Курсовая теория на тему Толкование норм права: способы, субъекты и результаты толкования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1
Толкование права как важный аспект деятельности государственных органов. 6
1.1
Объективная необходимость толкования норм права. 6
1.2
Категория толкования норм права. 13
2.
Неофициальное толкование как разновидность деятельности органов публичной
власти. 20
2.1.
Место и роль неофициального толкования в системе средств и способов
познавательной и разъяснительной деятельности органов публичной власти. 20
2.2
Виды, формы и структура неофициального толкования. 27
Заключение. 32
Библиографический
список. 34
Введение:
Актуальность темы
исследования определяется тем, что современная
юридическая наука имеет в своем арсенале достаточно много исследований,
посвященных вопросам толкования права. Данной проблеме посвящены множество
монографий и научных статей, рассматривающих, к сожалению, только вопросы
официального толкования, обходя вниманием тематику неофициального толкования
норм права.
Толкования норм права как
искусство, которое помогает правильного разъяснять нормы и определяет основу
юриспруденции. В советский период этому вопросу уделялось слишком мало внимания
как со стороны законодателя и компетентных органов, так и со стороны юристов и
правоведов. Эта тема не полностью раскрывалась в специализированной литературе,
что вело к юридической безграмотности населения.
Начиная с 1990-х годов,
перед Россией в области толкования норм права встали новые перспективы и их
необходимость. Массовая перестройка, коренное изменение законодательных норм и
самого процесса принятия законопроектов стали настоящим вызовом для юристов страны.
Нормативно-правовые акты в те времена принимались, не учитывая отдельные
нюансы, что в итоге повлекло возникновение множества пробелов и коллизий. В
этих условиях проблема официального и неофициального толкования права
становится действительно актуальной. К этому еще добавились и
международно-правовые нормы, которые тоже необходимо было истолковывать в
верном понимании. Российская Федерация становится открытой страной, о чем может
свидетельствовать принятие различных международных документов и конституционный
постулат о том, что международное право для страны является приоритетом.
Формирование в
государстве новой законодательной базы потребовал от специалистов наличия
принципиального нового юридического подхода, который касается толкования
нормативно-правовых актов. Он заключается в изменении правового мышления,
которое должно подстроиться под международные концепции и интерпретации, в
системности толкования норм права, а также в более пристальном внимании к двум
видам толкования – неофициальному и официальному.
Относясь к основным
формам правовой деятельности, официальное толкование и его научная
разработанность заменило иные вспомогательные формы, основное значение которых
состоит в обслуживании правотворческой, правоприменительной и оперативно-исполнительной
деятельности. Неофициальное толкование норм права, относясь к вспомогательным
формам, играет весомую роль в деятельности органов публичной власти.
Степень
разработанности темы исследования. Вопросы неофициального
толкования норм российского права в настоящее время остаются малоизученными и редко рассматриваются в
юридической науке.
В целом, анализ имеющихся по проблемам неофициального
толкования работ показывает, что в науке проблема толкования норм права
поставлена, но специально не исследована. Таким образом, отсутствие единого
научного понимания толкования правовых
норм, видов и способов их толкования
обусловили выбор темы научного исследования.
Объектом
исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в сфере неофициального толкования норм права в деятельности органов публичной власти.
Предмет
исследования – содержание норм неофициального
толкования права в деятельности органов публичной власти.
Цель
исследования. Целью данного исследования является
общетеоретический анализ сущности, места, необходимости и значения
неофициального толкования норм права в деятельности органов публичной власти.
Задачи
исследования:
1. проанализировать
объективную необходимость толкования норм права;
2. изучить категории
толкования норм права;
3. исследовать место и
роль неофициального толкования в системе средств и способов познавательной и
разъяснительной деятельности органов
публичной власти;
4. рассмотреть виды,
формы и структура неофициального толкования;
Методологическую
основу исследования составляет совокупность методов
диалектического, научного познания, формально-логического и системного подхода,
комплексного анализа. Процесс толкования неизбежен при реализации правовых норм
органами суда, прокуратуры, арбитража, других государственных органов, при
заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности
партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически
значимых действий и т. д. Ясное, не противоречащее существующим законам
изложение нормативного акта предполагает точное уяснение смысла и содержания
предшествующих, связанных с ним правовых установлений.
Нормативную
правовую базу составили положения Конституции Российской
Федерации, а также отдельные нормативно-правовые акты, принятые на федеральном
и международном уровне.
Теоретическая
значимость состоит в том, что содержащиеся в работе
выводы могут быть использованы как теоретическая база для большей эффективности
неофициального толкования норм права, для его широкого понимания гражданами РФ.
Выводы и положения работы могут быть использованы в исследованиях и монографиях
других авторов.
Структура
работы состоит из введения, двух глав, включающих семь
параграфов, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Институт толкования права
одинаково важен как для правоприменительной, так и для правотворческой
деятельности.
Правоприменительная
деятельность – это деятельность, направленная на использование того или иного
законодательного акта в целях защиты своих законных интересов.
Правоприменителем может быть любое лицо – гражданин России, организация, орган
государственной власти. Для правоприменителя очень важна интерпретация правовой
нормы, поскольку верное понимание замысла законодателя помогает эффективно и по
назначению использовать нормативно-правовой акт.
Правоприменительная
деятельность с точки зрения толкования права включает в себя следующие
обязательные пункты:
1. установление факта
наличия нормативно-правового акта;
2. исключение факта
отмены или изменения определенной правовой нормы законодательством;
3. установление
юридической силы правовой нормы;
4. установление
содержания нормы права;
5. анализ сути и смысла
правовой нормы;
6. полное
интерпретирование нормативно-правового акта и его использование в рамках
действующего законодательства.
Правотворческая
деятельность – это непосредственная деятельность законодателя, направленная на
составление и создание нормативно-правовых актов, а также на исправление
ошибок, на замену устаревших норм новыми. Значение толкования для
правотворческой деятельности огромно, поскольку оно указывает законодательному
органу на различные упущения, коллизии и пробелы в действующем
законодательстве.
Так или иначе, во всех
случаях объектом толкования права является правовая норма. Различают несколько
видов правовых норм, среди которых выделяются нормы Конституции. Неофициальное
толкование Конституции Российской Федерации является особым видом толкования,
выделяющимся из “среды” толкования других нормативно-правовых актов.
Присущие ей факторы, а
также сложность и системность права, специфический подход к пониманию правовых
норм образуют блок объективных причин необходимости толкования права для
государства и общества. Субъективные причины включают в себя недостатки,
которые законодатель допускает при составлении нормативно-правовых актов, и
необходимость их исправления для эффективного правоприменения.
Российские ученые
различают два значения категории толкования права, которые, хоть и имеют много
общего, тем не менее, отличаются друг от друга:
1. толкование норм права
– это глубокое понимание содержания и сути нормы права, замысла законодателя, а
также разъяснение результатов законодательного акта;
2. толкование норм права
– это понимание и уяснение подлинного содержания правовой нормы без обработки и
анализа ее результатов.
Следовательно, в первом
случае толкование права предлагается понимать как мыслительный и познавательный
процесс вкупе с разъяснением результатов такого процесса.
Вторая категория
толкования содержит мысль о том, что процесс толкования норм права не должен
включать в себя разъяснение результатов уяснения.
Тем не менее, в данном
исследовании предложено считать первую категорию толкования права единственно
верной и соответствующей действительности. Уяснение как процесс понимания права
и разъяснение как донесение результатов познания другим лицам – это два
взаимосвязанных и переплетенных этапа, которые и являют собой толкование права
в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Толкование права как важный аспект
деятельности государственных органов 1.1 Объективная необходимость толкования норм права Рассмотрение толкования
норм права – является сложной системной деятельностью, которая направлена на
разъяснение законодательных установок, нормативно-правовых актов. Таким
образом, объектом толкования в данном случае выступают правовые нормы.[1]
Толкование норм права
однозначно необходимо для осуществления правоприменительной и правотворческой
деятельности общества и государства. В некоторых случаях толкование права
выступает как компромиссное решение в процессе различных споров, в других –
создает необходимые предпосылки для дальнейшей правотворческой деятельности по
заданному курсу. Следовательно, деятельность толкователя и законодателя
взаимосвязана, поскольку они совместно определяют направление развития
отдельных законопроектов и претворения их в жизнь.
Толкователь может прямым
путем влиять на решение законодательных органов и лиц, которые принимают и
подписывают нормативно-правовой акт. Законодатель опирается на уже существующие
ошибки и с помощью толкования права пытается исключить какие-либо
интерпретационные неточности, которые могут потом привести к нежелательным
последствиям в правоприменительной деятельности не только со стороны
государственных органов, но и со стороны обычных граждан.
Благодаря существованию
института толкования норм права, законодатель, анализируя каждый отдельный
законопроект, может опираться на следующее:
1. исключение
противоречий международно-правовым нормам;
2. полное соответствие
Конституции Российской Федерации;
3. уважение прав и свобод
граждан;
4. исключение
противоречий тенденции развития права в стране и публичному общественному
мнению;
5. соответствие тем
задачам и целям, для реализации которых и принимается тот или иной
нормативно-правовой акт.
Таким образом, толкование
права может указывать законодателю на недостатки, выявленные в прошлом. Об этих
недостатках и упущениях порой очень резко отзываются ученые и эксперты,
поскольку они подрывают политический курс в государстве, идут вразрез с мнением
общества и не способствуют развитию общественных отношений. Почему
законодательные органы должны учитывать общественные мнения в принятии правовых
норм? Наша страна – демократическая правовая держава, в которой во главу угла
ставится защита общечеловеческих ценностей, прав и свобод граждан.
Соответственно, законодательные акты должны обеспечивать охрану интересов
людей, проживающих на территории государства, быть актуальными на конкретном
историческом этапе развития государственного механизма и взаимоотношений между
государством и обществом.
Вышеуказанные пункты
относятся, прежде всего, к правотворческой деятельности, то есть к
непосредственному контакту между законодателем и интерпретатором.
Другая деятельность, для
которой объективная необходимость толкования права объясняется различными
факторами – это правоприменительная деятельность органов публичной власти и
отдельных граждан. Правоприменительная деятельность – это комплекс действий,
направленный на верное использование того или иного нормативно-правового акта.
Разумеется, чтобы использовать закон по назначению (для защиты своих интересов
в суде), необходимо для начала интерпретировать его содержание.
Итак, какие же действия
включает в себя правоприменительная деятельность. Сюда включаются следующее:
1. установление факта
наличия нормативно-правового акта;
2. исключение факта
отмены или изменения определенной правовой нормы законодательством;
3. установление
юридической силы правовой нормы;
4. установление
содержания нормы права;
5. анализ сути и смысла
правовой нормы;
6. полное
интерпретирование нормативно-правового акта и его использование в рамках
действующего законодательства.
Установление факта
наличия нормативно-правового акта – это не что иное, как поиск подлинного
текста закона. Подлинный текст любого законодательного акта может содержаться
только на официальных Интернет-ресурсах, а также в официальных документальных
источниках, таких, как кодекс. Наличие текста нормативно-правового акта в
учебнике или в монографии, в энциклопедии или в исследовательском труде не
является доказательством факта реального официального наличия закона. То есть
правоприменителю вначале требуется установить, из какого источника он черпает
информацию[2].
Установление факта
наличия нормативно-правового акта включает в себя:
1. установление субъектов
права, на которые могут распространяться законодательные нормы. Субъектом права
может быть как целый комплекс общественных отношений, так и определенный орган
публичной власти;
2. анализ прав и
обязанностей данных субъектов, согласно закону, а также их ответственность за
противоправные деяния;
3. предписание правовой
нормы (ее цели и задачи в рамках отношений между государством и обществом);
4. необходимые условия,
при которых цели и задачи [1] Пишина, С.В.
Правоинтерпретационные ошибки. Проблемы теории и практики: Автореф. дис. канд.
юрид. наук. — Н. Новгород, 2000. – 167 с. [2]Арзамасов, Ю.Г. Формы (источники)
права // Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред.
В.Б. Исакова. М.: Норма, Инфра-М. 2015. – 480 с.