Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Типичные и особенные формы возникновения государства у различных народов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 5

1.1.
Краткая история возникновения государства у разных народов. 5

1.2.
Характеристика основных концепций происхождения государства. 10

ГЛАВА
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 20

2.1.
Европейская форма возникновения государства. 20

2.2.
Азиатская форма возникновения государства. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 36

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Сегодня отечественная правовая наука
находится в поисках новой концепции государства и права. Современные подходы к
изучению государственно-правовых явлений находятся в центре внимания ученых. В
процессе научных дискуссий высказывается ряд предположений, заслуживающих
внимания и поддержки, поскольку они позволяют нам осмысливать и решать насущные
проблемы правовой науки. Среди них большой интерес представляют предложения
ряда ученых обратиться к генезису и происхождению государства и права и исследовать
эту проблему на основе изучения наследия прошлого, идей и теорий различных
научных школы.

Государство и право это уникальные явления на земле. Они
распространены повсеместно, но их распространенность не уменьшает их
значимости. Именно государство и право, а не разум и речь, по мнению авторов
отличают человека от иных жителей нашей планеты. Животные также имеют
возможность мыслить, пусть не в такой категории и не в таком качестве как
человек. Они имеют возможность вербально общаться. И вообще, многие их виды
намного сильней, выносливей. И только наличие государства и права – даже их
ростки­ первобытные обычаи и общины смогли дать человечеству шанс стать
владыкой планеты. И оно (человечество) этот шанс не только не упустило, но и по
настоящее время продолжает развивать свой успех. Изучение процесса
происхождения права имеет не только академический, но и практический характер.
Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их
особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их
возникновения и развития.

Вопрос о причинах и процессе возникновения государства и
права был и остается ключом к теории государства и права. О важности изучения
этой проблемы для юридической науки российский ученый-юрист начала XX века Н.И.
Лазаревский писал: «… существуют теории, есть их сторонники, и в этих теориях
отражены — и признание этой теории в значительной степени предопределено — тот
или иной взгляд на саму основу государства и его правовой характер, и поэтому
мы нужно прекратить, если не совсем многочисленные доктрины о происхождении
государства, то, по крайней мере, на тех, которые являются типичными»[1].

Целью работы является изучение особенностей возникновения
государств у различных народов.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Рассмотреть краткую историю возникновения государства у
разных народов.

2. Охарактеризовать основные концепции происхождения
государства.

3. Изучить европейскую форму возникновения государства.

4. Выявить особенности азиатской формы возникновения
государства. [1] Цит.
по: Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.:
Прометей, 2017. 330 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, во время развития философии и юриспруденции были
сформированы и развиты различные концепции и теории о происхождении государства
и права. Современная научная теория происхождения государства (его иногда
называют исторической материалистической) исходит из того, что государство
возникло в результате конфликта интересов, растущего в первобытном обществе,
как механизма поддержания порядка.

Наиболее известными теориями происхождения государства
являются: теологическая теория; патриархальная теория; теория родословной;
органическая теория; теория насилия; психологическая теория; договорная теория;
Марксистской теории и других.

Государственно-правовые теории делятся на две большие
группы: аналитические теории и нормативные (оценочные). Первая группа теорий
чрезвычайно разнообразна. Его состав включает в себя различные позитивистские
направления, которые отличаются друг от друга как объектом исследования, так и
методом научных исследований. Эта группа может включать в себя историческую
школу права, социологический, психологический, этический (политический)
позитивизм и нормативный правовой позитивизм. Эти разнообразные теории
объединяют только одно обстоятельство — аналитики отрицают легитимность
использования оценочных суждений в научном обращении.

Можно выделить следующие этапы и закономерности возникновения
государства.

Первым этапом можно назвать выделение старейшин племени как «управленцев».
Этот процесс заключается в том, что при разложении патриархальной семьи
старейшины рода начинают выполнять специфические функции по контролю сфер жизни
людей. Начинает складываться иерархическая система подчинения. Используя свое
положение, они получают авторитет, и благодаря этому авторитету подчиняют свой
воле волю других людей. Авторитет возраста трансформируется в авторитет,
основанный на признании населением за управляющими руководящей роли на основе
их лидерских навыков. Новая форма авторитета начинает выступать как фактор
убеждения и установление легитимности власти.

Вторым этапом является осознание народом выделения категории
властвующих, необходимости в руководстве и принятие роли руководителей за определенным
кругом людей. На данном этапе появляется понятие условной договоренности
относительно того, кто возьмет власть, кто ее будет занимать. Целью этой условной
договоренности является разграничение прав и обязанностей властвующих и
подвластных. На данном этапе прослеживается четкая связь между властью и
народом. Власть обязана прислушиваться к мнению народа, править в его
интересах, а народ при соблюдении этих условий обязан подчиняться.

Третьим этапом развития является узурпация власти
действующим руководством или насильственный захват власти другими субъектами.
Данный процесс происходит вследствие того, что закономерным является стремление
любой власти максимально усилить свои позиции в ущерб интересам народа с целью
получить максимальную выгоду для себя и гарантировать отсутствие ее потери и
приходу к власти других субъектов. Анализирую мировую историю, мы видим, что,
например, в Древней Индии первоначально должность раджи была выборной. Но со
временем действующие раджи захотели обеспечить будущее своим детям, и должность
стала наследственной. Мы видим, что власть обрела достаточную силу, чтобы
разорвать договоренность с народом. Народ, не имея ресурсов для сопротивления,
вынужден смириться с нарушением своих прав.

Пятым этапом является усиление гнета, борьбы за власть с
конкурирующими силами, завоевания других племен с целью укрепления ресурсной
базы для власти. Это происходит от того, что власть стремится получить контроль
над как можно большим количеством ресурсов с целью упрочить свою влияние, а
также устранить конкурирующие силы. Власть удерживает неравенство как источник
своего могущество, опираясь на привилегированный класс и ставя своей целью
подавление остального народа с целью превратить их в молчаливый источник
ресурсов и дохода от них.

Другие факторы также, на мой взгляд, влияли на происхождения
государства, но в целом именно данная закономерность прослеживается почти в
истории всех цивилизаций. Иные факторы лишь определяли специфику той или иной
страны.

Изучение данного вопроса обладает большой практической
ценностью и значимостью для юридических наук, так как изучение закономерностей
в возникновении государства позволяет нам лучше понимать его функционирование в
настоящий момент времени.

Таким образом, мы, изучив понятие государства, теории многих
ученых и исторические сведения, попытались приблизиться к истине в области
решения данного сложного, но интересного вопроса. Основываясь на сведениях и
собственном восприятии, на базе уже существующих я выдвинул собственную теорию.
Нет сомнения в том, что исследования данного вопроса имеют огромное
практическое значение для изучения государства и права.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА 1.1. Краткая история возникновения государства у
разных народов Изучение процесса происхождения государства и права в науке
и социальной практике имеет большое значение. Правильное понимание причин,
условий и закономерностей их возникновения позволяет нам не только раскрывать
природу этих явлений, определять причины и условия их существования, но и
выявлять роль, а также основные функции понимая исторические границы их
существования.

Ученые единодушны в том, что экономическая основа
примитивно-коммунальной системы была коллективной собственностью средств
производства. Эта система соответствовала определенным формам человеческого
сообщества. Наиболее стабильной формой была клановая община. Это была
ассоциация людей, основанных на кровных отношениях, а также на общности
собственности и труда[1].

В первобытном обществе власть исходила от племенной общины,
от всех взрослых членов клана. Старейшины, военачальники, священники избирались
собранием членов клана, осуществляли функции власти под его контролем и в любое
время могли быть перемещены собранием. Специального аппарата, который бы
занимался управлением на профессиональной основе, не было.

В первобытном обществе также действовали определенные
правила поведения. Прежде всего, к ним применялись таможни. С помощью обычаев,
тесно связанных с примитивной моралью, регулировались религиозные нормы,
промышленные, семейные и другие общественные отношения. Крайним наказанием было
исключение из клана. [1] Смоленский
М.Б. Теория государства и права. – М.: Дашков и К, 2009. С. 53.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПРИЧИНЫ И
ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА.. 5

Выводы по 1
главе. 8

2. ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА.. 10

2.1. Афинская
форма возникновения государства. 10

2.2.
Древнеримская форма возникновения государства. 14

2.3. Древнегерманская
форма возникновения государства. 15

Выводы по 2
главе. 17

3. АЗИАТСКАЯ
ФОРМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 19

Выводы по 3
главе. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27

  

Введение:

 

Курсовая работа посвящена
анализу типичных и особенных форм возникновения государства у различных
народов.

Актуальность выбранной
темы исследования обусловлена тем, что процесс формирования государства
представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс, который
реализовывался по-разному на различных территориях. То есть возникновение
государства обладало своими особенностями и трудностями, обоснованным разными
факторами, как географическими и климатическими факторами, так и прочими
традициями и устоями, которые сформировались на указанной территории. Вместе с
тем, перед рассмотрением основополагающих форм формирования государства,
необходимо дать определение понятия «государство» в его широком понимании.

Так, в частности, в настоящее
время под понятием «государство» необходимо понимать конкретную политическую
организацию общественных отношений, которая распространяет свои власть на все
территории страны, а также ее население (граждан). Кроме того, государство для
выполнения возложенных на него функций обладает специальным аппаратом
управления, формирует обязательные для исполнения граждан нормативно-правовые
акты, обладает суверенитетом. К приоритетным признакам государства стоит также
отнести:

— публичный характер
власти, возможность централизованного управления общественными отношениями,

— обладание и реализации
монополии на процесс применения силы принуждения.

Анализ специальной
литературы по выбранной теме исследования позволяет сделать вывод о том, что
указанный вопрос детально разработан современными авторами. В частности, нами
были проанализированы работы таких авторов, как Бабаев В.К., Барышников С.Г.,
Даровских Ю.В., Захарова Н.А., других авторов.

Цель исследования —
провести комплексное исследование типичных и особенных форм возникновения
государства у различных народов.

Задачи исследования:

1.Проанализировать
причины и формы возникновения государства у представителей разных народов.

2. Охарактеризовать
приоритетные формы возникновения государства.

3. Представить специфику
азиатской формы возникновения государства.

Объект исследования —
общественные отношения, в рамках которых проявляется специфика типичных и
особенных форм возникновения государства у различных народов.

Предмет исследования —
специфика типичных и особенных форм возникновения государства у различных
народов.

Методология исследования
представлена общенаучными методами: анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование; специальными методами: сравнительно-правовой метод,
формально-юридический метод.

Практическая значимость
исследования заключается в возможности использования полученных результатов в
рамках преподавания дисциплины «Теория государства и права», «Современные
проблемы теории государства и права».

Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ выбранной темы
исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Характеризуя причины и
формы возникновения государства у разных народов мира, отметим, что процессу
формирования государственности не присущ спонтанный характер. Подчеркнем, что
процесс формирования государства обладал длительным характером, а,
следовательно, был обусловлен целым рядом различных, по сути, и содержанию
причин  и факторов.

В частности, к
приоритетным причинам формирования государства у различных народов стоит
отнести следующие причины:

— необходимость
реализации принципа совершенствования управления сферой общественных отношений.
Данная причина была непосредственно связана с усложнением функционирующих
общественных отношений. Сам процесс, связанный с усложнением общественных
отношений, был обоснован рядом разноплановых факторов:

— детальное развитие
промышленного производства,

— формирование новых
отраслей промышленного производства и сельского хозяйства,

— реализация принципа
разделения труда,

— существенное изменение
условий распределения создаваемого общественного продукта,

— процессы, связанные с
обособлением ряда социальных структур, их укрепление,

— существенный рост
населения, которое проживало в рамках конкретных территорий,

— необходимость проведения
полномасштабных общественных работ. Данный фактор был особенно актуален в тех
регионах мира, где базой для развития производства было поливное земледелие,
требовавшее строительства каналов, их поддержания в рабочем состоянии.

2. Анализируя специфику
афинской формы возникновения государства, отметим, что афинской форме
возникновения государства присущи следующие приоритетные черты:

— частичное
преобразование органов родового строя,

— вытеснение части
органов родового строя принципиально новыми органами,

— приоритетное значение
вооруженной публичной власти, строго подчиненной основополагающим органам
государственной власти.

Указанные выше признаки,
в том числе, в рамках начальной стадии, были присущи афинской форме
возникновения государства.

Акцентируем внимание на
том, что одним из первых толчков к формированию новой государственности в
Афинах стали реформы, проведенные Тезеем. Суть реформы заключалась в том, что в
рамках территории Афин было сформировано центральное управление. В этой связи
часть дел, которая находилась в контексте самостоятельного ведения племен, была
передана в компетенцию и детальное ведение общего совета. Подчеркнем, что
указанная реформа имела существенное значение для последующего развития
Афинского государства, способствовало объединению населения в единый народ.
Особые изменения произошли и в контексте правовой системы страны:

— стало постепенно
формироваться афинское народное право,

— право получило
приоритет перед совокупностью правовых обычаями отдельно взятых народов и
племен,

— афинский гражданин
официально получал не только конкретные права, но и гарантию правовую защиту от
органов государственной власти.

Характеризуя
древнегерманскую форму возникновения государства, отметим, что только
древнегерманская форма формирования государства представляла собой следствие
процесса внешнего насилия. Основополагающая часть римских территорий была
непосредственно завоевана франками. На основании произведений Тацита,
германский народ был весьма многочисленным народом. Вместе с тем, весьма
приблизительное представление о численности отдельно взятых германских народов
мы можем получить в произведениях Цезаря. Он подчеркивает, что численность
узипетов и тенктеров на территории левого берега Рейна составляет
приблизительность 180 тыс. человек, в указанную численность были включены дети
и женщины. В этой связи размещение такого количества граждан требовало огромных
территорий. Этими причинами было обусловлено военное наступление германцев по
всей территории линии Рейна, а также римского пограничного вала и Дуная, от
Северного моря до Черного моря. Как справедливо подчеркивают исследователи,
наступления германцев были обусловлены преимущественно большим ростом
населения, а. следовательно, потребностью к расширению своих территориальных
владений.

4. Выявляя специфику
азиатской формы возникновения государства, отметим, что в отличие от иных форм
возникновения государства азиатская (восточная) форма возникновения государства
представляет собой достаточно плавный переход от основ первобытного и
родоплеменного общества в сформированное государство. Указанные выше данные
были доказаны и детально обоснованы находками и раскопками современной
археологии и этнографии. Анализируемые общества постепенно переходили от основ
первобытнообщинного строя к различным раннеземледельческим и также
раннеклассовым образованиям, в рамках которых процедура деления общества
осуществлялась постепенно, то есть в продолжение многих веков, последовательно
сочетаясь с основополагающими пережитками общинного строя.

Для подобного ода обществ
были характерны следующие признаки формирования 
государства:

— наличие неравенства
среди высших и низших слоев населения,

— реализация принципа
разделения труда внутри одной общины,

— детальная фиксация как
трудовых, так и управленческих функций населения,

— следование особому
земледельческому циклу,

— пристальное внимание за
процессом производства и процедурой распределения продуктов при одновременно
отсутствии развитого продуктообмена внутри одной общины.

К числу приоритетных
причин формирования азиатских стран стоит отнести:

— функционирование ранее
сформировавшегося аппарата управления,

— ведение пристального
контроля над комплексом политических, экономических и военных функций. В этой
связи восточный вариант формирования государственной во много отличается от
иных вариантов тем, что представители родоплеменной знати, строго исполнявшие
свои общественные должности, постепенно трансформировались в органы
государственной власти, а общественная собственность также системно и
постепенно превратилась в государственную собственность. Объекты частной
собственности не имели в указанных странах приоритетного значения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА У РАЗНЫХ НАРОДОВ
МИРА Характеризуя причины и
формы возникновения государства у разных народов мира, отметим, что процессу
формирования государственности не присущ спонтанный характер. Подчеркнем, что
процесс формирования государства обладал длительным характером, а,
следовательно, был обусловлен целым рядом различных, по сути, и содержанию
причин  и факторов[1].

В частности, к
приоритетным причинам формирования государства у различных народов стоит
отнести следующие причины:

— необходимость реализации
принципа совершенствования управления сферой общественных отношений. Данная
причина была непосредственно связана с усложнением функционирующих общественных
отношений. Сам процесс, связанный с усложнением общественных отношений, был
обоснован рядом разноплановых факторов:

— детальное развитие
промышленного производства,

— формирование новых
отраслей промышленного производства и сельского хозяйства,

— реализация принципа
разделения труда,

— существенное изменение
условий распределения создаваемого общественного продукта,

— процессы, связанные с
обособлением ряда социальных структур, их укрепление,

— существенный рост
населения, которое проживало в рамках конкретных территорий,

— необходимость
проведения полномасштабных общественных работ. Данный фактор был особенно
актуален в тех регионах мира, где базой для развития производства было поливное
земледелие, требовавшее строительства каналов, их поддержания в рабочем
состоянии.

— необходимость
подавления возникающих сопротивлений эксплуатируемого населения. Процессы,
связанные с разложением основ первобытного общества, неизбежно привели к его
социальному и экономическому разделению, 
то есть появлению бедного класса и богатого класса. Имущественное
разделение граждан в свою очередь стало причиной появления эксплуатации
меньшинством большинства, возникновению социальных антагонизмов.

— поддержание основ
общественного правопорядка, стабильного и полноценного функционирования
процесса общественного производства, регламентация социальной устойчивости
общественных отношений. Указанный выше фактор соблюдался посредством
поддержания правопорядка, применением принудительных мер.

— необходимость ведения
военных действий. Отметим, что военные действия могли носить как
оборонительный, так и захватнический характер. Накопление большинства богатства
у отдельно взятых граждан способствовало формированию мнения о том, что
наиболее выгодно жить за счет 
осуществления грабежа различных ценностей, например, скота, работ,
набеги с захватническими целями производились в основном на близко
располагавшихся соседей. В рамках подготовки и ведения военных действий
государство обладало значительно полномасштабными возможностями, чем, в
частности, первобытное общество.

В большинстве случаев
указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом
в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных,
демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из
указанных причин[2].
Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела
необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных
работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую
роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления
эксплуатируемых классов. В рамках специальной
литературы принято классифицировать следующие формы возникновения государства:

1) афинская форма. Под
понятием «афинская форма» необходимо понимать такую форму возникновения
государства, которой был свойственен традиционный путь формирования
государства. Отметим, что афинская форма возникновения государства проявилась
последовательно в следующих реформах:

— реформа Тезея, в рамках
которой общество разделилось на классы на основании рода трудовой деятельности,
соответственно, на лиц, которые занимались земледелием, ремеслом, а также
благородных лиц.

— в соответствии с
реформой, проведенной Солоном, общество и население классифицировалось на
основании имущественного признака. Всего было выделено 4 класса: представители
первых трех классов обладали правом занимать управленческие должности в контексте
государственного аппарата. А представители 4 класса обладали только правом
выступать и голосовать на народном собрании.

— в соответствии с
реформой Клисфена процессу деления подверглось не население, а территория
государства. Территория государства была поделена на 100 общин (округов),
управление каждой из которых строилось на принципе самоуправления и
возглавлялась старейшиной.

2) римская форма.
Отметим, что под понятием «римская форма» необходимо понимать такую форму
формирования государства, в рамках которой происходило формирование основ
государственной у римского народа, оно было осложнено борьбой между
представителями плебеев и патрициями.

3) древнегерманская
форма. Под понятием «древнегерманская форма возникновения государства»
необходимо понимать форму возникновения государства, которая имела место быть в
истории древнегерманского народа, во многом способствовала процессу завоевания
обширных территорий варварами.

4) азиатская форма
возникновения государства. В настоящее время под понятием «азиатская форма
возникновения государства» необходимо понимать форму возникновения государства,
в контексте которой процессу формирования государства способствовали
преимущественно климатические условия. [1] Адыгезалова Г.Э. Восточная деспотия в странах Древнего
Востока: к вопросу о проблеме взаимодействия общества и государства //
Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2020. № 3. С. 2. [2] Бабаев В.К. Нормы права как истинное суждение // Правоведение.
1976. № 2. С. 30.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы