Курсовая теория на тему Типология государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Типология государства:
многообразие……………………………………….. 5
1.1. Сущность государства как
основание его типологии……………………. 5
1.2. Типология государства:
понятие и значение……………………………….. 9
Глава II. Основные подходы к
выделению типов государства……………….. 15
2.1. Формационный подход……………………………………………………………. 15
2.2. Цивилизационный подход……………………………………………………….. 21
Заключение……………………………………………………………………………………………. 26
Библиографический список…………………………………………………………………… 28
Введение:
Особенности каждого государства с исторической точки зрения могут
определяться состоянием и формированием общества в целом. При стабильности таких
признаков, как территория, публичная власть, суверенитет любое государство в своём
развитии претерпевает существенные изменения.
Особенности исторических этапов в развитии как государственных,
так и организационных обществ у различных народов в разный исторический период времени
позволяет, однако, обозначить общие черты, которые характеризуют каждое государство.
Аристотель и Полибий являются первыми учёными, которые предприняли первые шаги к
такой систематизации, хотя в то время исторический опыт государственного строительства
практически отсутствовал.
Аристотель полагал, что главными критериями для разграничения
государств нужно считать: численность властвующих в государстве; цель, которая осуществляется
государством.
Исходя из первого признака, можно выделить управление одним,
управление несколькими, а также управление большинством людей. По второму же признаку
абсолютно все государства подразделялись на правильные (формируется совместное благо)
и неправильные (достигаются личные цели). Аристотель подразумевал, что основное
различие государств состоит в том, какое государство в полной мере способно обеспечивать
личную свободу населения и интересы каждого человека.
Полибий утверждал, что формирование государства, изменение его
типов (разновидностей) происходит во многом благодаря естественному процессу, который
обуславливается природными условиями. Государство развивается по определённому кругу,
включающему в себя все фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти
фазы способны переходить одна в другую, и тогда цикл может повторяться сначала.
Также, следует отметить, что цикличность в развитии общества – это закономерный
процесс. Однако, главным воззрением Полибия является то, что за базис смены циклов
в формировании государства он понимал изменения, которые происходят исходя из отношений
государственной власти и человека.
Многообразие научных подходов в оценке этого сложного и неоднозначного
общественного явления и является объективным базисом концептуального плюрализма
типологии государств. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Степень изученности. Проблема типологии государства
раскрывается вместе с другими его проблемами (понятие, сущность, происхождение,
функционирование и др.) в работах М.И. Абдуллаева, С.С. Алексеева, Г.В.
Атаманчука, В.С. Афанасьева, А.Б. Венгерова, Э.П. Григониса, А.В. Корнева, В.В.
Лазарева, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, Г.В.
Назаренко, В.С. Нерсесянца, Т.Н. Радько, В.Н. Хропанюка, В.Е. Чиркина, и др.
Объект исследования – типология государства как вид
систематизации, основанный на выделении сущностных признаков государства.
Предметом исследования – формационный и цивилизационный подходы в типологизации
государств.
Цель исследования – всестороннее рассмотрение
Заключение:
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы сделать следующие выводы.
Всё разнообразие государств зависит от их объединения в определенные
группы по общим признакам для раскрытия всеобщих закономерностей их формирования,
выявления их социального назначения и в целях сохранения бесценного исторического
опыта. Поэтому и возникает тип государства – комплекс взаимосвязанных черт государства,
которые порождаются исторической эпохой.
Типы государства – общие системообразующие признаки, которые
характеризуют конкретную совокупность (группу) государств и раскрывают
закономерности их организации и развития.
Существуют ключевые особенности, из-за которых государство
относится к тому или иному типу.
При цивилизационном подходе: древние; средневековые;
современные.
При формационном подходе: первобытнообщинное,
рабовладельческое, феодальное, буржуазное, коммунистическое.
По уровню экономического развития:
1. Развивающиеся (страны третьего мира) – основную часть
экономики занимает сельское хозяйство, продажа полезных ископаемые и сырья.
2. Индустриальные – основу экономики составляет
промышленность.
3. Постиндустриальные – основная экономика создается в
индустриальной сфере, в сфере услуг. Данные страны современно развиты и прошли
научно-техническую революцию.
По политическому признаку: демократические, авторитарные,
тоталитарные.
По форме правления: монархия, республика, ноократия,
либеральная демократия.
В зависимости от господствующей идеологии существуют
государства: идеологизированные, деидеологизированные.
Отчетливого соотношения между типом и формой государства не
существует. На это может указывать тот факт, что в рамках государства одного
типа могут наблюдаться разнообразные формы организации и действий
государственной власти, также и государства, различающиеся по типу, могут иметь
схожую форму.
Различают два подхода к типологии государства:
1. Формационный. Социально-экономические признаки выступают
основным критерием классификации при данном подходе. Тип производственных
отношений формирует тип государства. Классифицирующая категория – исторический
тип государства, то есть государство определенной общественно-экономической
формации, которое характеризуется единством экономической и классовой основы,
сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности
государства.
2. Цивилизованный. При данном подходе духовные признаки
выступают основным критерием, а именно культурные, религиозные, национальные и
так далее).
Исходя из того, что типологией государства является в первую
очередь способ познания, то рассмотренные подходы могут не только не исключать
друг друга, а наоборот, способны к взаимодополнению и углублению. С их помощью
происходит детальное и полное исследование различных типов государств с точки
зрения социально-экономических и духовных факторов. Вследствие этого
цивилизационный и формационный подходы могут быть применены как отдельно друг
от друга, так и в совместности.
Итак, цель курсовой работы, заключавшаяся в характеристике содержания
типологии государств, была достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Типология государства: многообразие 1.1. Сущность государства как основание его
типологии Термин «государство» используется в двух значениях:
во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и,
во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов
власти[1].
Государство можно рассматривать с разных позиций
философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность
выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать
универсальное его понятие.
Государство – это сложное социальное образование, которое не
поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории
государства присущ высокий уровень абстрактности[2].
Государство имеет свои признаки. В отечественной науке
наибольшее распространение получила точка зрения о том, что присущие
государству признаки наиболее целесообразно подразделять на[3]:
— обязательные, то есть такие которые характерны для любого
государства мирового сообщества на любом этапе его исторического развития
(территория, население, публичная власть, наличие правовой системы, система
правоохранительных органов, государственный суверенитет, фискальная система);
— дополнительные – то есть признаки, выделение которых
допускается при определенных обстоятельствах, но в целом, их наличие или
отсутствие не позволяет делать вывод о наличии (отсутствии) государственной
формы образования (наличие Конституции, символов государства, гражданства
(подданства), собственная денежная единица, участие в деятельности
международных наднациональных организаций).
Существуют ключевые особенности, из-за которых государство
относится к тому или иному типу.
Так, государства делятся между собой по уровню
экономического развития и благосостояния на три типа[4]:
1. Развивающиеся (страны третьего мира). В странах третьего
мира основную часть экономики занимает сельское хозяйство, продажа полезных
ископаемые и сырья. К развивающимся государствам относятся Турция, Таиланд,
Малайзия, Индонезия, Колумбия, Чили и другие.
2. Индустриальные. В индустриальных странах основу экономики
составляет промышленность. К индустриальным странам относятся Гонконг, Тайвань,
Бразилия, Сингапур и другие.
3. Постиндустриальные. В постиндустриальных
государствах основная [1] Теория государства и права: учебник
и практикум / А.П. Альбов [и др.]; под общ. ред. А.П. Альбова, С.В.
Николюкина. М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 166. [2] Радько Т.Н. Теория государства и
права. Учебник. – М: Проспект, 2019. С. 296. [3] Марченко М.Н. Теория государства и
права: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. С. 178. [4] Власенко Н.А. Теория государства и
права. Учебное пособие. М: Норма, 2018. С. 180.
Содержание:
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. 3
1. ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ………………………………. 5
1.1. Понятие типологии и типа государства……………………………………. 5
1.2. Соотношение формы государства и типа государства………………. 7
2. ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДОВ И ПРИЗНАКОВ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ………………………………………………………………………………………………………… 11
2.1. Содержание и значение формационной типологии государства. 11
2.2. Цивилизационная типология государства: критерии, оценка и содержание…………………………………………………………………………………………………. 17
2.3. Типы государства, их ключевые признаки…………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Особенности каждого государства с исторической точки зрения могут
определяться состоянием и формированием общества в целом. При стабильности таких
признаков, как территория, публичная власть, суверенитет любое государство в своём
развитии претерпевает существенные изменения.
Особенности исторических этапов в развитии как государственных,
так и организационных обществ у различных народов в разный исторический период времени
позволяет, однако, обозначить общие черты, которые характеризуют каждое государство.
Аристотель и Полибий являются первыми учёными, которые предприняли первые шаги к
такой систематизации, хотя в то время исторический опыт государственного строительства
практически отсутствовал.
Аристотель полагал, что главными критериями для разграничения
государств нужно считать: численность властвующих в государстве; цель, которая осуществляется
государством.
Исходя из первого признака, можно выделить управление одним,
управление несколькими, а также управление большинством людей. По второму же признаку
абсолютно все государства подразделялись на правильные (формируется совместное благо)
и неправильные (достигаются личные цели). Аристотель подразумевал, что основное
различие государств состоит в том, какое государство в полной мере способно обеспечивать
личную свободу населения и интересы каждого человека.
Полибий утверждал, что формирование государства, изменение его
типов (разновидностей) происходит во многом благодаря естественному процессу, который
обуславливается природными условиями. Государство развивается по определённому кругу,
включающему в себя все фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти
фазы способны переходить одна в другую, и тогда цикл может повторяться сначала.
Также, следует отметить, что цикличность в развитии общества – это закономерный
процесс. Однако, главным воззрением Полибия является то, что за базис смены циклов
в формировании государства он понимал изменения, которые происходят исходя из отношений
государственной власти и человека.
Многообразие научных подходов в оценке этого сложного и неоднозначного
общественного явления и является объективным базисом концептуального плюрализма
типологии государств. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Объект исследования – государство.
Предметом исследования – критерии для типологизации государств.
Цель исследования – всестороннее
рассмотрение разнообразных критериев для типологизации государств, а также типов.
Исходя из этой цели, выделим
несколько конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие типологии и типа государства.
2. Изучить соотношение
формы и типа государства.
3. Описать содержание и значение формационной типологии государства.
4. Охарактеризовать цивилизационную типологию государства, ее критерии, оценку
и содержание.
5. Рассмотреть типы
государства, их клчевые признаки.
Методами
исследования является системный анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация
и др.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Она
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы сделать следующие выводы.
Всё разнообразие государств зависит от их объединения в определенные
группы по общим признакам для раскрытия всеобщих закономерностей их формирования,
выявления их социального назначения и в целях сохранения бесценного исторического
опыта. Поэтому и возникает тип государства – комплекс взаимосвязанных черт государства,
которые порождаются исторической эпохой.
Типы государства – общие системообразующие признаки, которые
характеризуют конкретную совокупность (группу) государств и раскрывают
закономерности их организации и развития.
Различают два подхода к типологии государства:
1. Формационный. Социально-экономические признаки выступают
основным критерием классификации при данном подходе. Тип производственных
отношений формирует тип государства. Классифицирующая категория – исторический
тип государства, то есть государство определенной общественно-экономической
формации, которое характеризуется единством экономической и классовой основы,
сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности
государства.
2. Цивилизованный. При данном подходе духовные признаки
выступают основным критерием, а именно культурные, религиозные, национальные и
так далее).
Исходя из того, что типологией государства является в первую
очередь способ познания, то рассмотренные подходы могут не только не исключать
друг друга, а наоборот, способны к взаимодополнению и углублению. С их помощью
происходит детальное и полное исследование различных типов государств с точки
зрения социально-экономических и духовных факторов. Вследствие этого
цивилизационный и формационный подходы могут быть применены как отдельно друг
от друга, так и в совместности.
Существуют ключевые особенности, из-за которых государство
относится к тому или иному типу.
При цивилизационном подходе: древние; средневековые;
современные.
При формационном подходе: первобытнообщинное,
рабовладельческое, феодальное, буржуазное, коммунистическое.
По уровню экономического развития
1. Развивающиеся (страны третьего мира) – основную часть
экономики занимает сельское хозяйство, продажа полезных ископаемые и сырья.
2. Индустриальные – основу экономики составляет
промышленность.
3. Постиндустриальные – основная экономика создается в
индустриальной сфере, в сфере услуг. Данные страны современно развиты и прошли
научно-техническую революцию.
По политическому признаку: демократические, авторитарные,
тоталитарные.
По форме правления: монархия, республика, ноократия,
либеральная демократия.
В зависимости от господствующей идеологии существуют
государства: идеологизированные, деидеологизированные.
Отчетливого соотношения между типом и формой государства не
существует. На это может указывать тот факт, что в рамках государства одного
типа могут наблюдаться разнообразные формы организации и действий
государственной власти, также и государства, различающиеся по типу, могут иметь
схожую форму.
Итак, цель курсовой работы, заключавшаяся в характеристике содержания
типологии государств, была достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. ОСОБЕННОСТИ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ 1.1. Понятие типологии
и типа государства Категория типа государства и права играет важную роль в
теории государства и права, помогает более полно познать сущность государства и
права, особенности их появления и эволюции, увидеть естественно-исторический
прогресс общественных явлений, а также выражает исторически изменяющуюся социальную
природу государства, позволяет определить характер государства в различные исторические
эпохи.
Исторический тип государства представляет собой совокупность
наиболее значимых признаков, которые присущи государствам конкретной исторической
эпохи и общественно-экономической цивилизации[1].
Категорию «тип государства» определяют в литературе с разных
сторон. Так, одни авторы представляют тип государства в качестве общих системообразующих
признаков, присущих определенной группе государств и раскрывающих закономерности
их организации и развития.
Другие авторы понимают под типом государства совокупность наиболее
общих черт, выступающих критериями государственно-правовой идентификации конкретных
стран на основе их свойств или различий с иными государственно организованными обществами.
Третьи представляют категорию «тип государства» в виде совокупности
тесно взаимосвязанных черт государства, которые соответствуют конкретному критерию.
Четвертые авторы определяют тип государства как взятые в единстве
наиболее общие черты разных государств, систему их главных свойств и сторон, порождаемых
конкретной исторической эпохой, которые характеризуются общими сущностными признаками.
Исходя из вышепредставленных подходов
к категории «тип государства», можно обобщить данное определение. Так, тип
государства является системой наиболее общих и устойчивых свойств, которые
присущи конкретному государству на определенном историческом этапе, отражающих
его социальную сущность, содержание и назначение[2]. Типы государств зависят от способов производства,
т.е. экономический фактор играет первостепенную роль.
Один из самых
распространенных типов классификации – типология государства и права.
Типология
государства является высшим и наиболее сложным видом классификации.
Принципиальная специфика типологии заключается в том, что она представлена
классификацией государств, взятых как целое, во всем объеме их содержания и
сущности. Частная классификация же основывается на определенных признаках (по
формам правления). Усилие ученых, направленные на разработку типов государств,
порождены стремлением выявить самые глубинные основы данных явлений и отразить
их в научных категориях. Типология государства дает положительные результаты,
когда в науки уже сложилась достаточно развитая система абстракций, когда
вычленены составляющие государство элементы, изучены их свойства и отношения,
когда пройден первый этап научного познания.
Главная задача
типологии государства состоит в выявлении его главных исторических типов. Не
уяснив основы исторических типов невозможно определить главные закономерности
развития, сущность, роль и функции государства[3].
В типологии
государства находит свое воплощение принцип историзма. Типология рассматривает
процесс последовательной трансформации государства из одного качественного
состояния в другое, перехода от одного исторического типа к другому.
Итак, типология
государства представляет собой учение о типах государства, включающее в себя
исследование критериев деления на типы государств и характеристику самих этих
типов[4]. Типология государства обычно проводится на обширном практическом
материале (путём сопоставления множества государств современности и прошлых веков)
и учитывает реалии существования конкретного государства.
Таким образом, типология, классификация государства по типам
является необходимым закономерным процессом познания государственно-правовой
теории, отражающим логику естественно-исторического развития государства и
права, исторически необходимой смены одних типов государства и права иными.
Также это один из главных приемов и средств исторического процесса развития
государства и права. Типология государства позволяет познать и выявить общие признаки
государств прошлого и настоящего, а также их отличительные, особенные черты. [1] Атаманова К.В., Рубанцова Т.А. Проблемы типологии
государств // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар.
науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 1. [2] Атаманова
К.В., Рубанцова Т.А. Проблемы типологии государств // Юридические науки:
проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016
г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 2. [3] Томилина Е.Е., Опокин А.Б., Голик А.А. Типология
государства: сущность и содержание // Актуальные проблемы гуманитарных и
естественных наук. – 2015. – №9-2. – С. 91. [4] Томилина
Е.Е., Опокин А.Б., Голик А.А. Типология государства: сущность и содержание //
Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №9-2. – С. 92.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВ…………………………. 5
1.1. Понятие и сущность государства……………………………………………………… 5
1.2. Основные типы государств……………………………………………………………… 8
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТИПА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………………………………………………. 13
2.1. Понятие социалистического
государства…………………………………………. 13
2.2.
Возникновение и развитие социалистического типа государства………… 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….. 24
Введение:
Государство представляет собой организацию управления обществом,
обладающую суверенитетом и аппаратом принуждения, распространяющую свою власть
на определенной территории. Вопрос возникновения и развития государства
представляет собой один из основных вопросов юридической теории. Государство
возникло, как организация управления, в тот момент, когда развивающиеся
общественные отношения привели к необходимости существования определенного
обособленного аппарата управления, который будет осуществлять организацию
общественной жизни. Государство обладает
рядом существенных признаков, выделение которых позволяет выделить отдельные
типы государств. Одной из основных теорий объясняющих механизм происхождения
государства, этапы его развития и разделение на определенные типы в зависимости
от существенных признаков является марксистская теория. Определяющим фактором в
возникновении государств и их разделении на отдельные типы эта теория считает
экономические отношения и принадлежность средств производства. Также в качестве
существенных признаков государства выделяется принадлежность власти
определенному классу.
Марксисты выделяли несколько типов государств, основные признаки
которых зависели от определенной ступени развития общества, которые они
называли общественно-экономическими формациями. Отсюда марксистский подход также называют формационным. Марксистская
типология во многом совпадает с реальными историческими свидетельствами
развития государств. Выделяемые ими рабовладельческие, феодальные,
капиталистические типы государств действительно существовали. Последним из
рассматриваемых типов является социалистический тип, который также существовал
в действительности, но теоретические и практические положения о признаках
характерных для данного типа государства оказались различными. Актуальность
исследования формационной типологии состоит в том, что в процессе исследования
можно выделить существенные признаки выделяемых типов государств, можно
проследить их механизм образования и развития, что является важным для теории
государства.
Объектом настоящей работы является историческая типология
государств.
Предмет работы – формационный подход к типологии государств, его
особенности.
Целью исследования является рассмотрение отдельных типов государств,
выделяемых в рамках формационного подхода к типологии.
Для достижения указанной цели в процессе исследования должны быть
выполнены следующие задачи: определить основные особенности типов государств
выделяемых в формационной типологии, охарактеризовать понятие и признаки
социалистического типа государства, рассмотреть механизм возникновения
социалистического государства и процесс его развития.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих
авторов: Пиголкин А.С., Марченко М.Н., Венгеров А.Б. и др.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением
и списком литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности исторической типологии государств,
можно прийти к следующим выводам.
1. Можно сказать, что выделение основных типов государств,
существовавших в истории: рабовладельческого, феодального, капиталистического
осуществляется достаточно точно. Формационная типология характеризует каждый из
типов в соответствии с существующими экономическими отношениями и в зависимости
от них. Причины смены одного исторического типа другим представляются
достаточно логичными – это развитие общественных и в особенности экономических
отношений и политическая нестабильность, связанная с восстанием экономически зависимых групп населения. Но
если формационная типология в этой части совпадает с реальными историческими
событиями, то формирование и развитие
социалистического типа государства не пошло по намеченному теоретиками пути.
2. Социалистическое государство должно было, согласно формационному
подходу, стать государством всего народа, с исключением эксплуатации и
исчезновением классов, с принадлежностью всему обществу основных средств
производства, с равенством всех граждан. В итоге социалистическое государство
должно было создать такую структуру общества, при которой исчезает потребность
в государственном регулировании. На практике же социалистическое государство
стало государством террора и насилия против своих граждан, государством,
осуществляющим всеохватывающее регулирование всех сфер общественной жизни,
государством, обеспечивающим лишь некоторые прав граждан и ограничивающим или
исключающим другие. В такой форме у социалистического государства не остается
возможностей для развития, и оно прекращает свое существование, как и
предшествующие типы государств, по той причине, что подобная организация власти
уже не в состоянии регулировать усложняющиеся общественные отношения.
3. Неоправданность прогнозов теоретиков марксизма в отношении
социалистического государства связана с тем, что угадать будущее развитие
государства намного сложнее, чем оценивать уже прошедшие события. Идеи социализма не были воплощены в том виде,
в котором предлагали их осуществить авторы теории. Но необходимо помнить, что
продолжается строительство социализма в некоторых современных государствах, и у
этого типа государства есть свое будущее. Большинство же современных государств
в настоящее время можно отнести к капиталистическим государствам нового типа,
основными признаками которых являются: осуществление государственной власти на
благо всего общества при условии обеспечения законности и правопорядка,
гарантий основных прав и свобод граждан,
демократического характера управления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ 1.1. Понятие и сущность государства «В историческом плане государство можно считать первой политической
организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова
ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали
свои города-государства»[1]. – отмечают
В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Государство
исторически возникло тогда, когда общество
разделилось на отдельные группы,
выражающие свои собственные интересы, отличающиеся друг от друга своим
социальным статусом, когда усложнились общественные отношения в сфере
производства и распределения материальных благ, и потребовалась определенная
организация, которая могла бы организовать управление обществом, представлять
интересы определенной социальной группы (класса) и одновременно действовать в
интересах всего общества. распределять материальные и финансовые ресурсы в
целях удовлетворения потребностей своих
граждан. Такой организацией стало государство. Государство обладает рядом признаков и свойств, позволяющих ему занимать
центральное место в политической системе.
1) Государство выступает в качестве единственного официального
представителя всего народа, объединяемого в пределах территории действия
государственной власти. Государство призвано объединять интересы различных
социальных групп, сглаживать возникающие конфликты. «Объединяя разные слои населения,
государство, таким образом, является самой массовой организацией в обществе,
выступает от имени всего народа, в качестве представителя его интересов»[2].
2) Государство обладает
суверенитетом, то есть верховенством внутри территории, на которую распространяется
государственная власть, и независимостью
во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет обеспечивает
государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и
внешние дела. Внутри территории, на которую распространяется власть государства
не может быть какой либо иной – высшей власти. На международной арене
государство является независимым, и другие государства не вправе вмешиваться в
процесс осуществления государственной власти.
3) Государство обладает специальным
аппаратом, предназначенным для
управления обществом. Этот аппарат составляют государственные органы, каждый из
которых обладает определенными функциями
управления (законодательные, исполнительные и судебные органы), также
государство обладает аппаратом принуждения, который приводится в действие в
случае нарушения норм законодательства или иных властных распоряжений
государства (это органы уголовно-исполнительной системы, милиция, вооруженные
силы). Таким образом, государство имеет возможность не только осуществлять
управление обществом, но и применять меры принуждения в тех случаях, когда
необходимо обеспечить выполнение властных предписаний.
4) Государство обладает монопольным правом на издание нормативных
актов, общеобязательных для исполнения. Именно с помощью этих актов
осуществляется государственное управление. Государство может посредством
нормативного регулирования определять
организацию и функционирование всех иных субъектов политической системы (политических
партий, общественных организаций). Также государство вправе осуществлять
контроль за законностью деятельности данных организаций. «Обладая
государственными полномочиями, различные государственные органы не только
издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты,
но и обеспечивают их реализацию»[3]. Издание
правовых актов дают государству возможность эффективно управлять всеми сферами
жизни общества.
5) Государство располагает большим объемом материальных ресурсов,
позволяющих ему определять направления
экономического развития общества и участвовать в экономической жизни
(государственная собственность, бюджет, земельные, лесные. водные ресурсы и
т.д.). В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и
средств производства (социалистические страны. бывший СССР). И в современных
демократических странах государство
обладает значительными
материальными и финансовыми ресурсами, позволяющими ему влиять на экономические
отношения.
6) Государство определяет
главные направления развития общества. Определение основ государственной
политики относится к компетенции исполнительных органов государства.
Все перечисленные признаки определяют главенствующую роль
государства в политической системе. Другие субъекты политической системы
осуществляют свою деятельность с целью участия в осуществлении государственной
власти или же влияния на ее осуществление (например, политические партии). Те
субъекты, которые не участвуют непосредственно в борьбе за власть (общественные
организации и объединения) тем не менее оказывают на нее определенное влияние,
выражая общественное мнение и формируя
политическое сознание своих членов. Государство может определять
правовое положение указанных организаций, устанавливать порядок их образования
и деятельности. контролировать их деятельность, устанавливая обязательность
государственной регистрации. таким образом строятся взаимоотношения государства
и иных субъектов политической системы. [1] Теория государства и права: Учебник для
вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.2014. С.72 [2] А.С. Пиголкин Теория государства и права:
Учебник.- М.2017. С.88 [3] А.В.Мелехин Теория государства и права:
Учебник. –М.2015. С. 50.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. |
3 |
|
ГЛАВА 1. |
Общие |
5 |
1.1. |
Понятие |
5 |
1.2. |
Основные |
9 |
ГЛАВА 2. |
Основные |
16 |
2.1. |
Формационный |
16 |
2.2. |
Цивилизационный |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. |
24 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. |
27 |
Введение:
Многовековая историю человечества продемонстрировала возможность
существования самых разных государства, возникающих и исчезающих в те или иные
исторические периоды. Процесс развития государственности продолжается и сейчас.
Будучи важнейшим
социальным институтом, государство может быть крайне разнообразно. Имеющиеся
сегодня в мире или существовавшие когда-либо государства обладают спецификой, которая
определяется целым комплексом факторов. Речь идет о национальном составе
населения, о климатических условиях, расположении
страны на географической карте мира, о территориальных размерах страны, об истории этого
государства и др. [24, c. 70].
Поэтому важно осуществить научную
классификацию, или типологию государств, чтобы установить, каким было
государство на разных этапах развития общества, как оно соотносилось с другими
государственно-правовыми институтами, каково современное государство, каков
прогноз его будущего.
Типологию нужно считать важным средством, позволяющим повысить
содержательность научной информации, та как она увеличивает возможное число научных
выводов о признаках и свойствах изучаемых объектов, определяя их место в
классификационной системе [3, c. 3].
Современная правовая
наука ставит проблему типологии государства на одно из центральных мест, и для
этого есть веские основания. В рамках исследования такого важного направления в
теории государства и права, как типология государства анализируется
эволюционная сущность государственных институтов, уделяется внимание
особенностям возникновения и развития государства. Исторически обусловленный
процесс развития государства раскрывается в ракурсе развития всего общества,
усматриваются его естественно исторический характер.
Сегодня перед учеными стоит проблема выработки такого подхода к типологии
государства, который соединил бы в себе положительные стороны традиционных
подходов. Этим вопросам в последние годы уделяли внимание B.C. Афанасьев, М.Н.
Марченко, А.В. Маликов, А.Г. Хабибулин, Л.П. Рожкова, Б.С. Синенко и др.
Объект
исследования составляют государственность и связанные с
нею явления.
Предмет
исследования является типология государств и её
варианты.
Цель
работы заключается в комплексном анализе и сравнении различных
подходов к типологии государства.
Задачи
работы:
1. Дать
понятие типологии государства, показать её значение.
2. Проанализировать
различные критерии для типологии государства и основанные на них типы государства.
3. Раскрыть
суть формационного и цивилизационного подход к типологии государства, определив
их достоинства и недостатки.
Методологическую
базу
работы составили метод описания и сравнительно-правовой метод. В качестве
основных способов сравнительно-правового исследования применялись нормативный и
функциональный способы.
Структура работы определена целями и задачами исследования и
включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и четырех параграфов,
заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение:
Тип государства — это
единые, системообразующие признаки, присущие конкретной группе государств, отражающие
закономерности развития
и организации государства.
Типология государства —
своеобразный исторический срез государств, у которых однородные, существенные
для характеристики общественной жизни признаки, которые затрагивают самые
разные стороны жизни человека — право, экономику, этику, религию и многие иные.
Поэтому применение типологии государства требует проведения комплексного
анализа большого массива информации правового, экономического,
психологического, религиоведческого характера. Это невозможно сделать в рамках
одного подхода.
Без типологии исследование
государства невозможно.
Социальное значение типологии, он
представляет следующим образом:
1. Благодаря построению типологии
государства мы получаем возможность правильно понять процесс развития
анализируемых явлений, механизм перехода от одного типа к другому.
2. С помощью типологии
вырабатываются приемы и способы, позволяющие понять внутреннюю логику и
закономерности процесса развития государства, появляется возможность научного
предвидения будущего государства.
4. Типология создает условия для
модернизации государственности на научной основе.
Различные государства
подразделяются на определенные типы по средствам типологии. Критериями для
классификации типов государства в разное время выступали количество властвующих
в государстве, их имущественное положение, осуществляемая государством цель, особенности государственной власти, характер
её взаимосвязи с индивидами, процесс
взаимодействия и соотношение государства и общества, размеры территории и
численность населения, отношение к религии и др.
Однако в науке преимущественно
используются формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
Тип государства
понимается в марксизме как система основных признаков, которые характерны для
государства, принадлежащего к определенной общественно-экономической формации. Общим
для каждого типа государства являются экономическая база, классовая структура и
социальное назначение. Общественно-экономическая формация при этом выделяется при
этом с учетом способа производства материальных благ и формы
собственности на средства производства.
При установлении типа
государства формационный подход предполагает учет:
1) принадлежность государства
к той или иной общественно-экономической формации;
2) классовой
принадлежности государства, для которого государство становится инструментом
осуществления власти;
3) социального назначения
государства.
В соответствии с
формационным подходом типы государства сменяют друг друга, когда происходит смен
экономических формаций. В итоге в истории выделяются ряд типов государств:
рабовладельческое, феодальное,
буржуазное, социалистическое.
Формационный подход к
типологии государств предполагает взгляд на историю как на естественный,
независимый от сознания и воли людей процесс, демонстрируя прогрессивный ход
истории. Но он неприменим к целому ряду
государств, не позволяет охватить все аспекты развития общества и государства
на различных этапах, уделяя гиперболизировано внимание экономике.
При цивилизационном
подходе не выделяется то главное, что характеризует государство – принадлежность
политической власти.
Следует признать
недостаточно разработанной такую типологию, о чем говорит множество оснований
для выделения типов цивилизаций.
Отрицательно следует
оценить недооценку
социально-экономических факторов, определяющих политику конкретной страны.
С другой стороны, многие авторы подчеркивают большую универсальность цивилизационного подхода, поскольку в процессе
классификации государств он учитывает различные факторы развития и государства,
и общества.
Цивилизационный подход
определяющим критерием считает тип культуры, куда включаются различные
культурные факторы. Также нужно учесть, что сегодня этот подход продолжает
развиваться
Следовательно, единый
подход к типологии государства и права, на сегодня отсутствует. В связи с этим
необходимо рассматривать различные подходы к типологии государства
взаимосвязано, во взаимопроникновении, дополняя друг друга.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие
типологии государства
Под типологией понимают
совокупность знаний, используемую для указания на сущностные черты государства,
и применяемую для выявления закономерностей и классификации на её основе государств.
Один тип государства предполагает указание на ряд общие черты нескольких
государств, обычно принадлежащих к определенной эпохе, что выражается в их
общих сущностных признаках.
М.Н. Марченко формируя
представление о типологии государства, определяет ее как классификацию
исторических типов государств. При этом для каждого такого типа, по мнению
ученого, характерен перечень качественных признаков и особенностей, что находит
отражение в каждую из исторических эпох, пройденных человечеством. Ученый
придает типологии как процессу логичность, естественный исторический характер,
видит ее как последовательную смену одних типов государства другими [11, с. 64].
Признавая крайнюю
важность выделения типов государства, автор аргументирует эту необходимость
целями познания государственно правовых явлений. М.Н. Марченко подчеркивает,
что исследование исторических типов государства позволяет увидеть развитие
государственных институтов в виде логичного естественно — исторического
процесса. Это приводит к выводу о том, что смена типов государства – процесс
объективный, неизбежный. Анализ процесса смены типов государства позволяет, как
утверждает автор, познать весь исторический процесс эволюции государственно
правовых институтов как единое целое [10, с. 87].
Типология государства, по
мнению автора, имеет высокое значение для общества, поскольку:
1) Позволяет
в ходе изучения смены типов государства уяснить суть эволюционного процесса
государственно-правовых явлений, понять механизмы, определяющие переход к
следующему новому типу государства.
2) Выделить
приемы и способы для уяснения логики и закономерностей эволюционных процессов в
государственно-правовой сфере. Это позволит предвидеть дальнейший ход развития
государственности.
3) Изучение
типологии в конечном итоге позволяет
модернизировать государство на основе полученных знаний о механизме и
направлении его развития.
Таким образом, без типологии
исследование государства невозможно.
Как именно влияет
типология государства на его познание и изучение, можно понять, если учесть,
что любой сложный материал, чтобы его можно было проще исследовать, должен
структурироваться. Предметы и явления окружающего мира обладают множеством
признаков, которые между ними распределяются неравномерно. В этих условиях для
познания удобно сгруппировать предметы по их признакам, которые кладутся в
основу группировки. Затем определенные образованные группы сопоставляются, что
приводит к формированию разнородных определений.
Не у всех сопоставлений одинаковое значение. Обычно наукой признаются и
используются те сопоставления, что сближают наиболее сходные предметы,
обеспечивают полноту и отчетливость определений.
При помощи типологии государств
выявляются свойства, сущность государства, признаки, прослеживаются структурные
изменения, закономерности их развития, а также дается прогноз дальнейшего
существования государства.
Потребность в типологии
предметов и явлений проистекает из необходимости их познания. Дело в том, что
любой сложный предмет или явление для упрощения его исследования должен
структурироваться. У всех предметов и явлений окружающего мира есть множество
признаков, они неравномерно распределены между ними. Поэтому для удобства их
изучения их лучше разделить на группы по определенным признакам, которые и
становятся основой для классификации. Далее сформированные группы сравниваются,
формируются разнородные определения, типы явлений и предметов.
Типология государства
необходима и по некоторым иным причинам. Так, без типологии, мы не смогли бы
получить научно обоснованные критерии для выделения типов государства. В такой
ситуации сложно будет объективно судить об отдельном конкретном типе
государства, поскольку мы неизбежно будем абсолютизировать этот тип, не
осознавая в чем логика перехода от одного типа к другому.
Помимо этого, когда мы
исследуем отдельный тип государства, мы неизбежно анализируем его на фоне
окружающей его исторической действительности. В таких условиях обнаруживается
связь государства с этими условиями и их отдельными элементами, например, с
общественными институтами, правовой системой и др.
Таким образом,
расширяются рамки исследования государственно-правовых явлений.
Разнообразие
классификаций государства и основания для их осуществления будет полезным для того,
чтобы как можно полнее изучить явление государственно-правового характера. Чем
больше классификаций будет создано и обосновано, тем более полно, точно будут
изучены государственные институты и государство в целом.
Можно заметить, что мы
постоянно оперируем такими понятиями как «типология», «классификация». Они
могут показаться тождественными, однако, современные ученые склонны их
разделять. В частности, многие из авторов указывают, что в содержательном плане
намного шире термин «классификация», поскольку типология является всего лишь
видом классификации [18, с. 152]. Однако для разграничения этих понятий,
сравнения их по объему недостаточно. Мы согласны с теми авторами, которые
утверждают, что типология это высший уровень классификации, поскольку имеет
высокую степень обобщений свойственных государству признаков. Типом государства
можно считать комплекс присущих государству признаков, имеющих особое значение
и проявляющихся в тот или иной исторический период [13, с. 58]. Можно
сформулировать это понятие и несколько по иному, обозначив тип государства как
набор его специфических характеристик, присущих большой группе государств,
существующих на протяжении определенного эволюционного периода.
Содержание:
ВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие видов государственного правления: историко-правовой аспект 5
2. Понятие и признаки монархии и республики 14
2.1. Монархия 14
2.2. Республика: понятие, виды и признаки 19
3. Современные нетипичные виды правления государством. Форма правления в России на современном этапе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность темы. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
При феодальном строе значение виды правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе виды правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Существенный вклад в решение проблемы форм государственного управления внесли H.H. Алексеев, Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, Н.Я. Куприц, А.И. Лепешкин, В.А. Ржевский, В.Г. Филимонов, О.И. Чистяков и др. В той или иной степени отдельные аспекты проблемы настоящего исследования затрагиваются в трудах М.П. Драгоманова, А.И. Коваленко, Ф.Ф. Кокошкина, В.М. Коркунова, Ю.С. Кукушкина, A.A. Сенцова, A.C. Ященко и др. Вопросам становления и развития федеративных отношений посвящены работы Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Ю.И. Козлова, Б.С. Крылова, C.B. Полениной, В.В. Пустогарова, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина и др.
Предмет исследования составляют теоретические и практические основы существования и функционирования видов государственного правления.
Цель курсовой работы – охарактеризовать типологию государств.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие виды государственного правления в историко-правовом аспекте;
Охарактеризовать понятие и признаки монархии и республики;
Исследовать монархию как вид правления;
Проанализировать понятие, виды и признаки республики;
Рассмотреть современные нетипичные виды правления государством.
Методологической базой исследования является совокупность различных методологических приемов и средств познания. Общей методологической основой исследования являлись современные научные методы: общенаучные, специальные, в том числе диалектико-материалистический, исторический, комплексный, системно-структурный, логические, сравнительно-правовой и другие.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Форма государственного правления — элемент виды государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Таким образом, необходимо сделать ряд выводов:
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве
В зависимости от особенностей виды правления государства подразделяются на монархические и республиканские.
Что касается нашей страны, то согласно ст.1 Конституции Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В настоящее время идут дискуссии о пересмотре Конституции РФ, важнейшим является вопрос о перераспределении полномочий между Президентом, Правительством и палатами Федерального Собрания. Различных мнений было высказано немало, однако противоречивость, конъюнктурность этих предложений не позволяют объединить их в рамках единой концепции. И если даже две палаты Федерального Собрания РФ, обсуждая вопросы реформирования власти, не могут договориться, то, очевидно, надо прислушаться к мнению политологов, правоведов, историков и других специалистов, рекомендации которых могут быть полезны. А требуется как минимум два-три варианта, с обязательной научной политико-правовой оценкой каждого.
Все более очевидным становится вывод о том, что этапы конституционной ревиды должны быть строго последовательными. И предварительно необходимо решить, можно ли осуществить перераспределение полномочий, не затрагивая текст Конституции (в этом случае плавный переход к новому состоянию власти произойдет на основе разработки необходимых законов, подписания политических соглашений между главными субъектами государственной власти), либо неизбежен серьезный пересмотр самого Основного закона.
Значительную часть законодательной работы следует осуществить, прежде всего, путем принятия вытекающих из Конституции федеральных законов, и в первую очередь федеральных конституционных законов, а также посредством внесения изменений и дополнений в федеральные конституционные законы от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также в законы о судебной системе
Фрагмент текста работы:
1. Понятие видов государственного правления: историко-правовой аспект
Проблемы государственного правления, несмотря на их якобы достаточную разработку в течение многих лет, и даже веков, не теряют актуальности и в наше время. Интерес к проблеме организации власти появился уже с момента возникновения государства. Образцы комплексного анализа проблемы в древнейшие времена предоставляет нам наследие философов и мыслителей разных исторических эпох.
Научными исследованиями в области гносеологических истоков виды государственного правления, ее эволюции издавна занимались многие философы и правоведов. В частности, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Гоббс, Локк, Монтескье, Макиавелли, Руссо, Кант, Гегель и другие. Круг их государственно-правовых интересов был чрезвычайно широк. Особенно ценными были их попытки определить понятие государства, познать ее сущность, найти более лучшую вид государственного правления.
Непревзойденным достижением в этой сфере был диалектический метод познания. При исследовании форм правления диалектический метод использовался в одном из первых его значений как «искусство классификации понятий, деление вещей на роды и виды». Как следствие, в своем стремлении к созданию модели «идеального государства» много теоретических разработок, базировались на массиве эмпирических знаний, добытых на основе политического опыта государств сословно кастовой эпохи, не потеряли и сегодня своей актуальности и теоретико-методологической значимости. Тем более, если рассматривать выбранную тему исследования в контексте многовекового развития всемирной истории управленческой мысли, то это всегда проверка собственных гипотез и идей, поиск аналогов решений и др., попытка их применения с соответствующей коррекцией в современной практике государственного строительства.
Исходя из имеющейся источниковой базы, попробуем в рамках статьи проанализировать и обобщить те взгляды философов и мыслителей, в историко-правовом аспекте раскрывают вопросы организации власти в государстве через призму виды государственного правления. Для обозначения форм организации государственной власти они использовали два понятия: «аристократия» и «демократия». Обращение к этому вопросу обусловливалось социально-политической ситуацией в греческих полисах, когда родовой аристократии был нанесен ощутимый удар новыми социальными силами влиятельными богачами, торговцами, ремесленниками, низами демоса. В этих условиях перед сторонниками аристократии возникла актуальная проблема переоценки ценностей.
Принципиально новым для подходов Пифагора и Гераклита был выбор ими интеллектуального критерия для определения термина «аристократ». Под ним они понимают «лучшего», «благородного», а, соответственно, под аристократией правление «лучших», умственной, нравственной, образованной элиты, то есть «аристократию ума, духа», а не «аристократию по крови». Концептуальный переход от оговоренной природой аристократии крови по принципу рождения к аристократии духа знаний и морального достоинства, был существенным. Благодаря такой модернизации понятия «аристократ», аристократия, с естественно замкнутой касты, была бы способна превращаться в открытый класс, доступ к которому зависел от личных качеств каждого. Такое понимание аристократии они противопоставили демократии, где, например, по Гераклиту, правит толпа и нет места для лучших.