Курсовая теория на тему Трансформация формы государства (ну на примере России)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Понятие и элементы формы государства 5
Глава 2 Трансформация формы государства на примере России 13
2.1. Монархия (эпоха от образования Руси до свержения царизма) 13
2.2. Советская республика 18
2.3. Демократическая республика РФ 20
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Форма государства представляет собой одно из основных понятий в теории государства. Данное понятие включает в себя характеристику государственного устройства. Оно показывает, каковы основные принципы организации и деятельности государственных органов, как осуществляется территориальное деление государства и какими методами и способами в государстве осуществляется государственная власть. Характеристика формы государства позволяет определить все основные признаки конкретного государства. Форма государства рассматривается как совокупность трех основных элементов. Это форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Сочетание этих элементов различных видов составляет форму каждого конкретного государства. Исследование этих элементов и их разновидностей позволяет определить особенности организации каждого государства.
Исследование формы государства является актуальным, поскольку ее элементы определяют порядок осуществления государственной власти. Формирование государственных органов, территориальное устройство государства, способы и методы осуществления государственной власти – все эти характеристики позволяют установить каким образом в каждом отдельном государстве осуществляется управление обществом. Для теории государства и права как науки изучающей государство тема формы государства является основной. Именно поэтому она представляет интерес для исследования.
Форма каждого конкретного государства отличается определенными особенностями. Она зависит от многих факторов6 исторических, экономических, политических. Исследование формы российского государства позволяет определить каким образом в России организована государственная власть, как осуществляют свою работу государственные органы, каковы особенности территориального устройства и основные принципы деятельности государства.
Объектом настоящего исследования является форма государства.
Предмет исследования – трансформация формы государства на примере России.
Цель исследования – охарактеризовать исторические изменение формы государства на примере России.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: охарактеризовать общее понятие и элементы формы государства, рассмотреть форму российского государства путем характеристики основных ее изменений в ключевые исторические периоды.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Абдулаев М.И., Марченко М.Н., Пиголкин А.С. и др.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности трансформации формы российского государства можно прийти к следующим выводам.
1. Понятие формы государства объединяет в себе организацию органов государственной власти, территориальную организацию и совокупность способов и методов осуществления власти. Исследовав форму государства можно получить представление о всех аспектах осуществления государственной власти. Изучение формы государства осуществляется путем изучения ее элементов. Изучение формы государства важно для теории и практики государственного устройства. Теоретики путем выделения общих признаков, характерных для осуществления государственной власти в различных государствах формируют и рассматривают элементы формы государства. На основе этих теоретических обобщений каждое конкретное государство выбирает для себя необходимые методы и способы организации и осуществления государственной власти в соответствии со своими национальными и территориальными особенностями и другими факторами.
2. Исторически изменение формы государства возможно двумя путями6 путем реформ и путем революций. Причинами изменений является развитие общественных отношений, которое требует преобразований в государственном устройстве. Также на изменения могут повлиять и территориальные преобразования в государстве. В истории России сменилось несколько форм монархии. Неразвитое раннефеодальное государство, основанное на личной власти князя с расширением территории и усложнением системы управления преобразовалось в сословно-представительную монархию. В дальнейшем посредством реформ была образована абсолютная монархия, основанная на единоличной власти императора. Революционные выступления вынудили императора пойти на ограничение своей власти созданием первого представительного органа — Государственной думы. Однако следующие коренные преобразования произошли в результате социалистической революции. Форма правления изменилась на республику. Она основывалась на выборности органов власти. Однако негативным результатом установления данной формы правления стал тоталитарный политический режим. Преобразование в демократическую республику стало результатом общественного недовольства существующим строем и стремления республик, входящих в СССР к самостоятельности.
3. Форма современного российского государства может быть определена путем изучения положений Конституции РФ. По форме правления Россия признается республикой, что означает формирование высших государственных органов путем выборов и на определенный срок. В РФ избирается представительный орган, действует высший исполнительный орган – правительство. Главой государства является президент, наделенный обширными полномочиями управления, что позволяет говорить о том, что республика в РФ является смешанной с уклоном в сторону сильной президентской власти. По своему государственному устройству РФ является федеративным государством, состоящим из равноправных и самостоятельных субъектов федерации. Субъекты федерации наделены возможностью принимать собственное законодательство, устанавливать систему органов власти и осуществлять управление на своей территории. Основой взаимоотношений между федеральными органами и органами субъектов федерации является разграничение их полномочий, установленное Конституцией РФ. Признаками демократического режима в РФ являются закрепление верховной власти народа, провозглашение народного суверенитета, признание и закрепление государством основных прав граждан, провозглашение свободы мысли и слова, свободы экономической деятельности, политического и идеологического плюрализма.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Понятие и элементы формы государства
Форма государства – это одно из основополагающих понятий в теории государства, которое включает в себя характеристику важнейших признаков государства. Характеристика формы государства позволяет ответить на вопросы: каковы принципы формирования высших органов государственной власти, как они образуются и взаимодействуют между собой и населением, как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Традиционно понятие формы государства рассматривается как совокупность трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. «Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима» . Каждый из этих элементов подразделяется на виды в зависимости от основных сущностных признаков.
«Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением» Форма правления в государстве определяет, какими органами осуществляется государственная власть, характеризует порядок их образования и взаимодействия. Различают две основные разновидности форм правления – это монархия и республика.
Под формой государственного устройства понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями» Форма государственного устройства определяет, каким образом организуется административно-территориальное деление государства, какими полномочиями обладают отдельные территориальные единицы в государстве. В качестве форм государственного устройства выделяют унитарное государство, федерацию, конфедерацию.
«Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности» . Если форма правления отражает, как устроена государственная власть, форма государственного устройства – как власть распределяется по территории государства, то политический режим показывает каким образом государственная власть осуществляется, какие использует методы управления. Выделяют демократический и антидемократический политические режимы.
Соответственно получить представление о форме каждого государства возможно путем характеристики ее основных элементов в их разновидностях.
Понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Виды форм государства определяются сочетанием ее элементов для каждого конкретного государства. На формирование формы государства влияют различные политические, экономические, социальные, культурные, исторические факторы. Форма государства — это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единая система, совокупность внутренних связей и отношений. Однако представление о форме государства можно получить рассматривая ее элементы по отдельности. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Важную роль играет развитие экономики, соотношение политических сил в обществе. Нередко к смене формы государства приводили революции или же реформы. Каждое государство выбирает для себя такую форму организации власти, которая наиболее отвечает потребностям и интересам общества или господствующей политической силы. Территориальное устройство может зависеть от величины государственной территории, от исторически сложившихся отношений между различными территориями в составе государства, от его национального состава и т д. Таким образом, для каждого государства характерна определенная организация власти, которая строится на основании совокупности признаков, выделяемых в теории государства. Например, государство может являться демократической республикой и при этом территориально построено как унитарное. Или же для государства характерны недемократические методы управления, при этом оно является федеративной республикой. Сочетание трех элементов формы государства в различных их видах составляет форму большинства современных государств. Так существуют демократические федеративные республики (Россия США), демократические конституционные монархии в форме унитарного государства (Великобритания), демократические унитарные республики (Франция). Конституция РФ, устанавливая форму российского государства в ст. 1 провозглашает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Охарактеризовать форму российского государства можно путем изучения положений Конституции РФ о порядке организации государственной власти, о способах формирования и полномочиях государственных органов, об особенностях территориального устройства и правовом статусе территориальных единиц, об основных признаках, говорящих о способах и методах осуществления государственной власти. Форма российского государства будет рассмотрена далее путем последовательной характеристики исторических и современных особенностей ее организации.
Если говорить о распространенности отдельных форм правления в современных государствах, то необходимо отметить, что основной и наиболее распространенной формой правления является республика, поскольку она основана на демократических принципах: выборности органов государственной власти, разделении властей, ответственности органов государственной власти перед народом. При этом каждое государство использует разновидность формы правления, которая определена исторически и закреплены в конституции данного государства. Например в Италии и Германии существует парламентская республика, основанная на ответственности правительства перед парламентом. Во Франции и России республика — смешанная, поскольку глава государства обладает обширными правами по формированию правительства, но в то же время определенными контрольными полномочиями обладает и парламент. Президентская республика с сильной властью установлена в США и странах Латинской Америки. При этом и монархия также сохраняет свое значение в качестве формы правления. В большинстве государств используется конституционная или ограниченная монархия (например Великобритания, Япония, Испания). Здесь монарх выполняет номинальные представительские функции и сохранение монархии в этих странах можно оценивать как дань традиции. В целом управление в таких государствах строится по модели парламентской республики, поскольку исполнительную власть осуществляет правительство формируемое и контролируемое парламентом. Но нельзя исключить и существование абсолютных и дуалистических монархий в современных государствах. Обычно они имеют место в азиатских и африканских странах. В качестве примера можно привести Саудовскую аравию, Кувейт, Марокко и др.
Большинство современных государств являются унитарными, поскольку унитарная форма государственного устройства обеспечивает более простой порядок в управлении, он не предоставляет возможности отдельным территориальным образованиям участвовать в управлении. Унитарная форма государственного устройства характерна для небольших государств, которые могут обеспечить централизованное управление на всей территории. Примером унитарного государства является Франция. По своему территориальному устройству Франция является унитарным государством. Территориальными единицами являются регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим существуют административные округа, где выборных органов самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект. Есть историко-географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы — трибуналы малой инстанции.
Федеративное устройство также является достаточно распространенным , но в целом федеративных государств меньше чем унитарных. Федеративное устройство обычно формируется исторически. Примером государства с федеративной формой государственного устройства является ФРГ. ФРГ образована по территориальному принципу. Образование земель происходило исторически, а также путем соединения и разделения территорий. Ст. 29 Основного закона устанавливает принципы формирования территорий земель. Территория Федерации может быть переустроена федеральным законом с таким расчетом, чтобы земли согласно их величине и возможностям могли эффективно выполнять возложенные на них задачи. При этом должны приниматься во внимание земляческая общность, исторические и культурные связи, хозяйственная целесообразность, а также требования развития региональной инфраструктуры и территориального планирования. В целом основы федеративного устройства определяются в гл. II называемой Федерация и земли, но некоторые положения о статусе и полномочиях земель содержатся и в других разделах. Конституция устанавливает разграничение полномочий между федерацией и землями, устанавливая исключительную компетенцию федерации и совместную компетенцию федерации и земель. В остальных вопросах земли являются самостоятельными.
Конфедерация как тесный союз государств в настоящее время достаточно редкое явление, но все таки некоторые государственные союзы можно назвать конфедеративными. Например к таким союзас можно отнести Европейский союз. Таким образом, ЕС представляет собой тесное объединение государств, которое имеет в какой то степени признаки государства, поскольку обладает собственной системой органов, предоставляет гражданство и решает политические и экономические вопросы. Но вхождение в ЕС ни в коей мере не умаляет суверенные права государств, поскольку позволяет обеспечить дополнительные возможности сотрудничества, но при этом органы ЕС не вправе вмешиваться в политику, проводимую государствами. При этом ЕС обладает значительными механизмами контроля, например в виде деятельности Европейского суда или омбудсмана. Относительно правового статуса ЕС в литературе существуют определенные расхождения. ЕС признается чем то большим, чем просто международная организация, но в то же время его нельзя признать самостоятельным государством.
Таким образом формы территориального устройства современных государств отличаются разнообразием.
Конституционный строй в большинстве современных государств основывается на следующих принципах.
1) Принцип гуманизма. заключающийся в провозглашении человека, его прав и свобод высшей ценностью, установления приоритета человека перед государством. Целью государства согласно данному принципу является служение человеку, основными обязанностями являются признание, соблюдение и защита его прав и свобод.
2) Принцип демократизма, выражающийся в народном суверенитете, принципе разделения властей, гарантии идеологического и политического многообразия.
3) Принцип подчинения государства праву и верховенства конституции и законов выражается в закреплении необходимости соблюдения конституции и законов органами государства и должностными лицами. Обеспечение действия данного принципа заключается в недопустимости ограничения прав и свобод граждан, закрепленных в конституции, а также в особом порядке изменения конституции. Верховенство конституции и законов также означает. что они регулируют главные, основополагающие общественные отношения. Все иные нормативные акты, принимаемые в государстве должны соответствовать конституции и законам.
4) Принцип свободы экономической деятельности выражается в признании и защите всех форм собственности, обеспечении свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, провозглашении свободы предпринимательской деятельности. Предоставление гражданам свободы экономической деятельности направлено на развитие инициативы и самостоятельности, на укрепление гражданского общества. Государство не вмешивается в экономические отношения, оно призвано охранять их и способствовать их надлежащему осуществлению.
Перечисленные принципы закрепляются в той или иной форме в конституциях современных государств.
Отсюда можно сделать вывод, что большинство современных государств признают демократический режим в качестве основного , закрепляя в Конституции демократические принципы осуществления государственной власти. Именно демократический режим обеспечивает наиболее полное соблюдение и защиту прав человека. Принципы демократического режима признаются и международным правом. Для современных государств демократический политический режим должен стать основным, поскольку только он обеспечивает реальную защиту прав и свобод личности и эффективное управление государством, с учетом общих интересов. Однако провозглашение прав и свобод человека и их обеспечение государством должны быть не формальными а реальными. обеспечение и защита основных прав и свобод должны стать основной задачей каждого государства. Однако в литературе выделяются также недостатки демократического режима: чрезмерное социальное расслоение общества; временами своеобразная диктатура демократии (авторитарное господство большинства), ослабление власти, нарушения порядка, которые должны быть устранены путем поиска наиболее эффективных методов управления.
Тем не менее ряд государств признают возможным в управлении использовать меры и тоталитарного и авторитарного режима. Тоталитарный режим используется в так называемых социалистических странах: КНР, Северная Корея, Куба.
Авторитарный режим характерен для азиатских стран (Иран, Ирак, Пакистан и т д. ). там где власть стремится к установлению своего превосходства, где права и свободы граждан ограничиваются в целях поддержания стабильности государственной власти, так применяются тоталитарные и авторитарные методы. Плюсы такого режима в укреплении власти, возможности единого централизованного руководства. Но основной минус — это тотальный контроль и повсеместные нарушения прав и свобод граждан.