театров, и при этом имеют не угасающий успех, а экранизациям его произведений нет числа.
При жизни Чехов был человеком необыкновенной скромности. О себе он говорил, что он – всего лишь объективный свидетель времени, а не судья и не проповедник. Ни в одном из своих произведений писатель не выносит своего строго вердикта описанному, а предоставляет сделать это самому читателю. Наверное, за это его и любят читатели всего мира.
Современники Чехова высоко оценивали его труды. «Пушкин в прозе»…» — говорил о нем Л.Н. Толстой. «Как стилист Чехов недосягаем», — отмечал М. Горький. «Лучшим из людей»…» называл его К.С. Станиславский.
Так великие представители своего времени подтвердили огромное значение чеховских художественных открытий и право писателя на всемирную славу и бессмертие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Творческие заслуги Чехова А.П.
1.1. Становление А. П. Чехова как драматурга
Антон Павлович Чехов (1860-1904), русский писатель, величайший прозаик и драматург, живший и работавший на стыке двух веков, впитал в себя лучшие образцы классической русской литературы и дополнил их истинным пониманием человеческой души. Именно это обстоятельство позволило ему оставить огромное наследие, в числе которого пьесы, рассказы и повести.
Чехов начал свою творческую деятельность в юмористических журналах, художественный уровень которых был хорошо приспособлен к быту, нравам и интересам обывательских кругов. Ранние произведения молодого писателя несли на себе печать традиционных приемов развлекательной прессы.
Чехов писал в это время бесчисленное количество всякого рода «мелочишек» – шуток, анекдотов, перепутанных объявлений, комических календарей, подписей к картинкам, различных пародий и рассказов, приуроченных к дачному сезону, Новому году, Рождеству, Пасхе. Подписывались эти миниатюрные произведения различными псевдонимами, чаще всего – Антоша Чехонте.
Выступал Чехов и со статьями – театральными рецензиями, фельетонами, заметками на разные темы .
Однако, несмотря на очевидную зависимость от традиций той литературной среды, где Чехову довелось начинать свою работу, он очень рано проявил себя самостоятельным, оригинальным, ярко одаренным художником слова. Его рассказы, искрящиеся неистощимым жизнерадостным смехом, были незаурядным явлением в юмористической литературе восьмидесятых годов.
Традиционным юморескам, высмеивавшим невежественных купцов, неверных жен, рогатых мужей, сварливых тещ, без конца обыгрывающим одни и те же бытовые курьезы, Чехов противопоставил произведения не только смешные, но и глубокие по своему содержанию. Правда, среди ранних произведений Чехова есть немало и добродушных юмористических рассказов («Хирургия», «Налим», «Канитель»).
В рассказах «Толстый и тонкий» (1883), «Смерть чиновника» (1883), «Маска» (1884) высмеиваются Чеховым общественная иерархия и порожденный ею принцип господства и подчиненности, рабства и деспотизма. Наиболее остро эта черта нравов показана в рассказе «Унтер Пришибеев» (1850). Унтер Пришибеев одновременно и раб, и деспот, но он особенно омерзителен, потому что его деспотизм, как и его холопство, носит охранительный характер, добровольно поставлен им на службу мракобесию.
Идея неразумности господствующих нравов роднила юмористические рассказы Чехова с великой традицией русской и мировой литературы. Молодой писатель выступал как прямой продолжатель Гоголя, Щедрина, Толстого.
С 1885 года в творчестве Чехова появляются грустные, даже трагические рассказы. Жизнь учила писателя, что не всякая личная драма имеет настоящую человеческую значимость. Стали появляться такие рассказы, как «Хористка» (1886), где трагедия обманутой жены вдруг оборачивалась постыдным фарсом. Видоизменяются и герои произведений; все большее внимание писателя привлекают простые русские люди. Это – сирота Ванька Жуков, страдающий от тяжелой работы, побоев и тоски по дому («Ванька», 1886), а так же, талантливый, но непутевый токарь Григорий Петров, который вдруг перед смертью понимает, как незаметно и плохо прошла его жизнь («Горе», 1885).
Впервые о тяжелой участи не только отдельной личности, но и всего народа Чехов попытался рассказать в повести «Степь» (1888).
Писатель рисует символический образ своей Родины, скованной враждебными силами, выжженной немилосердным солнцем, где властвует маленький человечек с выражением деловой сухости на лице – купец Варламов, да плетутся за тюками шерсти мужики-возчики, каждый со своей разбитой жизнью.
Поездка на «Каторжный остров» в девяностые годы способствовали существенным изменениям в настроении и миропонимании Чехова.
После возвращения из путешествия привычная, размеренная жизнь в Москве кажется писателю невыносимой.
В одном из писем он пишет: « … эта жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья – это не жизнь…».
В марте 1892 года Чехов поселился в подмосковном Серпуховском уезде, приобретя там небольшое именьице Мелихово. Здесь он пишет свои произведения («Мужики» 1897, «Новая дача» 1899, «Ионыч» 1898) .
В рассказе «Ионыч», на наших глазах – молодой, способный врач постепенно все более утрачивает человеческий облик и превращается в тупого, ожиревшего стяжателя. Эту же тему раскрывает Чехов в рассказах «Скрипка Ротшильда (1894), «О любви» (1898).
Но самые страшные черты действительности Чехов воплотил в рассказах («Человек в футляре», 1898, «Палата №6» 1892, «Дом с мезонином» 1896, «Крыжовник» 1897) .
В девяностые годы окончательно определяются характерные особенности чеховской лирической прозы – небольшие по объему, они оказались исключительно емкими по-своему содержанию и выразительными по форме.
В середине девяностых годов складывается и новаторская драматургическая система Чехова. Эти опыты отразили общие идейные и творческие искания писателя. Его одноактные пьесы восьмидесятых годов органически примыкают к рассказам того же периода («Калхаса» 1888, «Медведь» 1888, «Свадьба» 1900).