Курсовая теория на тему Тестовые задания по математике начальной школы и их использование в процессе обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
Теоретические основы использования тестовых заданий при обучении младших
школьников на уроках математики. 5
1.1.
Требования к уроку математики в начальной школе по ФГОС.. 6
1.2. Понятие
«тест» в современной методологии. 8
1.3.
Тестовые задания и их классификация. Алгоритм составления тестовых заданий. 11
2.
Формирование математических навыков младших школьников через решение тестовых
заданий. 17
2.1.
Психологический портрет младшего школьника. 19
2.2. Анализ
методических рекомендаций по использованию тестовых. 24
заданий на
уроке математики. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность выбранной темы
исследования определяется тем, что тестовая форма является актуальной и
значимой в процессе обучения. Тесты способствуют решению различных учебных
задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование
тестов на уроках требует от учителя перехода от привычной роли наставника в
позицию помощника, который помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и
анализировать индивидуально траекторию учения каждого ребёнка.
Различные изменения в Российской
Федерации привели к модернизации системы образования. Современные
образовательные тенденции вызвали необходимость обновления образовательного
процесса в начальной школе.
Очевидно, что в процессе
обучения возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми
знаниями и умениями. Это может привести к отставанию в учёбе или перерасти в
устойчивую неуспеваемость. Данный факт требует нахождения эффективных путей для
своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях учеников.
Определить способы
устранения ошибок и недочётов невозможно без полного анализа деятельности
школьника. При анализе ошибок, учитель должен проследить ход мысли ученика, а
после — установить этап, на котором допущена ошибка. Для этой цели необходимы
специальные средства, которые позволят выявить и устранить ошибки либо на этапе
восприятия нового материала, либо осознания и осмысления.
Значительную помощь в
своевременном выявлении пробелов в знаниях, а также одной из форм контроля, которая
позволяет эффективно проверить результаты обучения являются тестовые
технологии.
Содержание всех видов
тестовых заданий соответствует обязательному минимуму содержания начального
общего образования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, оканчивающих
начальную школу.
Вышесказанное подтверждает
тот факт, тест как средство диагностики, управления и контроля за деятельностью
учащихся, можно использовать не только на итоговых этапах, но и в процессе
формирования понятий.
Цель данного исследования
— использование тестовых технологий на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования –
это процесс обучения математике в начальной школе.
Предметом исследования
является тестовые задания как средство контроля успеваемости учащихся в
процессе изучения математики.
Объект и предмет данного
исследования определили следующие задачи исследования:
· изучить проблему тестирования в трудах
педагогов-психологов;
· изучение методологических основ понятия «тест»;
· изучить проблему использования тестовых заданий в
практике обучения.
Теоретической базов
исследования стали работы различных исследователей двадцатого и двадцать
первого века: С.И. Воскерчьян, Э.И. Моносзон, В.П. Беспалько, К.А. Краснянская,
П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, Г.И. Залкинд и др.
Данное исследование
состоит из введения, в котором определены основные положения, цель и задачи,
предмет и объект исследования. Первая глава исследования рассматривает вопросы
основ использования тестовых заданий при обучении младших школьников на уроках
математики, также раскрывает понятие «тест» и классификацию тестовых заданий.
Вторая глава посвящена процессу формирования основных математических навыков младших
школьников через решение тестовых заданий, а также раскрывает психологический
портрет младшего школьника. Далее в заключении делаются выводы о результатах
исследования.
Заключение:
В заключении, можно отметить, что изучение и
анализ источников по рассматриваемой нами теме позволили установить, что
использование тестовых заданий на уроках математики в начальной школе является
целесообразным и обоснованным.
По мнению различных
методистов и педагогов, которые занимаются изучением данных вопросов, тесты –
это эффективное средстве диагностики уровня знаний, а также они могут быть
широко использованы при управлении и контролем за деятельностью учащихся. Использовать
тесты можно не только на итоговых этапах работы, но и в процессе формирования знаний
по разным темам.
В данном исследовании был
рассмотрен процесс работы с учащимися начальной школы, именно поэтому, нами
было определено, что все мыслительные операции в любом возрасте взаимосвязаны
между собой и только их комплексное использование дает возможность полноценному
формированию.
Младший школьный возраст
– это ответственный этап школьного детства. Основные достижения данного
возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются
определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного
возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои
силы.
Рассматривая тест, как
метод контроля, нами было установлено, что оценка уровня знаний учеников при
помощи теста имеет важное образовательно-развивающее значение, по той причине,
что она способствует всестороннему изучению материала по образовательной
дисциплине, расширению и углублению объемов знаний, а также совершенствованию и
развитию их познавательных интересов.
Следовательно, было
установлено, что использование тестов на уроках математики способно повысить мотивацию
учащихся к изучению предмета, тест помогает ученикам увидеть суть понятия или
содержание задачи, при необходимости повторить или даже изучить пропущенную тему.
Согласно нашему
исследованию, современные педагогические технологии в тестовой форме способствуют
повышению качества знаний учеников по математике, а также обеспечивают
выполнение основных задач обучения математике в начальной школе, а также развитию
мышления и креативности младших школьников.
Тесты не являются
единственной формой контроля за качеством успешности учеников, однако они
обязательно должны присутствовать в практике использования каждого учителя.
Учитель должен применять тестовую форму контроля на уроках математики в
начальной школе методически грамотно, сочетая с традиционными формами контроля.
В данном исследовании
были также рассмотрены алгоритм составления тестов, а также основные требования
и методические рекомендации к применению тестов на уроках. Было выявлено, что
умение составлять корректные тестовые задания необходимы каждому современному
педагогу.
Проведенная нами работа
позволила определить основные требования, предъявляемые к тестам по математике,
которые используются для обучения младших школьников, в частности, их месте
среди других средств контроля. К ним относятся: валидность, определенность,
простота, однозначность и равно трудность.
Приведённый анализ
теоретической базы исследования позволяет сделать вывод, что в и педагогике
тесты рассматриваются как измерительный инструментарий, который рассчитан на
большое количество людей.
Обобщив все
вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что тест – это средство для
диагностики обучающихся, которое позволяет обнаружить несоответствия между
образцом выполнения действия и владением обучаемым, более того, тест является средством
управления математической деятельностью учащихся и контроля за данной деятельностью.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы использования
тестовых заданий при обучении младших школьников на уроках математики По мнению А.А. Столяра, главной задачей обучения математике, причём с
самого начала, является умение рассуждать, учить мыслить.
Роль математики в развитии логического мышления очень велика. Причина
такой роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех
изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее
естественным способом изложения знаний является способ восхождения от
абстрактного к конкретному. Более того, в младшем школьном возрасте одним из
эффективных способов развития мышления является решение школьниками
нестандартных логических задач.
Очевидно,
что образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом
для последующего обучения.
Более
того, обучение математике в начальной школе имеет очень важное значение,
так как именно этот предмет создаёт предпосылки для умственной деятельности
школьника в среднем и старшем звене. Математика способна сформировать
устойчивый познавательный интерес и навыки логического мышления, а математические
задания развивают у ребенка мышление, внимание, наблюдательность, строгую
последовательность рассуждения, а также творческое воображение [1].
На
этапе начальной школы математика является опорным предметом для изучения
смежных дисциплин, далее знания и умения, которые приобретаются при
ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут
необходимыми для применения в жизни.
Методисты
уверены, что на уроках математики также необходимо работать над развитием
устной и письменной речи. Для развития математической речи учащихся
учитель должен выработать определенную систему, только при этом условии удастся
сформировать у детей соответствующие умения [2, С.61-72].
Изучение
математики в начальной школе направлено на достижение таких целей
как:
· математическое развитие младшего
школьника;
· освоение начальных математических знаний;
· воспитание критичности мышления, интереса
к умственному труду, стремления использовать математические знания
в повседневной жизни.
Одна
из важнейших задач обучения математике — развитие речи учащихся.
От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся
умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит
развитие математических способностей [3].