Курсовая теория на тему Типичные трудности общения подростков с родителями и пути их преодоления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 4
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 4
1.2 Особенности внутрисемейного общения 10
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ 18
2.1. Причины и разновидности трудностей в общении подростков с родителями 18
2.2. Пути преодоления трудностей общения между родителями и подростками 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность исследования. Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребности в продолжение рода и самоутверждении каждого ее члена. Семья является таким образованием, которое охватывает жизнь человека во всех его проявления. В семье протекает формирование всех личностных качеств, и семья выступает главным фактором развития личности растущего человека.
Семейное воспитание является определенной системой воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Следует заметить, сто семейное воспитание представляет собой сложную систему, на которую оказывает влияние наследственности и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическое и социальное положение, уклад жизни и количество членов семьи, а так же место проживания и отношения к детям. Все эти стороны переплетаются между собой и в каждом конкретном случае проявляются по-своему.
Что же касается подросткового возраста, то он представляет собой сенситивный период развития эмоциональной сферы. На первом плане у подростковой личности находятся ее эмоции и чувства. Нередко этот возрастной период называют периодом повышенной эмоциональности, когда ребенок становится легко возбудимым, страстным, характеризуется частной сменой настроения и т.п. Это время, когда ребенок из детства переходит в новое состояние. Поэтому подросток в относительно короткий период осваивает эмоциональную сферу во всей ее сложности. Он становится ранимым, эмоционально неустойчивым, может проявлять тревожность и неуверенность в себе. Такое положение часто приводит к нарушениям поведения и как следствие к появлению различных трудностей в общении между подростками и родителями.
Целью исследования является изучение типичных проблем общения в отношениях между подростками и родителями и способов их решения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Определить психологические особенности подросткового возраста.
2. Охарактеризовать особенности внутрисемейного общения.
3. Изучить причины и разновидности трудностей в общении подростков и родителей.
4. Выявить пути решения проблем общения подростков с родителями.
Объектом исследования выступает процесс внутрисемейного общения подростков и родителей.
Предметом исследования являются трудности общения между подростками и родителями и пути их преодоления.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Подростковый возраст характеризуется частичным разрушением личностной целостности посредством быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии и мышлении. Это определяет, что особое место для подростка, занимает поддержка родителей и окружающих, для его временно ослабевшего «Я» посредством удовлетворения потребности в любви и принятии.
Важно, что в подростковом возрасте происходит существенное развитие рефлексии в определенных условиях, среди которых на первый план выходит удовлетворение потребности подростка в самораскрытии.
Имея ярко выраженные потребности и мотивы, человек становится субъектом своей жизнедеятельности и может полностью принимать ответственность за свое развитие. Подростковый возраст важен для становления данного компонента, так как одним из новообразований данного возрастного периода является личностное самоопределение, когда подросток начинает формировать умение делать выбор и нести за него ответственность.
Микросоциумы, в которых постоянно находится человек, оказывают различное влияние на формирование и проявление его потребностей, интересов и склонностей, действуют в неразрывной связи с особенностями его организма и нервной системы, создавая в каждом случае субъективную призму посредством которой своеобразно преломляются все воздействия, влияющие на действующего человека. При этом, все психические процессы индивида связаны с его отношениям к различным сторонам действительности, частью которой он являются. Действительность находится в постоянном процессе изменений, что оказывает влияние на действия человека, изменяя его роль и положение в этом мире, вследствие чего более или менее значительно перестраивается имеющаяся у него картина мира и его личностное отношение к ней.
Семейное воспитание же представляет валовую интегративную характеристику внутрисемейных отношений, показывающую отношение родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностные ориентации и установки, эмоциональное отношение к ребенку и уровень родительской компетенции. А типы семейного воспитания могут быть гармоничными либо дисгармоничными.
Определяя понятие межличностных отношений, следует сказать, что под ними необходимо понимать субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые обективно проявляются в характере и способах взаимного влияния людей в процессе жизнедеятельности и общения.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Существует три группы детерминант подростковой конфликтности: детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития; собственно психологические детерминанты; социальные детерминанты — факторы микро- и макросреды.
В литературе выделяются пять типов конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивого родительского восприятия; диктатура родителей; мирное сосуществование — скрытый конфликт; конфликт опеки; конфликт родительской авторитетности «Шоковая терапия».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Известно, что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития индивида, но так же и его социальные статус и общественное положение. Современная психология определяет подростковый возраст от 11 до 15 лет, что совпадает со временем обучения детей в средних классах школы [2].
Один из исследователей, Л.С. Выготский говорит о том, что переходный возраст включается два ряда процессов – натуральный и социальный [7]. Натуральный ряд заключается в процессах биологического созревания организма, включая половое созревание, а социальный заключается в процессе обучения, воспитания и социализации. Данные процессы полностью взаимосвязаны, но не являются синхронными. Это объясняется несколькими положениями:
1. Различность темпов физического и психического развития. Данные различия существуют в психическом развитии, в интересах подростка, в умственной зрелости, его уровне самостоятельности.
2. Наличие больших внутренних диспропорций, когда отдельные биологические системы организма могут созревать в различное время. Намного больше вариаций в данном контексте происходит в психическом плане, когда старший подросток еще может быть в одинаковых отношениях со взрослыми, в то же время оставаться совершенно ребенком.
3. Социальное возмужание по времени не является тождественным физическому. Так, физическое созревание подростка может происходит достаточно быстрее и заканчиваться ранее, если сравнивать настоящее время и прошлое столетие. Что касается социального созревания, то отмечается, что строки обучения увеличились и позже наступает трудовая деятельность. При этом, средний возраст вступления в брак уменьшился. Это приводит к неопределенности нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании [10].
Отмечается, что социальное созревание определяется несколькими критериями, среди которых – завершение образования и приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности и экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии и вступление в брак.
Подростковый возраст является периодом пубертатного кризиса и полового созревания. Все изменения в организме подростка проходят пол стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринных желез, вырабатывающихся гормонами, которые стимулируют и регулируют процессы роста [17].
В первую очередь трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием, которое выступает причиной разных психофизиологических и психических отклонений. Так, подростки могут испытывать чувство тревоги, повышенную возбудимость, депрессию, некоторые могут чувствовать себя неуклюжими и неловкими, посредством того, что не совпадают темпы роста различных частей тела и прослеживаться резкая смена его пропорций. Изменения в данный возрастной период достаточно сильные, часто их называют гормональной бурей или скачком роста.
Подростковый возраст характеризуется возникновением и обострением различных патологических реакций, которые связаны с развитием психических и соматических заболеваний.
Характерными особенности нормальных здоровых подростков являются такие: предельная неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценка, прослеживается резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость и неадекватность реакций, возможна повышенная конфликтность [3].
Стоит отметить, что эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождается половым созреванием. Половая идентификация при этом достигает более высокого уровня, и более отчетливо видно проявление ориентации на образы мужественности и женственности, что приводит к повышению интереса к своей внешности и формированию «образа физического Я» по мнению исследователя И.С. Кона [15].
Данный этап сопровождается беспокойством подростками по поводу собственной внешности. Волнующими моментами является физическая привлекательность, свое отношение к концепции идеального тела и веса, а так же сроки развития по отношению к срокам, принятым как нормальные.
Важное значение для подростка приобретают именно сроки его физического созревания. Отмечается, что для мальчиков раннее созревание выступает как преимущество, а девочки, которые начинают созревать еще в начальной школе, более склонны к смущению и застенчивости, так как начинают отличаться от других, но уже в старших классах сверстницы завидуют их более взрослой внешности [18].
Особое место занимает социальная ситуация развития. Своеобразие этого заключается в том, что подростков посредством появления чувства взрослости и возникновения потребности в самоутверждении, включается в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, получая среди них новые место и выполняя новые социальные функции.
Ведущим видом деятельности становится такая, которая определяет основное направление развития в том или ином возрасте. Отметим, что ведущей деятельностью, по мнению большинства исследователей, все же является общение со сверстниками, когда более важно не просто находится вместе, а занимать положение среди них, которое будет удовлетворять их потребность в общение (лидер или авторитет, лучший друг и т.д.). Любое нарушение со сверстниками приводит к дезадаптации. При этом у подростков возникает стремление быть равноправными партнерами в общении со взрослыми, а если такого не случается, то начинается психологическое бунтарство [14].
Среди основных новообразований подросткового периода считаются следующие – чувство взрослости, потребность в самоутверждении и в межличностном общение, стремление к самостоятельность в тех или иных поступках и действиях, формирование средств самовыражение, развитие самосознания и личностная рефлексия, проявление полового влечения, формирование абстрактно-логического мышления и способность к проведению формально-логических операций.
Одной из важных психологических особенностей подросткового возраста является чувство взрослости, которое исследователи считают началом, возникающим в 11-12 лет. Данное новообразование можно назвать центральным, потому как оно представляет новое в сознании, посредством которого подросток сравнивает и отождествляет себя с другими людьми. Здесь важным моментом является то, что стоит необходимость признания этого изменения друзьями, преподавателями и взрослым, с целью обеспечения психологического здоровья личности [24].