Курсовая теория на тему Трасологическая экспертиза
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1 Теоретические основы производства трасологических экспертиз 5
1.1 Криминалистическое учение о механизме следообразования как научная основа формирования специальных знаний для производства трасологических экспертиз 5
1.2 Классификация трасологических экспертиз по различным основаниям 8
2. Вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой 14
2.1 Идентификационные вопросы, разрешаемые трасологической экспертизой и участвующие в этом объекты. Методы и методики исследования 14
2.2 Диагностические и классификационные задачи, разрешаемые трасологической экспертизой и исследуемые объекты. Методы и методики исследования 20
3 Использование результатов трасологической экспертизы в процессе доказывания по уголовным делам 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение:
Актуальность исследования. Трасология является отраслью кри-миналистической техники и представляет собой науку, изучающую методы и средства образования и фиксации следов преступления. Кроме того, бла-годаря достижениям данной науки было сформировано новое направление судебной экспертизы – трасологическая экспертиза.
Трасология изучает отражение доказательств в окружающей среде, иными словами, следы преступления. Предметом трасологической науки является строение поверхности следа и отражение его свойств в окружаю-щей среде. В дальнейшем полученная информация используется следова-телем в качестве доказательств по делу. Трасология имеет несколько направлений изучения: идентификация и исследование.
Впервые термин «трасология» был введен профессором Гернетом в 1936 году, когда он проводил работу над юридическим словарем. До это-го трасология именовалась «следоведением».
Научные основы трасологии в России стали формироваться в сере-дине 20 века. В первую очередь, это связано с именем ученого Б.И. Шев-ченко. Который являлся автором работы «Научные основы современной трасологии». В данной работе впервые были сформированы понятия клас-сификации следов. Кроме того, данный исследователь уделял много вни-мания изучению и разработке трасологической идентификации, написав под конец своей жизни работу «Научные основы трасологической иденти-фикации». Эти труды являются фундаментальными и на сегодняшний день.
Большой вклад в развитие трасологии и формирование ее в отдель-ную отрасль криминалистической техники внес исследователь Г.Л. Гра-новский, автор работы «Основы трасологии».
Судебно-трасологическая экспертиза представляет собой исследова-ние следов, а также следообразующих поверхностей и объектов. Источни-ком информации для трасологической экспертизы являются следы челове-ка, автотранспорта, которые могут быть зафиксированы в виде слепков, фотографий и описаны в протоколах следственных действий. Как правило, трасологические исследования являются достаточно разнообразными в силу большого разнообразия объектов исследования.
Предмет исследования. Трасологическая экспертиза.
Объект исследования. Трасология.
Цель исследования:
— рассмотреть специфику трасологической экспертизы.
Задачи исследования:
1) криминалистическое учение о механизме следообразования как научная основа формирования специальных знаний для произ-водства трасологических экспертиз;
2) классификация трасологических экспертиз по различным основа-ниям;
3) идентификационные вопросы, разрешаемые трасологической экс-пертизой и участвующие в этом объекты, методы и методики ис-следования;
4) диагностические и классификационные задачи, разрешаемые тра-сологической экспертизой и исследуемые объекты, методы и мето-дики исследования.
Методы исследования, использованные в работе, определяются це-лью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
— структурно-функциональный метод – при характеристике специфи-ки трасологической экспертизы;
— метод включенного наблюдения – при сборе материала;
— метод анализа источников;
— реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и сравни-тельный методы – для систематизации теоретического материала.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании про-анализирован и обобщен теоретический материал по вопросам изучения особенностей современной трасологической экспертизы.
Практическая значимость исследования. Настоящее исследование может быть полезно студентам вузов и ссузов при изучении предмета кри-миналистики и других смежных наук.
Основой для материала исследования стали учебные и научные издания разных лет, материалы специальной периодической печати.
Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Агафонов В. В. Белкин Р.С., Корноухов В.Е. Несмиянова И.О., Харламова О.А. и др.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследова-ния и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литерату-ры.
Заключение:
Неразрывной составной частью собирания доказательств является их фиксация. Она осуществляется параллельно с обнаружением доказательств или следует обычно сразу же после него. Вопросам, связанным с закреп-лением (фиксацией) доказательств, процессуалисты, как ни странно, уде-ляют очень немного внимания. Между тем закрепление доказательств яв-ляется одним из основных элементов процесса доказывания наряду с их обнаружением, проверкой и оценкой. Именно процессуальная фиксация обнаруженных фактических данных делает их доказательствами и обеспе-чивает удостоверительную сторону процесса доказывания. Это обязывает четко определить и подробнее рассмотреть содержание понятия «закреп-ление доказательств». В рамках данной работы рассмотрены основные элементы трасологической науки как отрасли криминалистической техни-ки.
Главной задачей трасологической экспертизы является подтвержде-ние факта контактного взаимодействия за счет разработанных средств и методов исследования. В частности, устанавливаться могут как рекон-структивные, так и ситуалогические факты взаимодействия. При установ-лении факта контактного взаимодействия решается интеграционная задача, в ходе которой устанавливается способ оставления следа, а также момент его соприкосновения со следообразующей поверхностью, т.е. момент непосредственного контакта. Кроме того, устанавливается момент попада-ния вещества следа на следоноситель, при чем не только при соприкосно-вении, но и при передаче через другие вещества, например, через волокна одежды или жидкости. Зачастую при проведении комплексной экспертизы эксперт-трасолог взаимодействует с экспертами-медиками и специалистами материаловедами.
При проведении экспертизы перед экспертом могут ставиться задачи, связанные с реконструированием свойств объекта, например, по остав-шимся после взрыва фрагментам или по остаткам упаковки установить вид и способ изготовления взрывного устройства.
Ситуалогические задачи решаются при изучении вещной обстановки места происшествия путем установления различных признаков. Из кото-рых складывается целостная картина события преступления. Как правило, перед экспертами-трасологами ставятся идентификационные и диагности-ческие задачи. В процессе идентификационного исследования отвечают на вопрос, к чему относится оставленный след, а при диагностике изучаются сами свойства следа.
Как и любая наука трасология состоит из общей и теоретической ча-сти. В ходе исследований она использует общенаучные и специальные ме-тоды. К специальным методам относится микроскопические исследования, в ходе которого используется зрительное восприятие и дальнейшее увели-чение воспринимаемых микропризнаков. При использовании криминали-стической модели, которая строится на фиксации и исследовании доказа-тельств, проводится анализ, отделяющий существенные признаки от несу-щественных, отобранные существенные признаки фиксируются в слепке или подробно описываются в заключении, при этом полученная модель является новым объектом исследования.
Трасологические модели менялись по мере развития трасологии: от простейших до компьютерных. Экспертная методика является последова-тельностью действий при решении идентификационных и диагностических задач путем изучения объектов на основе системного использования прие-мов и методов.
Методика трасологической экспертизы состоит из методов, приёмов и технических средств, а также порядка их использования для изучения следов транспортных средств и животных.
В качестве исследуемых объектов выступают следы человека или жи-вотных, а также механизмов и орудий. При этом все трасологические экс-пертизы объединены общими научными основами, единой методикой ис-следования микрообъектов и микропризнаков.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы производства трасологических экспертиз
1.1 Криминалистическое учение о механизме следообразования как научная основа формирования специальных знаний для произ-водства трасологических экспертиз
Исторически сложилось так, что формирование и развитие научных представлений о механизмах следообразования всегда был необходимым элементом борьбы с преступностью. По мнению Р.С. Белкина, «механизм следообразования — это процесс, конечная фаза которого представляет со-бой возникновение следа» . Криминалистическая наука при изучении ме-ханизмов образования следов особое место уделяет определению понятия «след». Еще в 1945 г. С.М. Потапов, сформулировал следы, как «отраже-ния на материальных предметах признаков явлений, причинно связанных с расследуемым событием» . По его мнению, следы могут возникать от людей, отдельных предметов и от действия сил природы. Л.Л. Ляер, при рассмотрении криминалистического учения о следах, выделяет два поня-тия следов: «в широком смысле это любые, всевозможные и разнообраз-ные последствия события преступления: изменение обстановки на месте преступления, изменение свойств предметов и качеств и т. д; в криминали-стическом следоведении под следом понимается причинносвязанное с со-бытием преступления остаточное явление, которое представляет собой ма-териально-фиксированное отображение на одном объекте свойств строения другого объекта» . Данные определения понятия следа, в основном дают смысловое наполнение категории следа, и часто используется в юридиче-ской литературе, и не только. Закономерности возникновения следов, от-ражающих механизм преступления, изучаются трасологией. Кроме того данный раздел криминалистики занимается разработкой рекомендатель-ной информации по применению средств и методов поиска следов, их изъ-ятия, фиксации и анализа, для установления условий, значимых для рас-крытия, расследования и предупреждения преступлений.
Процесс взаимодействия объектов, при котором возникает след, называется механизмом возникновения следов. Данный механизм содер-жит в себе три основных элемента: следообразующий объект, следовос-принимающий объект и следовый контакт. Следы могут возникать как – на определенном этапе взаимодействия объектов, так и весь период их воз-действия друг на друга. Следовым контактом называется конкретное вре-мя соприкосновения друг с другом, он может быть как активным, так пас-сивным. При активном контакте энергия воздействия исходит непосред-ственно от одного или обоих взаимодействующих объектов (например, следы разруба топором, следы, образующиеся при столкновении транс-портных средств). При пассивном контакте энергия, приводящая к образо-ванию следа, находится обычно за пределами непосредственного контакта объектов (например, оседание пыли, краски вокруг лежащего на полу предмета, действие рентгеновских лучей).
Исходя из механизма образования и в зависимости от силы воздей-ствия и твердости объектов выделяются следы объемные и поверхностные. Кроме того, В.Е. Корноухов отмечает, что «поверхностные следы по сте-пени их различимости невооруженным глазом в видимых лучах спектра подразделяются на видимые, слабо видимые и невидимые» . Механизм возникновения следов определяется фактом пребывания лица в определен-ном месте. Данный факт может быть установлен по загрязнениям, следам растительного происхождения от обстановки места происшествия на его одежде и обуви, а так же по следам которые остались от его одежды и обу-ви на месте происшествия. Обнаружение данных следов позволяет сделать выводы о взаимном контакте лиц причастных к определенному преступле-нию. Поэтому при расследовании преступлений выявление и исследование следов всегда занимали центральное место, поскольку последние являлись и являются основным источником доказательственной информации. По мнению, А.А. Закатова, формирование следов, сопровождается следую-щими наиболее важными закономерностями: 1. Повторяемость процесса возникновения преступления, ибо следы отражают характер преступления, и сопутствуют ему; 2. Взаимодействие способа совершения преступления и следов применения данного способа, позволяет установить средство со-вершения преступления; 3. Зависимость времени сохранения следов от ха-рактера среды, где совершено преступление; 4. Закономерная зависимость между временем существования следов и объемом информации, содержа-щейся в них и т.д.
Применение следов при расследовании преступлений и доказывания виновности лиц, имеет необходимость соблюдения определенных процес-суальных и методических правил, направленных на выявление информа-ции и приобщения ее носителя к материалам уголовного дела. Следы как источник доказывания являются более сложным для исследования и тре-буют детальной фиксации. Сложность в данном вопросе так же заключает-ся неоднозначной идентификации следов преступления как с лицом его со-вершившим, так и с механизмом его возникновения. К слову, как показы-вает практика, следователи перестали собирать доказательства, которые оправдывали бы обвиняемого. Некоторые авторы считают, что это про-изошло, из-за того, что «в действующем УПК РФ, нет нормы, в которой бы было сказано, о полноте и объективности рассмотрения всех обстоя-тельств дела» . Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что следы и закономерности их возникновения играют важную роль при расследовании и раскрытии преступлений. Зная особен-ности следообразования можно эффективно использовать их, и смодели-ровать различные обстоятельства совершенного преступления.