Курсовая теория на тему Типология и особенности основных групп общественности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ. 6
1.1. Формы
проведения социологических исследований. 6
1.2.
Подходы к определению целевой аудитории. 10
ГЛАВА 2.
СИСТЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ В СМИ.. 21
2.1. Пути
применения методов исследования целевой аудитории. 21
2.2.
Условия исследования целевой аудитории. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
Актуальной в сфере коммуникации остается проблема
аудитории. От определения необходимой для проведения определенного исследования
прицельной аудитории зависят характер сообщения, способы его усиления (частота,
повторяемость и т.п.), наконец, ожидаемый результат.
Аудитория в широком смысле — это обобщенная категория
читателей, зрителей и слушателей, пользователей Интернета, а в узком смысле —
определенное количество людей, объединенное коммуникационным интересом. Без
учета удовлетворения этих интересов невозможно оценить эффективность средств
массовой коммуникации.
Аудитория, безусловно, является одной из
разновидностей массы, субъектом общественного сознания. В деятельности
масс-медиа загрузка сознания должно осуществиться как фактор, ради которого
собственно и работает мощный механизм современной системы СМИ. Многие
исследования посвящены специфике отношения аудитории к различных средствам
массовой коммуникации. В связи с постоянным развитием и совершенствованием
передачи информации меняются запросы, ожидания, интересы аудитории. Именно
знания представлений, требований аудитории позволяют усовершенствовать и
улучшить работу всех сфер, которые подают нам информацию.
Социологи
исследуют те или иные аспекты взаимоотношения аудитории и СМИ, как правило, без
учета экономической основы этих взаимоотношений. Они могут сосредоточить все
свое внимание на общественной роли СМИ, не интересуясь бизнес-показателями
изданий, на которые ориентироваться редакционный менеджмент обязан.
Маркетологов и рекламистов, в свою очередь, интересуют бизнес-показатели, но
для них практически не имеют значения социальные цели изданий, которые крайне
важны для медиаменеджеров. Медиаменеджеры же обязаны учитывать в своей работе и
социальные, и экономические цели своих изданий. В связи с этим управленцы,
способные обеспечить и экономическое процветание изданий, и выполнение ими
социальной миссии, оказываются все более востребованными. С развитием экономики
на смену нынешнему поколению медиаменеджеров, большинство из которых
ориентированы исключительно на выполнение политического заказа, неизбежно
придут управленцы, обладающие также навыками рыночного управления СМИ и
способные добиться финансовых успехов. Актуальность исследования состоит в
необходимости выработки методологии проведения социологических исследований
целевой аудитории.
Цель
исследования: рассмотреть принципы исследования типологии и особенностей
основных групп общественности.
Из
цели исследования вытекают следующие задачи:
1.
Описать совокупность характеристик аудитории, которые, как показывают
исследования, влияют на потребление печатных СМИ.
2.
На этой основе определить основания для сегментирования, применимые для поиска
и описания целевой аудитории в современной России.
3.
Исследовать и систематизировать практику использования информации об аудитории.
4.
Сформулировать практические рекомендации по включению информации об аудитории в
структуру социологического исследования.
Объект
исследования – деятельность по исследованию характеристик целевой аудитории.
Предмет
исследования – методология исследования, включающего характеристики аудитории, в СМИ.
В
работе были использованы исторический, типологический, комплексный методы
научного исследования.
Теоретическая
и практическая ценность работы заключается в том, что в научный оборот вводится
обобщенная и систематизированная информация о зарубежных и отечественных
исследованиях аудитории. Тем самым расширяются знания и о возможностях использования
данных об аудитории. Подходы и выводы, представленные в данной работе, могут
быть применены в практике социологического исследования для более эффективного
удовлетворения потребностей и интересов аудитории и для достижения социальных и
экономических целей.
Структура работы: исследование
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе
рассмотрено понятие аудитории как социологическая проблема. Вторая глава
посвящена анализу процессов исследования целевых аудиторий и методологии данной
деятельности. В заключении подведены итоги исследования.
Заключение:
Актуальной в сфере коммуникации остается проблема аудитории.
От определения необходимой для проведения определенного исследования прицельной
аудитории зависят характер сообщения, способы его усиления (частота,
повторяемость и т.п.), наконец, ожидаемый результат.
Аудитория в широком смысле — это обобщенная категория
читателей, зрителей и слушателей, пользователей Интернета, а в узком смысле —
определенное количество людей, объединенное коммуникационным интересом. Без
учета удовлетворения этих интересов невозможно оценить эффективность средств
массовой коммуникации.
Аудитория безусловно является одной из разновидностей
массы, субъектом общественного сознания. В деятельности масс-медиа загрузка
сознания должно осуществиться как фактор, ради которого собственно и работает
мощный механизм современной системы СМИ. Многие исследования посвящены
специфике отношения аудитории к различных средствам массовой коммуникации. В
связи с постоянным развитием и совершенствованием передачи информации меняются
запросы, ожидания, интересы аудитории. Именно знания представлений, требований
аудитории позволяют усовершенствовать и улучшить работу всех сфер, которые
подают нам информацию.
Измерение аудитории СМИ развиваются за счет
коммерческих исследований. Для социологических медиа-исследований использование
имеющихся исследований аудиторий позволит оценивать распространенность
осведомленности по вопросам изучаемого феномена и вес массового сообщения в
информационном поле.
Проблема оперирования показателями аудитории
заключается в методологических различиях измерений аудиторий, включая различия
в статистиках, в общих совокупностях, методах и частотах измерений.
Универсальные параметры характеристики аудиторий
базируются на рейтинге — соотношении аудитории сообщения и генеральной
совокупности. Чаще всего применяются такие показатели, как покрытие, частота и
аффинити. Для дальнейших социологических исследований и медиастудий
целесообразной является разработка реципиенто-ориентированных показателей.
Опыт
показывает, что чем большее количество опрошенных приближается к генеральной
выборке, тем правдивее результаты опроса. В случае ограничения исследования в
рамках группы, имеющей результаты, которые симметрично распределены вокруг
среднестатистического значения, с введением дополнительных факторов, риск
получить смещенную выборку увеличивается. Также важным недостатком можно
назвать отсутствие контроля за действиями респондента. В случае, если это
интеллектуальный опрос, нигде нет гарантии, что респондент не обращался за
помощью к друзьям или к тому же Интернету.
С
помощью опроса социолог имеет возможность ответить на различные вопросы, перед
ним стоят. Главная его задача — это выбрать именно тот метод социологического
опроса, который позволит получить наиболее достоверные и наиболее
репрезентативные данные. Социолог выступает в роли посредника-переводчика между
опрашиваемыми и объективными фактами и его задача — обеспечить пространство
коммуникативной адекватности. От социолога зависит, в каком виде диалога будет
реализовано потенциальное пространство общения: партнерском (диалогическом) или
манипулятивном.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ 1.1. Формы
проведения социологических исследований
Современные
социологические исследования опираются на ряд методов, которые и определяют
дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты. Проводя
эмпирический сбор информации, необходимо определить заранее, каким методом
пользоваться. В социологии выделяют следующие способы сбора данных: опрос, анализ
документов, наблюдение, эксперимент.
Опрос
является одним из важнейших первичных методов сбора информации. Он
предусматривает прямой или косвенный контакт с респондентами (опрашиваемыми)
для получения ответов на вопросы об их убеждениях, уровне знаний, отношении к
определенному типу товара, поведении и т.д. в форме ответов на поставленные
вопросы. Примерно в 90% случаев социологи обращаются именно к этому методу
сбора эмпирических данных [15].
Выделяют
два вида социологического опроса: анкетирование и интервью. При анкетировании
сам опрашиваемый заполняет бланк анкеты без помощи интервьюера. По форме
проведения оно может быть индивидуальным и групповым.
По
форме проведения опросы разделяют на прямые и опосредованные. При косвенном
опросе интервьюер связывается с респондентом через вспомогательные средства
(телефон, почта, Интернет).
В
зависимости от источника информации различают массовые и экспертные опросы.
Интервьюирование
— форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном
контакте с респондентом.
По
степени охвата проблематики интервью делят на: свободные (глубокие,
клинические, фокусные) и стандартизированные. Свободное интервью больше
напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интервьюера обусловлены
конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом
глубокого, его используют как пробное исследование с целью выявления всех
неточностей и недостатков для дальнейшего их предотвращения.
Этот
метод сбора эмпирических данных имеет следующие преимущества:
—
Полученная информация глубже и продуманнее по сравнению с анкетированием.
—
Возможность наблюдать не только вербальные, но и вести наблюдение за
невербаликой опрашиваемого.
—
Респондент получает возможность уточнить непонятные ему вопросы.
—
Возможность получить максимальное количество ответов по сравнению с
анкетированием [11].
Главным
недостатком этого метода является малая оперативность процедуры опроса. Также
оно требует затраты большого количества средств и времени. Еще одним весомым
недостатком интервьюирования является риск влияния интервьюера, что, по мнению
респондента, может исказить результаты исследования.
Существует
несколько видов интервью:
—
Стандартизированное интервью. Его особенность состоит в том, что оно проводится
в строгой последовательности, вопросы и варианты ответов на них заранее
предусматриваются и готовятся социологами. Такие опросы проводят с помощью
опросного листа.
—
Полуинтервью. Такое интервью проводится не на основе опрашиваемого листа, а памятки
с перечнем обязательных вопросов, как правило, полуоткрытых для возможности
обсуждения с респондентом поставленной перед ним проблематики.
—
Фокусированное интервью. Это целенаправленная беседа, цель которой
заключается в получении ответов на вопросы, которые предусматриваются
программой. Различают свободные и стандартизированные интервью.
— Свободное интервью. Оно
используется преимущественно только опытными социологами. Сложность свободного
интервью заключается