Курсовая теория на тему Трудовое воспитание детей и подростков в современной общеобразовательной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы
методики трудового воспитания. 5
1.1 Проблема трудового воспитания
детей в истории развития педагогической мысли 5
1.2 Задачи трудового воспитания. 11
1.3 Цели и проблемы трудового
воспитания в современной школе. 18
ГЛАВА 2 Трудовое воспитание детей и
подростков в современной общеобразовательной школе. 21
2.1 Роль трудового воспитания в
развитии личности школьника. 21
2.2 Актуальные проблемы трудового
воспитания школьников в современной парадигме образования. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32
Введение:
Трудовое воспитание –
одна из составляющих системы гармоничного развития детей и подростков. Базисом
трудового воспитания является определенная сумма знаний, доступных и интересных
для детей, положительный уровень их принятия и осмысления.
Народная педагогика
издавна была проникнута идеями трудового воспитания детей, которое начинали с
раннего возраста. Используя труд в качестве средства нравственного,
физического, интеллектуального, эстетического развития ребенка, наши предки
воспевали и превозносили его в песнях и сказках, аккумулировали квинтэссенцию
мудрости в пословицах и поговорках, что от деда-прадеда передавались потомкам и
дошли до наших времен.
Трудовое воспитание — это
целенаправленный процесс формирования у детей и подростков трудовых навыков и
умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности.
Его задача заключается в
формировании у детей стойких убеждений, что труд является жизненной
необходимостью. Трудовое воспитание детей предполагает приучение их к
самообслуживанию, элементарных трудовых действий, ручной и хозяйственной
работы. Даже самый простой результат трудовых усилий ребенка (вымытая посуда,
убранная комната) способствует самоидентификации ребенка, внушает ему
уверенность в себе, стремление испытать себя в новых видах деятельности.
Отношение ребенка к труду
взрослых формируется на основе знаний, полученных из разных источников: от
воспитателей в детском саду, по художественной литературе, мультфильмов и
кинофильмов, бесед и рассказов взрослых или детей и из собственного опыта
общения с людьми разных профессий, наблюдения за их деятельностью.
В современной школе
учитель уже практически перестает быть основным источником информации, но зато
возрастает его роль в активизации познавательной деятельности учащихся.
Поскольку активизировать познавательную деятельность школьников только на
уроках невозможно, необходимо всячески поддерживать их активность во
внеклассной работе и направлять на углубленное усвоение трудовых навыков во
время занятий во внеурочных кружках, на внеурочных мероприятиях по трудовому
обучению.
Трудовое воспитание
всегда положительно сказывается на учебе.
В современных условиях
фундаментальная зависимость перспектив общества зависит от тех качеств и
способностей личности, которые закладываются в системе образования. В школе
начинают формироваться способность к самостоятельной деятельности, любовь к
труду, осознание себя в жизни. Также вырабатываются жизненно важные навыки,
нравственность, то есть все то, что необходимо человеку в дальнейшем будущем.
Проблема трудового
воспитания школьников очень актуальна в современных условиях. Без труда человек
нравственно истощен, жизнь не кажется ему интересной. Когда ребенок занимается
трудовой деятельностью, он всесторонне развивается.
Изучением вопроса
воспитательного значения труда в учебном заведении занимались А. Н. Белоус, Д.
Б. Эльконин, В. И. Логинова, Н. А. Машовец, Т. И. Пониманская, В. А.
Сухомлинский, Т. Чекалина и много других.
Объектом исследования
является процесс трудового воспитания детей и подростков в современной
общеобразовательной школе.
Предмет исследования:
особенности трудового воспитания детей и подростков.
Цель работы: рассмотреть трудовое
воспитание детей и подростков в современной общеобразовательной школе.
Для достижения
поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— раскрыть проблему
трудового воспитания детей в истории развития педагогической мысли;
— изучить задачи
трудового воспитания;
— рассмотреть цели и
проблемы трудового воспитания в современной школе;
— охарактеризовать роль
трудового воспитания в развитии личности школьника;
— выяснить актуальные
проблемы трудового воспитания школьников в современной парадигме образования.
Методы исследования –
изучение и анализ психолого-педагогической литературы, касающейся темы
трудового воспитания, беседы с учащимися.
Структура работы:
введение, основная часть, заключение, список использованных источников. Объем
работы: 33 страницы печатного текста. Список литературы содержит 33 источника.
Заключение:
Трудовая подготовка
учащихся начинается в начальных классах общеобразовательной школы. Главная
задача на этом этапе трудового воспитания – привить ученикам правильные понятия
о труде, понимание того, что труд в нашем обществе является делом чести и
общественного долга каждого человека, воспитать в них любовь к труду,
сознательное отношение к выполнению своих трудовых обязанностей, выработать
элементарные трудовые умения и навыки. Уроки труда достигают своей учебной и
воспитательной цели, если они активизируют мышление учащихся, требуют
самостоятельности в работе. Средством активизации уроков труда может быть вступительная
инструктивная беседа в начале урока, в которой четко раскрыто содержание
трудового задания, последовательность его выполнения. Беседа мобилизует
внимание учащихся, возбуждает их интерес, активизирует мыслительную
деятельность, обеспечивает самостоятельное выполнение поставленной задачи.
Этому могут способствовать также текущий инструктаж и контроль учителя.
Правильно построенные
уроки труда способствуют формированию у учащихся понятия о труде как моральную
категорию, воспитывают коллективные трудовые взаимоотношения, сознательное
отношение к выполнению трудовых заданий. Труд в их глазах приобретает
общественное значение.
Проведенное исследование
не претендует на исчерпывающее рассмотрение обозначенной проблемы. Дальнейшего
изучения требуют вопросы взаимодействия семьи и школы в трудовом воспитании детей
и подростков в современной общеобразовательной школе, модернизация содержания,
форм и методов трудового воспитания младших школьников и подростков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы методики трудового воспитания 1.1 Проблема трудового воспитания детей в истории развития
педагогической мысли Из истории педагогики
известно, что идеи трудового воспитания подрастающих поколений выдвигались
передовыми мыслителями и педагогами, начиная с ХV века (Т. Кампанелла, Т. Мор,
Я. Коменский, Ж. Руссо, К. Ушинский и др.). Большинство из них делали ставку на
ремесленный труд.
Бурное развитие
капитализма ХІХ века нуждалось в массовой подготовке рабочих, способных
овладеть техникой машинного производства. Г. Оуэн выдвинул идею соединения
обучения детей с их трудом на производстве. Родиной ручного труда как педагогического
предмета считают Финляндию, где по инициативе В. Цигнеуса в 1866 году вводится
преподавание ее во всех начальных школах и учительских семинариях. Очень быстро
этот процесс распространился в Европе и США. В 1874 году в Швеции была открыта
учительская семинария ручного труда, которая превратилась в международный
центр, где за 10 лет более 5 тысяч учителей разных стран познакомились с
организацией трудового обучения. Именно здесь была разработана методика
преподавания ручного труда, которая получила название «шведской системы». В
1882 году парламент Франции ввел ручной труд как обязательный предмет в
народных и учительских школах. В Германии труд внедряется в школы с 1881 года,
большую роль в его распространении сыграло «Главное немецкое общество ручного
труда» [12].
В США в 1888 году
открылась семинария ручного труда в г. Бостоне, а с 1890 года введено обучение
труду в школах еще 37 городов. Оно базировалось на принципах «русской системы»,
с которой американцы познакомились на Международной выставке в Филадельфии за
экспонатами Московского высшего технического училища. В 1888 году были открытые
классы ручного труда в Петербургском учительском институте.
Организатором и
пропагандистом этого дела был преподаватель этого заведения К.Ю. Цыруль,
который создал методические пособия по труду, систему трудовых заданий для
учеников с постепенным усложнением приемов их выполнения, применяемых
инструментов и материалов, принял участие в составлении программы по труду для
школ и учительских семинарий. Создается «Российское общество педагогического
ручного труда» и начинает издаваться журнал «Трудовое воспитание». Однако
трудовое обучение в дореволюционной России не было систематическим и
осуществлялось только в небольшом количестве учебных заведений.
В 20-х годах 20 века на
просторах бывшего Советского государства была введена проектная система
обучения, которая заключалась в том, что было вытеснено предметное обучения и
элементы знаний по математике, биологии, физике и других учебных дисциплин,
которые группировались вокруг трудовых задач ученикам. Это мешало как получению
систематизированных знаний по основам наук, так и формированию трудовых умений
и навыков. Трудовое обучение строилось бессистемно, на случайных заданиях.
В начале 30-х годов 20
века проектная система обучения подверглась резкой критике, восстановлено
преподавание основ наук, как самостоятельный предмет в учебный план школы было
включено трудовое обучение. Однако вместо его перестройки основное внимание
стало уделяться общеобразовательным дисциплинам. Все это и отсутствие
надлежащей материальной базы, квалифицированных учителей трудового обучения
привело к тому, что в 1937 году труд вообще была исключен из учебного плана
школы.
Так продолжалось до 1954
года, когда в учебный план начальной школы вводился новый предмет – ручной
труд, задачей которого было вооружение учащихся 1-4 классов элементарными
трудовыми навыками, воспитание любви и интереса к труду. Для него выделялся
один урок в неделю.
В начале 60-х годов
программа значительно изменилась и получила название «Трудовое обучение и
общественно-полезный труд». Главная ее задача виделось в подготовке учащихся к
жизни, самостоятельной трудовой деятельности. Практиковалось два урока в
неделю.
В 1969 году была создана
новая программа для начальных классов под названием «Трудовое обучение»,
которая долгое время обслуживала потребности тоталитарного государства в
подготовке дисциплинированных исполнителей, «винтиков» массового производства,
на бумаге декларируя комплексный подход к обучению, воспитанию и развитию детей
[7].
Кардинальные изменения в
социально-экономической жизни государства вызвали необходимость перестройки
содержания трудовой подготовки учащихся, разработки новых концептуальных
положений.
Поиск новых подходов
обуславливался переходом к рыночным отношениям.
Трудовая подготовка
рассматривалась как целостный процесс, направленный на формирование
социально-активной, творческой личности, способной приумножать материальные и
духовные ценности общества.
Центральным звеном
системы трудовой подготовки рядом с предметами по основам наук, общественно
полезным, производительным трудом, внеклассной и внешкольной работой становился
предмет «Трудовое обучения» – дидактически обоснованная система теоретического
и практического ознакомления учащихся с основами современного производства в
единстве его основных элементов: техники, технологии, организации и экономики.
Начальный этап осуществления трудового обучения в 1-4 классах включал в себя
три основных вида деятельности: учебную, игровую и самообслуживания. Допускалась
возможная интеграция трудового обучения с элементами естествознания, эстетики и
тому подобное. Приоритетное значение в трудовом обучении приобретало широкое
ознакомление школьников с историей развития народных ремесел и промыслов,
освоение их технологий с целью формирования национального самосознания,
возрождение трудовых традиций народа.
Национальная доктрина
развития образования в ХХІ веке провозглашает задачей всей системы образования
формирование трудовой жизнетворческой мотивации граждан, их активной
профессиональной позиции, обучение основным принципам построения
профессиональной карьеры на рынке труда; подготовку людей высокой
образованности и культуры, квалифицированных специалистов, способных к
творческому труду, профессиональному развитию, мобильности в освоении и
внедрении новейших наукоемких и информационных технологий.
В 20-30-е годы 20 века
теоретики и практики дискутировали вопрос о том, что является главным в
воспитании ребенка: труд или игра. В процессе дискуссий пришли к выводу, что
эти виды деятельности ребенка не должны противопоставляться друг другу: играя,
ребенок трудится, а работая, играется. Поэтому в 50-60-е гг. 20 века вопросы
трудового воспитания были отражены и в программных документах дошкольных
учреждений и в научных исследованиях.
Трудовое воспитание –
целенаправленный, организованный процесс привлечения и стимуляции дошкольников
к разным видам труда, с целью формирования в них трудовых знаний, умений и
навыков, развития творческого мышления и трудолюбия. По утверждению психологов,
труд является одним из ведущих факторов всестороннего развития детей. Это
положение они аргументируют тем, что ребенок уже к концу младшего дошкольного
возраста начинает стремиться самостоятельности, заявляя: «Хочу сам» [13].
К проблеме воспитания детей
в процессе труда обращались авторы первых утопических систем обновления
общества путем воспитания. В Частности, Т. Мор рекомендовал: «маленьких детей
знакомить с трудом взрослых людей и побудить их к посильному участию в трудовых
процессах».