Курсовая теория на тему Типология женских образов (персонажей) в художественной литературе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ХУДОЖЕНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ. 5
ГЛАВА 2. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
Введение:
Эталон
женской красоты, как и образ женщины в искусстве и литературе, менялись от века
к веку, от культуры к культуре. Типичные образы вбирали в себя обобщенные
черты, присущие или приписываемые женщине с древнейших времен. Женщин
воспевали, превозносили, идеализировали, их же обвиняли во всех смертных
грехах. Но со дня сотворения мира, с рождения устного и письменного текста без
нее не обходилось ни одно произведение.
Литература
представляла самые разные типы женщин. Их внешний и внутренний мир во многом зависел
от социального устройства, они различались по возрасту, характеру, жизненному
опыту и манере поведения. Но все они ярко характеризовали сложившиеся в
определенный период времени стереотипы. Выявление общих и отличительных черт
женских образов в мировой литературе позволяет определить общие закономерности
литературного процесса и способствует сравнительно-типологическому изучению
национальных литератур.
Нужно
отметить, что, несмотря на существование большого количества литературных
произведений, главными действующими лицами которых являются женщины, изучению
женских типов посвящено не так много исследований. Поэтому любая работа в этой
области становится по-своему новаторской и актуальной.
Объектом
исследования в работе является образ женщины.
Предметом
исследования – типология женского образа в художественной литературе на примере
произведений зарубежной литературы.
Цель
курсовой работы состоит в обобщении типов женских образов и их анализе в
литературоведении и критике.
Исходя
из поставленной цели можно выделить несколько задач:
· представить типологию женских образов в
разные эпохи;
· проанализировать причины трансформации
этих типов из века в век;
· отразить исследовательскую позицию и
отношение к образу женщины в мировой литературе.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Женские
типы созданы преимущественно мужчинами. Женщинам не удалось создать женские
типы равнозначные мужским мировым вечным образам. Цельность и полнота образа
зависят от таланта и жизненного опыта писателя в создании образа. Э. Шоре
предлагает такую женскую типологию образов: мадонна, ведьма, невинная
девственница, совратительница, любящая мать, роковая женщина. Эти этикетирующие
образы она считает характерными для западноевропейской культуры, не советуя их
переносить на русскую литературу (Шоре, 1998; 99). Можно согласиться, что такая
идеализация характерна для западноевропейской литературы в периоды расцвета
гуманистических культурно-исторических эпох. Типология женских образов
выстраивается по двум критериям:
· по отношению к мужчине: дочь, мать,
бабушка, невеста, возлюбленная, жена, любовница;
· по степени эмансипированности в
зависимости от социального положения и характера.
Конкретно-исторический
подход к образу-персонажу в сочетании со сравнительно-типологическим подходом
позволяет выделить типологические группы системы женских образов как в
отдельных национальных литературах, так и в мировом литературном процессе. На
наш взкляд, мировой литературный процесс развивается как чередование
гуманистической и социальной тенденций в литературах. В литературе разных эпох
так или иначе доминировал гуманистический склад общественного мышления, ярко
рисовались женские образы, остро и настойчиво ставилась проблема женской
эмансипации. Хотя другой чертой литературы разных эпох можно назвать господство
социальной ориентации литературы, при которой женские образы отодвигаются на
второй план. Социально-психологические признаки женских образов легли в основу
классификации отдельных типов-персонажей, которые рассматривались в широком
контексте конкретной социально-исторической обстановки эпохи и периода развития
литературы.
Конечно,
проблема сама по себе очень широка, поэтому невозможно охватить весь спектр
женских образов, типажей, представленных в литературе во все времена, но мы бы
выделили несколько литературных образов, которые, на наш взгляд, можно назвать
вечными: Медея, Беатриче, Офелия, Маргарита, Джен Эйр, Эмма Бовари. Конечно, мы
не претендуем на истинность, но представляем исключительно наше видение
проблемы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В
ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ В
разные эпохи складывалось разное восприятие женщины, ее образа, ее роли в обществе,
что, несомненно, находило отражение в литературе. Этот образ мог быть
идеализированным или гиперболизированным, но типаж в любом случае складывался в
соответствии с характером эпохи и ее мировоззрением.
Женские
образы-персонажи во все времена являлись объектами изображения в литературном
произведении. Русский исследователь С.Н. Булгаков считал, что, «всякий
подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы» (Цит. по Головина,
2016; https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-hudozhestvennyy-zhenskiy-obraz-v-lingvistike-i-literaturovedenii).
В
русской литературе ХIХ-ХХ
вв. образ женщины представлялся в самых разных ипостасях: матери, жены, подруги,
дочери, сестры, невесты… Каждый из этих образов наделялся определенными
качествами, характеристиками. Естественно, образы эти были типическими, но
каждый из них наделялся также индивидуальными чертами, в зависимости от видения
автора, целей, идейно-художественного наполнения произведения. То же самое
касается и зарубежной литературы, ведь образ женщины и ее ролей в обществе не
меняются от местоположения, а лишь дополняются определенными характеристиками,
связанными с ментальностью, культурой той страны, которой принадлежал созданный
литературный образ.
Основные
типы женских образов в русской литературе выделяет, например, Ю.М. Лотман в
работе «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII – начало XIX века)» (Лотман, 2020;
399). Согласно Лотману, выделяется три основных типа женщин:
· образ нежно любящей женщины, жизнь и
чувства которой разбиты,