Курсовая теория на тему Типичные недостатки семейного воспитания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Роль
семьи в воспитании личности
1.2 Ошибки и
недостатки семейного воспитания
1.3
Разработка рекомендаций для родителей по преодолению недостатков семейного
воспитания
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность
темы. Воспитание ребенка — сложный процесс, и большинство родителей сегодня
переживают серьезные трудности и не в силах преодолеть огромное количество
существующих проблем. Актуальность данной темы заключается в том, что отношения
между родителями и детьми всегда вызывали много разговоров и интересов.
Большинство родителей сталкиваются с большими трудностями при воспитании детей.
Учитывая давление и напряжение, которые ежедневно испытывает семья, легко
потерять веру в свои силы. Рост числа разводов, экономический кризис, падение
качества образования — все вносит эмоциональный вклад в каждую личность. По
мере того как родители чувствуют себя все более истощенными физически,
эмоционально и духовно, их душевное состояние отражается на отношении к
ребенку. Ребенок же — наиболее требующий и впечатлительный человек нашего
общества, и более всего он нуждается в любви.
Объектом
нашего исследования являются ошибки семейного воспитания.
Предмет
исследования: разработка рекомендаций для родителей по преодолению недостатков
семейного воспитания.
Цель
исследования: обзор литературы по проблематике семейного воспитания.
Задачи
курсовой работы:
—
раскрыть роль семьи в воспитании личности ;
—
рассмотреть типичные недостатки семейного воспитания ;
—
разработать рекомендации для родителей по преодолению недостатков семейного
воспитания.
Теоретическую
основу исследования составляют труды Г. Абрамовой, О. Кононко о психологическом
развитии ребенка, личностном росте и психологических особенностях отношений
родителей с детьми дошкольного возраста. В работе мы опирались на результаты
психолого-педагогических исследований, в которых дошкольный возраст
рассматривается как сенситивный для формирования основ личности (Л. С.
Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев), а также на научно обоснованных
положениях о формировании личности в единстве познания, общения и деятельности.
Научная
новизна и теоретическое значение исследования заключается в комплексном анализе
семейного воспитания дошкольников; прослежены особенности влияния семьи на развитие
и формирование личности ребенка; разработаны рекомендации для родителей по
преодолению недостатков семейного воспитания.
Заключение:
Проблема
исследования отношений родителей и детей имеет длительную историю, в течение
которой накоплен значительный объем теоретических и эмпирических знаний о
закономерностях возникновения, протекания и разрешения межличностных конфликтов
между родителями и детьми. В психологии к данной проблеме обращались
представители практически всех школ и направлений. Каждое научное направление
сделало определенный вклад в понимание семейного конфликта как сложного явления,
которое возникает в процессе взаимодействия людей.
Мы
в своей работе обратили также внимание на родительские установки и реакции,
отношение родителей к ребенку и жизни в семье, нарушение воспитательного
процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания.
Очевидно,
выводом нашего исследования является то, что в общении взрослых с
детьми-дошкольниками доминирует авторитарно-монологический тип общения. По
нашему мнению, чрезмерное дистанцирование родителей от своих «детей как таковых»
обусловлено именно высокими требованиями к уровню социализации детей, что
приводит к стереотипизации восприятия детей.
Конфликты
между родителями и детьми возникают из деструктивных внутрисемейных отношений,
недостатков в семейном воспитании, низкого уровня родительской компетентности,
возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей
и детей. У детей старшего дошкольного возраста возникновение конфликтов со
взрослыми часто является следствием недостаточности внимания со стороны
взрослых, дефицита хорошего отношения, равнодушия.
Однако,
исследуя разные семьи — проблемные, аномальные, нетипичные и т.д., констатируя,
возможно, определенные негативные тенденции, следует все же помнить о том, что
каждая семья владеет внутренними ресурсами и потенциалом для развития. Любой
кризисный момент не обязательно имеет исключительно отрицательное значение, а
позволяет семьи, осознав и ассимилировав собственный опыт, перейти на другой
уровень функционирования — уровень более глубоких, более удовлетворительных
отношений, при которых учитываются потребности каждого.
Бесконфликтному
общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры
родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований
организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей, высокий
уровень осведомленности о ребенке.
Итак,
если родители с уважением относятся к индивидуальности ребенка (учет желаний,
интересов, потребностей), его самостоятельности, помогают в поиске путей выхода
из сложных ситуаций и формировании собственной системы ценностей, в семье
сохраняется эмоциональный комфорт, повышается психологическое образование
родителей, приобретение знаний, учета индивидуальных и возрастных особенностей
ребенка. Только дружеские, открытые отношения родителей с детьми, взаимопомощь,
забота и внимание обеспечат хорошие отношения в семье, желаемый результат
воспитания.
Результаты
и положение нашего исследования позволили сделать следующие выводы:
1.
Необходимо тщательное изучение семей (в первую очередь этично-психологического
климата в них, педагогической осведомленности родителей).
2.
Эффективность «домашнего воспитания» заключается в создании в семье
благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и к
другим детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно
путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с
учетом национальных, региональных и других особенностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Роль семьи в воспитании личности
По
определению отечественного социолога А. Г. Харчева, семья — исторически
конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены
которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной
моральной ответственностью. А.И. Антонов добавляет, что семья — это основанная
на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами
супружества, родительства и родства, осуществляющая воспроизводство населения и
преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку
существования членов семьи.
Исследователи
признают: семья — уникальный и специфический социальный институт, посредник
между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от
поколения к поколению, психологическое убежище человека от столкновения его с
внешней средой, место восстановления его духовных сил и эмоционального
равновесия (М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, З.А. Янкова и др.). Семья
удовлетворяет потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения,
организации общественного потребления, передачи культурного наследия [5].
Роль
семьи в воспитании детей — большая и ответственная. Родители являются первыми
воспитателями, которые укрепляют и закаляют организм ребенка, развивают его
речь и мышление, волю и чувства, формируют его интересы, стремления, вкусы,
способности, воспитывают любовь к знаниям, любознательность, наблюдательность,
трудолюбие. Семья в доступных ей границах и формах осуществляет умственное,
нравственное, эстетическое и физическое воспитание детей, заботится об их
гармоничном развитии.
Итак,
семейное воспитание включает:
—
нравственное,
—
умственное,
—
трудовое,
—
эстетическое
—
физическое воспитание
Реализуя
эти направления, особое внимание следует уделить воспитанию у детей любви к
родителям, родным, родному языку, культуре своего народа; уважения к людям,
заботы о младших и старших, сострадания и милосердия к тем, кто переживает
горе; уважительного отношения к традициям, обычаям, обрядам, к знанию своей
родословной, истории народа.
Семейное
воспитание имеет свою специфику, свои особенности. Система воспитательных
отношений в семье характеризуется естественной близостью между воспитателями и
воспитанниками, любовью между родителями и детьми. Вся атмосфера семейной жизни
сама по себе непременно формирует у детей те или иные привычки, потребности,
черты характера, определенное отношение к своим обязанностям. Свойственные
здоровому семейному коллективу чувство взаимного уважения, доверия, взаимного
попечения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, братьями и сестрами,
создают благоприятные условия для осуществления семьей своих воспитательных
функций.
Задачи,
которые стоят перед детским дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), в
первую очередь предполагают открытость дошкольного заведения, его тесное
сотрудничество и взаимодействие с иными социальными институтами, на которые
также возложена функция принятия решений образовательных задач дошкольного
учреждения. Самым близким и важным партнером в таком случае выступают родители
воспитанников. Федеральный закон «Об образовании» гласит, что родители
выступают для детей первыми педагогами. В их обязанность входит заложить в
ребенке основы физического, интеллектуального нравственного развития личности
[7].
Сегодня,
введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),
педагогам дошкольного образования и родителям детей необходимо понять главную
цель их взаимодействия, которая заключается в регулировании между обеими
сторонами партнерских отношений. Таких, которые позволят объединить общие
усилия с целью воспитания детей, создания атмосферы совместных интересов,
наиболее эффективно активизировать умения родителей в области воспитания,
привести в готовность их для восприятия нового опыта [8].
По
мнению специалистов, родители это основной заказчик социальных услуг,
предоставляемых дошкольной образовательной организацией. Следовательно,
деятельность педагогов должна основополагаться на запросах и интересах семьи.
Поэтому образовательным дошкольным организациям на данный момент нужно
ориентироваться на поиск новейших форм работы и методов, учитывающих актуальные
потребности семьи, способствовать развитию активной жизненной позиции у
родителей. Необходимо менять существующую ранее практику работы с родителями детей,
при которой семье принято показывать внешнюю систему ценностей, не принимая во
внимание структуру семьи, ее традиции и опыт [9]. В процессе взаимодействия
социальных институтов (детского сада и родителей) стоит уделить внимание
дифференцированному подходу к родителям, микроклимату в семье, социальному
статусу, а также родительским запросам и степени заинтересованности родителей
непосредственно воспитанием собственных детей.
При
воспитании ребенка родители выступают как субъекты воспитательного процесса.
Субъект – это носитель (в данном случае родители) деятельности и познания,
осуществляющий изменение в своем ребенке и в самом себе.
Цель
ДОУ в работе с родителями: знакомство родителей с детским садом, обеспечение
информацией по вопросам воспитания ребенка в ДОУ.
Принципы
совместной деятельности ДОУ и родителей представлены на рисунке 1.