Основы русского языка Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Тропы и их история развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Развитие и роль
тропов. 5

1.1. История развития понятие
тропы.. 5

1.2. Сущность и роль тропов. 9

Глава 2. Классификация и
использование тропов. 13

2.1. Виды и классификация
тропов. 13

2.2. Использование тропов в
речи. 17

Заключение. 21

Список использованной
литературы.. 23

  

Введение:

 

Одна и та же мысль в
языке выражается множеством способов, из которых может быть выбран наиболее
эффективный в конкретной речевой ситуации. Кроме психологического и логического
аспектов, понятие эффективности передачи информации имеет и чисто
лингвистический аспект. Он связан с выбором стиля и жанра речи и с применением
приемов выразительности, усиливающих восприятие текста.

Выразительность речи
усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей,
поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на
разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Из истории ораторского
искусства известно, что выдающиеся мастера слова всех времен, крупные
общественные и политические деятели, известные ученые, лекторы всегда уделяли
большое внимание образности своих выступлений, учились использовать
выразительные средства языка.

Ресурсы этих средств неисчерпаемы.
Они обнаруживаются на всех его уровнях, особенно на лексическом. Это
объясняется тем, что слово зачастую не только называет предмет, качество,
действие, состояние, но и способно передавать отношение говорящего, его оценку,
его эмоции, указывать на степень проявления признака, действия, т.е. быть
экспрессивным.

В семантике многих слов
русского языка заложена образность: слово называет предмет, действие, качество
и одновременно передает его образ.

Особую выразительность
речи придают авторские неологизмы. Они неожиданны, неповторимы, обладают
прозрачностью смысла, словообразовательной структуры,
эмоционально-экспрессивной окраской.

Выразительность речи во
многом зависит от того, в какой степени творящий ее знаком с художественными
приемами, традиционно называемыми тропами.

Объект исследования
курсовой работы: тропы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Анализ научной литературы разных лет
подводит к заключению о том, что источниками многочисленных вариантов широкого
понимания тропов являются различия в подходах к указанным четырём критериям
оценки принадлежности речевых феноменов к разряду тропов.

2. Важнейшую роль в художественной речи играют
тропы — слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении.
Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность, когда
образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим.

В этом и состоит наиболее общая функция всех
тропов — отражать 8 структуре образа способность человека мыслить по аналогии,
воплощать, по словам поэта, «сближение вещей далековатых», подчеркивая таким
образом единство и целостность окружающего нас мира.

3. Различие и неоднородность мнений о
природе тропов и их функциональных характеристик наблюдается не только в
отечественном, но и в зарубежном языкознании. Как показывает представленный анализ,
вопрос о классификации тропов остается открытым и в настоящее время. Между тем
можно выделить ряд наметившихся тенденций в области теории тропов: в
современных исследованиях значительно больше места уделяется письменной речи; в
неориторике последних десятилетий делаются многочисленные попытки уточнения
видов тропов в соответствии с современными лингвометодическими идеями;
выделяется культурная функция тропов, которая позволяет расширить данное
понятие и выйти за рамки лингвистического понимания в поликультурную среду.

4. Тропы представляют собой важнейшие выразительные
средства русской речи. С помощью использования тех или иных тропов, можно
достигнуть определенного эффекта, например, эмоциональной окрашенности речи,
изобразительности, образности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Развитие и роль тропов

1.1. История развития понятие тропы Основные теоретические
положения, связанные с тропами, были определены еще в античных риториках.
Истоки исследовательского интереса к тропам, как правило, ученые связывают с
именем Аристотеля, который одним из первых дает описание художественной речи
как «отклоняющейся» (термин Аристотеля) от речи обычной. Согласно теории
Аристотеля, употребление «слов необычных, в частности иноземных и устарелых или
вновь образованных и метафор, является средством придать речи художественный
характер»[1].

Начиная с античности
“среди грамматиков и философов не ослабевает баталия относительно родов, видов
и числа тропов”; необходимость “гораздо более внимательно отнестись к теории
тропов, не доверять некоторым традиционным взглядам на сущность тропа”[2] была
осознана и современными учёными. Чтобы убедиться в справедливости подобного
рода критических суждений, сопоставим количество и состав тропов в списках:

1. Трифона Александрийского (I в. до н.э.):
метафора, катахреза, аллегория, энигма, мета- лепсис, метонимия, синекдоха,
ономатопея, перифраза, анастрофа, гипербатон, плеоназм, параплерома, эллипсис,
гипербола, эмфазис, энаргия, парасиопеза, гомеозис, характерисма, сокращение (auvTOpia, букв. ‘устранение всего лишнего’), брахилогия, силлепсис,
эпаналепсис, парэкбасис, амфиболия, антифразис, метатипозис (эналлага),
антономасия, ирония, сарказм, миктеризм, хари- ентизм, хлеазм, астеизм,
паремия.

2. Анонимного автора “Риторики к Гереннию” (I в. до
н.э.): ономатопея, антономасия, метонимия, перифраза, гипербатон, гипербола,
синекдоха, катахреза, метафора, аллегория. Термин троп здесь не употребляется, однако перечисленные
“десять словесных украшений” определены как “отклонения от обычного значения
слова, с некоторою приятностию (quadam venustate)
к иному смыслу приложенные”, т.е. как тропы.

3. Римского грамматика Элия Доната (IV в. н.э.):
метафора, катахреза, металепсис, метонимия, антономасия, эпитет, синекдоха,
апосиопеза, ономатопея, перифраза, гипербола, гипербатон (в частности,
анастрофа, тмезис, парентеза, син- хизис и гистерология), аллегория, или
иносказание (“коего семь видов суть”: ирония, антифразис, энигма, хариентизм,
сарказм, астеизм и паремия, т.е. “proverbium vel
adagium” ‘пословица или изречение’), гомеозис, эпимона, гипаллага,
антиптосис, гендиадис, литота, хронография, топография, география, антгипофора,
антитетон, брахилогия, эротема, эпекзегезис, апострофа, прозопопея, эвфония (“bona sonoritas”,
“vocalitase), аллеоте- та, эмфазис, эпанод, парадиастола, силлепсис.

4. Питера Моселлануса (1493-1524), влиятельного
филолога Тюдорианской эпохи: метафора, катахреза, металепсис, метонимия,
антонома- сия, эпитет, синекдоха, ономатопея, аллегория (включая энигму, паремию,
иронию, сарказм, астеизм, миктеризм, антифразис и хариентизм), перифраза, виды
гипербатона (анастрофа, диа- лисис, диакопа, синхизис и гистеропротерон),
гипербола, эмфазис (“злодейство вм. Злодей”), виды гомеозиса (икона, парабола и парадигма),
хронография, топография, топотезия, этиология, эпанод, каталог, силлогизм и
апострофа.

5. Филологов XX в.: а) метафора, метонимия,
синекдоха, эмфазис, гипербола, антономасия, ирония, литота, перифраза; б)
антимерия, эвфемизм, гипербола, ирония, литота, мейозис, метафора, метонимия,
ономатопея, оксюморон, парадокс, каламбур, сравнение; в) ономатопея,
антономасия, метонимия, перифраза, гипербатон, гипербола, синекдоха, катахреза,
метафора, аллегори[3]. [1] Античные теории языка и стиля / Под ред. О.М.
Фрейденберг. – СПб.: Алетейя, 2006. – С.136. [2] Ахманова О.С., Натан Л.Н.,
Полторацкий А.Н., Фатющенко В.И. О принципах и методах лингвостилистического исследования / Под ред. О.С.
Ахмановой. МГУ, 1966. – С.155. [3] Токаренко М.А. Тропы как средства
выразительности русской речи // Молодежь: образование, наука, творчество —
2019. — 2019. — С. 169-171.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы