Курсовая теория на тему Трудности школьного обучения. Причины и способы коррекции.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Трудности обучения в младшем школьном возрасте 5
1.1. Понятие «трудность обучения», его причины, способы диагностики и коррекции 5
1.2. Психологическая характеристика школьников с трудностями в обучении 9
Глава 2. Педагогический опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении 17
2.1 Изучение причин трудностей в обучении младших школьников 17
2.2 Формы и методы работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении 21
Заключение 24
Список литературы 26
Введение:
В современной России в условиях интенсификации школьного образования резко увеличивается число детей младшего школьного возраста, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на поиск возможных причин возникновения учебных трудностей, методов их диагностики, профилактики и преодоления.
К сожалению, модернизируемые учебные программы внедряются без учета изменяющейся специфики мозговой организации в современной детской популяции. Усложняющиеся требования к учебной деятельности учащихся и возросшие неблагоприятные изменения в психофизическом развитии детей приводят к тому, что значительное количество первоклассников оказывается не готово к успешному обучению по общеобразовательным программам. Младшие школьники испытывают серьезные трудности в овладении специфическими школьными навыками – письмом, чтением, у многих детей затруднено понимание порядка чисел и умение совершать счетные операции, нарушено понимание письменных и устных сообщений. Субъективное переживание учеником несоответствия его знаний (умений, навыков) требованиями учебной деятельности затрудняет адаптацию ребенка в школе, что может сказаться на дальнейшем неблагоприятном интеллектуальном, эмоциональном развитии младшего школьника, и, в конечном счете, нанести вред его психологическому и соматическому здоровью.
Цель исследования – изучить понятие трудности школьного обучения, рассмотреть причины и способы коррекции.
Объект исследования: трудность обучения.
Предмет исследования: особенности педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «трудность обучения», его причины, способы диагностики и коррекции.
2. Представить психологическую характеристику школьников с трудностями в обучении.
3. Изучить причины трудностей в обучении младших школьников.
4. Описать формы и методы работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционно решение школьных проблем детей находилось в компетенции педагогов, дефектологов, логопедов, психологов. В исследованиях педагогической направленности выделяются такие ведущие причины школьных трудностей учащихся начальных классов, как несформированность навыков учебной деятельности и учебной мотивации. Психологи в качестве причин, существенно влияющих на успешность усвоения детьми учебных навыков, прежде всего, выделяют индивидуально-типологические особенности ребенка, его личностные качества, развитие у него когнитивных структур, направленность поведения педагога. Медики склонны отождествлять специфические расстройства развития школьных навыков (F81) с нервно-психическими отклонениями и в качестве предрасполагающих выделяют пре-, пери- и постнатальные, наследственные, микросоциальные (состав семьи, типы воспитания, образовательный и материальный уровень) факторы. В последние годы в круг научных дисциплин, занимающихся вопросами школьных трудностей, вошла нейропсихология.
Активно развивающаяся в настоящее время детская нейропсихология, основания которой были заложены Л.С. Выготским и А.Р. Лурия, рассматривает проблему трудностей обучения школьников как проблему взаимодействия мозгового, физиологического, психологического и социального уровней. Процесс усвоения новых знаний и овладение способами приобретения этих знаний обеспечивается сложными функциональными системами, мозговой основой которых является совместная работа различных зон мозга. Нейропсихология позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или несформированными в свое время, и таким образом выявить причину трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития или учеником в обучении, при этом нейропсихология обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Нейропсихология детского возраста, помогает находить и давать правильную квалификацию затруднениям, которые возникают у детей в усвоении учебных предметов, и тем самым способствует полноценному овладению знаниями, развитию способностей ученика, становлению таких качеств личности как уверенность, чувство собственного достоинства и др., которые напрямую связаны с широтой знаний и умений, а также легкостью овладения школьными знаниями.
Одной из наиболее распространенных причин трудностей усвоения детьми учебного материала является парциальное отставание в развитии высших психических функций (ВПФ) у ребенка. Неравномерность развития ВПФ определяется индивидуальной генетической программой и средовыми факторами. Как показывают современные исследования по нейропсихологии нормы, наличие относительно сильных и относительно слабых психических функций или их компонентов, т.е. неравномерность их развития является закономерностью, а не отклонением в развитии. У детей группы нормы их относительно слабые процессы отчетливо дают себя знать при утомлении, у детей с трудностями обучения неравномерность функций выражена сильнее, ребенок не может компенсировать свои слабые стороны за счет сильных сторон, он начинает не соответствовать
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «трудность обучения», его причины, способы диагностики и коррекции
Дети с трудностями в обучении — дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети с трудностями в обучении имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функциях центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.
Трудности в обучении — субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося. От 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения. Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития.
Наиболее типичные трудности обучения у первоклассников образуют комплекс проблем и проявляется:
— в трудностях овладения каллиграфическими навыками письма, характеризующиеся частичным искажение формы букв, наличием неправильных соединений, искажающих форму букв, недописыванием до линии рабочей строки, несоблюдением «красной строки», несоблюдением пропорций букв по высоте и ширине, небрежным, неразборчивым письмом, с помарками. Сочетание таких особенностей письма соответствуют низкому уровню сформированности каллиграфического навыка учащихся;