Курсовая теория на тему Типология трудностей обучения у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Школьная
неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. 5
1.1.
Характеристика понятия школьная неуспеваемость. 5
1.2.
Психолого-педагогические особенности младших школьников. 12
2.
Типология трудностей обучения у младших школьников и профилактика школьной
неуспеваемости. 16
2.1.
Типология трудностей обучения у младших школьников. 16
2.2.
Профилактика школьной неуспеваемости в начальных классах. 22
Заключение. 27
Список
использованных источников. 29
Введение:
Актуальность темы. Несмотря на то, что система образования
имеет тенденцию постоянно улучшаться, вопрос о школьной неуспеваемости учащихся
в школе остается открытым. Изучение трудностей в обучении учащихся начальной
школы связано с разработкой методов коррекции и поиском причин трудностей, а
также их устранением.
Неуспеваемость — это отставание в обучении, когда за
отведенное время учащийся не освоил на удовлетворительном уровне знания,
предусмотренные в учебной программе, а также весь комплекс проблем, которые
могут возникнуть у ребенка в связи с систематическим обучением.
В психо-педагогическом словаре неуспеваемость учащихся определяется
как негативное явление педагогической реальности, проявляющееся в присутствии
учащихся в учебном заведении, которые не осваивают программу учебного года и
имеют академические долги по двум и более предметам.
Неуспеваемость в школе может быть вызвана сочетанием различных
неблагоприятных факторов: сложность учебной программы, неблагоприятные условия
в семье; низкий уровень образования родителей; педагогическая халатность;
индивидуальные психологические характеристики учащихся; отсутствие подготовки
школьных функций; недостатки в когнитивной, мотивационной областях; отсутствие мотивации
к обучению; неподготовленность к школе, отсутствие уверенности ученика в себе;
соматическое ослабление ребенка в результате длительных заболеваний; дефекты
речи, не исправленные в дошкольном возрасте, нарушения зрения и слуха и т.д.,
нарушения развития; негативные отношения с учителем и сверстниками и многое
другое.
Объект работы – обучение младших школьников.
Предмет работы – трудности в обучении младших школьников.
Заключение:
Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной реальности,
требующее универсальных подходов в ее изучении.
В начальной школе закладываются основы будущего воспитания
ребенка, основы его интеллектуальной деятельности. Такие базовые навыки, как
умение читать, писать, вычислительные навыки, умение работать с книгой, будут
определять характер и успех дальнейшего обучения. Если ребенок в начальных
классах сильно отстает от сверстников, не изучает учебную программу, то в
будущем каких-то чрезвычайных собственных усилий и усилий родителей, без
высококвалифицированной педагогической помощи он вряд ли окажется среди
успешных учеников. Младший школьный возраст является наиболее ответственным
этапом школьного детства. Основные приобретения этого возраста вызваны ведущим
характером учебной деятельности и являются определяющими для последующих лет
обучения.
В числе главных причин неуспеваемости следует выделить:
— Состояние здоровья ребенка,
— Слишком раннее начало обучения,
— Отставание ребенка на фоне хорошо обученных одноклассников,
— Негативное отношение ребенка к учителю, к одноклассникам,
— Недостаточная квалификация учителя,
— Неблагоприятная семейная обстановка.
Существует огромное количество типологий трудностей в
обучении, но многие исследователи выделяют несколько групп: первая группа
трудностей связана с недостатками в формировании двигательных навыков письма и
чтения сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных
навыков письма и чтения, вторая группа трудностей обусловлена особенностями
формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислений,
третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного
компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений, четвертая группа состоит
из трудностей в обучении, вызванных особенностями темперамента учеников.
Предотвращение неуспеваемости предполагает своевременное
выявление и устранение всех факторов, приводящих к систематическим пробелам в
образовательных дисциплинах. Неуспеваемость связана с индивидуальными
особенностями личности ученика, условиями, в которых происходит его развитие.
Есть много рекомендаций по предотвращению школьной
неуспеваемости в начальных классах. Например, индивидуальные и групповые
консультации родителей, учителей, индивидуальные и групповые практические
занятия для учащихся, проводимые вне школьных часов, и т. д. Профилактическая
работа школьной неуспеваемости младших школьников должна проводиться со всеми
участниками учебного процесса.
Меры по предупреждению неуспеваемости ученика: многостороннее
повышение эффективности каждого урока; формирование когнитивного интереса к обучению
и положительных мотивов; индивидуальный подход к ученику; специальная система
домашних заданий; укрепление работы с родителями; вовлечение учеников в борьбу
за повышение ответственности ученика за обучение.
Мы пришли к выводу, что помощь младшему школьнику в
преодолении трудностей — это целый комплекс мер, включающих не только
корректирующую работу учителя, но и помощь психолога, взаимодействие с
родителями и установление психологического климата в семье.
Фрагмент текста работы:
1. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая
проблема 1.1. Характеристика понятия школьная неуспеваемость Школьная неуспеваемость, как довольно распространенное
явление в педагогической практике, с древних времен привлекала внимание
педагогических ученых и общества в целом. Очевидно, что нет ни одного
психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда ребенок
впервые переступает порог школы, его часто наполняют мечты о ярком и
увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями. Другими
словами, у ребенка есть желание учиться, делать новые открытия для себя и,
конечно же, у него есть безусловное желание стать «хорошим учеником». Когда
мечты об успехах в учебе разрушаются первыми плохими оценками, желание учиться
сначала исчезает, а потом ребенок отказываетесь посещать школу или становитесь «трудным»
учеником: не выполняет домашние задания, мешаете сверстникам работать на уроке[1].
Из чего можно заключить, что явление неуспеваемости
происходит в результате определенных причин, которые могут полностью изменить
школьную жизнь ребенка. Стойкая неуспеваемость может привести к серьезным
психологическим последствиям: возможным значительным отклонениям в развитии
личности ученика, проявлению агрессивности (в различных формах: словесной,
физической), сомнению, изоляции, лжи.
Неуспеваемость
ребенка в учебе может привести ко многим неблагоприятным последствиям.
Отсутствие успеха не только [1] Белоконь
К.И. Сенсорная интеграция и школьная неуспеваемость: наблюдаем, изучаем,
помогаем // В сборнике: Современные аспекты комплексного сопровождения лиц с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. сборник научных статей по
материалам Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием.
2019. С. 42-46.