Курсовая теория на тему Трудовая деятельность осужденных к лишению свободы: понятие, цели и задачи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Теоретические аспекты трудовой деятельности осужденных к лишению свободы.. 4
1.1
Понятие и сущность трудовой деятельности осужденных к лишению свободы 4
1.2
Особенности организации трудовой деятельности осужденных к лишению свободы.. 9
Глава
2. Специфика трудовой деятельности осужденных к лишению свободы.. 15
2.1
Цели и задачи трудовой деятельности осужденных к лишению свободы.. 15
2.2
Проблемы привлечение к труду осужденных к лишению свободы.. 19
Заключение. 25
Список
использованных источников. 27
Введение:
Исходя из уголовно-исполнительного законодательства РФ,
следует отметить, что трудовая занятость осужденных – это один из способов
профилактики совершения правонарушений и преступлений в местах лишения свободы.
Осужденные, занятые в производственном процессе имеют меньше времени для
нарушений режима отбывания наказания, а трудовая деятельность представляет, как
отвлекающий, так и в какой-то мере, сдерживающий фактор.
Следует отметить, что число зарегистрированных преступлений
в пенитенциарных учреждениях постоянно растет. Так за 2020 г. в исправительных
учреждениях ФСИН России (ИК, КП, ЛИУ, ЛПУ) было зарегистрировано 914
преступлений, в то время как в 2019 на 4,82 меньше – 872. В свою очередь
трудовая занятость осужденных позволит снизить общественную опасность
обозначенных лиц «займет» свободное время. Кроме того, работа, и как следствие
— заработок денежных средств дает, возможность погашать иски, платить алименты
и, что немало важно, дисциплинирует осужденного, обучая работать и
зарабатывать. Помимо этого, навыки трудовой деятельности, полученные осужденным
в период отбывания наказания, могут пригодиться при выборе места работы после
освобождения, что в свою очередь повлияет на криминогенную обстановки в стране
в целом.
Одну из доминирующих позиций в сфере трудовой занятости в
России, занимает позиция, когда спрос на продукцию порождает предложение. В
нашем случае это говорит о необходимости выпуска конкурентноспособной продукции
на предприятиях уголовно-исполнительной системы. Что, в отсутствии должного
оборудования и профессиональных навыков осужденных значительно затрудняет
производственный процесс. Спрос на продукцию, которую способны производить
исправительные учреждения, на рынке падает. Соответственно уменьшается число
заказов, и следовательно рабочих мест.
Наряду с этим, существует еще проблемный момент,
исправительные
Заключение:
Переход российского общества к рыночной экономике в начале
90-х гг. прошлого столетия неизбежно затронул сложившуюся практику трудовой
занятости осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, так как
труд в местах лишения свободы не мог полноценно конкурировать с трудом
свободных граждан. Кроме того, резко сократились рабочие места изза отсутствия
заказов и разрушения кооперированных связей с гражданскими предприятиями. В
подавляющем большинстве производств исправительных учреждений возникли
серьезные трудности, связанные с предоставлением осужденным возможности
участвовать в трудовых процессах. Преобразование государственных унитарных
предприятий в центры трудовой адаптации, производственные (трудовые) мастерские
в целом не могло полностью решить проблему трудовой занятости всех
трудоспособных осужденных, получения ими социально полезных навыков и
профессий, которые могли бы пригодиться на свободном рынке труда после
освобождения из мест лишения свободы.
Перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации
(далее – УИС РФ) стоит множество целей и задач, согласно Концепции развития УИС
РФ до 2026 года.
Основной целью концепции развития УИС РФ является
совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с
учетом международных стандартов и потребностей общественного развития. Для
решения поставленных целей были определены задачи, которые направлены на
решение проблем, возникающих в процессе исполнения и отбывания наказания
лицами, осужденными к лишению свободы. По-прежнему остается актуальной проблема
привлечения осужденных к труду и их занятость в трудовой деятельности. Согласно
Концепции УИС РФ, одной из задач является разработка форм проведения
воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой
занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания, а также развитие
международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных
государств, международными органами и неправительственными организациями.
Таким образом, труд осужденных используется в России уже
более 450 лет. Пиком использования труда осужденных являлась эпоха правления
Петра I. В этот период при определении места отбывания тюремного заключения,
каторги и ссылки, решающую роль имели экономические соображения. В целом, в
пенитенциарной политике России экономическому аспекту отводилась важнейшая
роль. Основанием этому являлся сравнительно дешевый труд осужденных
преступников.
В настоящее время российская уголовно-исполнительная система
сохраняет основные черты исправительно-трудовой системы предшествующего
исторического периода, что в свою очередь приводит в сложное организационно-правовое
положение УИС в целом.
На современном этапе правовое регулирование привлечения
осужденных к труду в Российской Федерации основывается на нормах Конституции
РФ, международных документов, УИК РФ, Трудового кодекса РФ, подзаконных
нормативных правовых актах. Организация труда осужденных предусматривается в п.
71-76 Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными.
Таким образом, отношения по привлечению осужденных к труду
урегулированы как уголовно-исполнительным, так и трудовым законодательством. В
регулировании трудовых отношений осужденных сочетаются как публично-правовые,
так и частноправовые начала. В условиях реформирования уголовно-исполнительной
системы институт привлечения осужденных к труду также подлежит реформированию.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты трудовой деятельности
осужденных к лишению свободы
1.1 Понятие и сущность трудовой деятельности
осужденных к лишению свободы
Труд в местах лишения свободы – это обязанность осужденных,
закрепленная УИК РФ в статье 103 п.1. Администрация каждого исправительного
учреждения должна привлекать осужденных к трудовой деятельности с учетом их
пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности,
а также исходя из наличия рабочих мест[1].
Трудовая деятельность осужденных рассматривается как один из способов
исправления осужденных и не должна препятствовать этой цели.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16
декабря 1966 г. содержит нормы, не допускающие принудительное или обязательное
трудовое использование граждан (ст. 8). Однако в примечании к данной статье
указывается, что термин «обязательный, или принудительный, труд» применим к
ситуациям, когда работа или служба выполняется заключенными и не входит в
перечень обыкновенных гражданских обязанностей. Международный опыт показывает,
что в различных странах Европейского союза общественно полезный труд
заключенных является либо их правом, либо их обязанностью. В обязательном
порядке заключенные привлекаются к труду в таких странах, как ФРГ, Норвегия,
Франция, Финляндия, Дания. Пенитенциарные системы Италии и Испании наоборот
своим приоритетным направлением считают перевоспитание и социальную
реабилитацию лица, преступившего закон, поэтому заключенному не вменяется в
обязанность, а предоставляется право трудиться и пользоваться благами
социального страхования.
В ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации раскрывается
понятие принудительного труда. В него не включается «работа, выполняемая
вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором
государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при
исполнении судебных приговоров»[2].
Законодательная база, регулирующая процесс привлечения
осужденных к труду в местах лишения свободы, полностью соответствует нормам
Конституции Российской Федерации и трудового права, при этом УИК РФ данные
нормы либо дублирует, либо прямо отсылает к ТК РФ. Отметим, что специфика
отбывания наказания в местах лишения свободы не позволяет применять нормы
российского трудового права в отношении осужденных в полном объеме, в связи с
этим процесс организации трудовой деятельности спецконтингента имеет ряд
проблем, требующих научного осмысления и выработки предложений по их решению.
Регулированием и контролем в области труда в местах лишения
свободы занимается Управление организации производственной деятельности и
трудовой адаптации осужденных ФСИН РФ. Управление обеспечивает исполнение
требований законодательства РФ об обязательном привлечении к труду осужденных к
наказанию в виде лишения свободы, организации их профессионального обучения,
привитии им трудовых навыков, приобщению к труду и заинтересованности в
результатах трудовой деятельности, а также реализует полномочия ФСИН России по
осуществлению разрешительных, 465 контрольных и надзорных функций в области
промышленной безопасности на производственных объектах уголовно-исполнительной
системы[3].
Трудовая деятельность осужденных в местах лишения свободы
способствует профессиональному росту и развитию осужденных, а также является
одним из средств исправления и успешной адаптации на свободе. На протяжении
всей истории становления пенитенциарной системы в России вопрос труда
осужденных был и остается актуальным, поскольку, являясь одним из
основополагающих факторов в развитии личности, в условиях лишения свободы труд
имеет свои особенности. В соответствии с этим положением было принято решение
выяснить, является ли труд возможностью для осужденных или же труд в условиях
лишения свободы – это принуждение?
В период с 2010 по 2020 г. наблюдался активный
рост трудящихся осужденных: если в 2010 г. 92% поступающих во ФСИН осужденных
не имели никаких профессиональных навыков и нигде не работали, то в 2020 г. 40%
от общей численности спецконтингента трудятся на предприятиях ФСИН и имеют
среднее профессиональное образование. В 2020 г. 213 тыс. осужденных были
трудоустроены на предприятиях, находящихся в ведении ФСИН, и получали
заработную плату. Официальные [1] См.: Ст. 103 УИК РФ Привлечение к труду осужденных к
лишению свободы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12940/b4882f15b933502a36b094b08742431a8567d650/
(дата обращения: 07.03.2021 г.) [2] См.: Трудовой кодекс Российской Федерации : федер.
закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:
07.03.2021 г.) [3] См.: Структурные подразделения ФСИН России.
Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации
осужденных. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fsin.su/structure/adaptation/
(дата обращения: 07.03.2021 г.)