Курсовая теория на тему Территория и управление
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретико-методологические основы формирования механизмов государственного управления территориями 4
1.1 Теоретические основы государственного управления территорией 4
1.2 Государственное управление регионом 10
2. Современное состояние механизмов государственного управления развитием территорий 21
2.1 Особенности реализации механизма государственного управления развитием территорий 21
2.2 Основные принципы государственного управления территорией 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Введение:
На сегодня для развития российского общества характерно усиление роли и значения регионов в процессе государственного управления социально-экономическими процессами. Однако в настоящее время территориальное развитие характеризуется целым комплексом проблем, к числу которых относятся спад производства, снижение уровня и качества жизни населения, разрушение социальной инфраструктуры, моральный и физический износ объектов жилищно-коммунального хозяйства и тому подобное.
Предпосылкой для развития независимого, демократического, правого и социально ориентированного государства, его международной интеграции в мировое пространство является обеспечение высокого уровня социально-экономического развития регионов, создания достойных условий жизни населения, создание рабочих мест. Решение проблем, связанных с развитием регионов и формирования эффективного механизма государственного управления на местах, требует формирования комплекса теоретико-методологических основ государственного управления развитием регионов и его усовершенствования.
Определение и актуальность вопросы формирования государственного механизма развития территорий (проблемных, с особым статусом) возрастает соответственно к усилению тенденций экономического развития страны, нарастание негативных явлений в обществе.
В условиях проведения процесса децентрализации государственной власти в особую значимость приобретает проблема взаимодействия между региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Важнейшей задачей становится совершенствование различных (правовых, организационных, экономических и т.д.) механизмов управления региональным развитием.
В контексте децентрализации вопросы развития и взаимодействия регионов актуальны, поскольку отсутствие государственной политики регионального развития может привести к обострению проблем в экономической, политической и социальной сферах.
Все это определяет актуальность и важность тематики данного исследования, ее теоретическое и практическое значение.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию государственных механизмов развития территорий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
— провести анализ и обобщение теоретических подходов и концепций публичного управления, по механизмам государственного управления развитием территории;
— усовершенствовать понятийно-категориальный аппарат исследования и расширить сущностные признаки понятий «регион», «региональное развитие», «механизмы государственного управления развитием региона»;
— провести классификацию механизмов государственного управления развитием территории.
Объект исследования — процессы развития региона в контексте государственного управления. Предмет исследования — теоретические, методологические и прикладные аспекты государственного управления развитием территорий.
Методы исследования. Теоретической базой работы послужили фундаментальные положения науки публичного управления, социологии и права, обобщенные принципы и методы анализа закономерностей общественного развития территорий, а также труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам механизмов государственного управления развитием территорий.
Заключение:
Определяющей составляющей государственного управления региональным развитием в стране является государственное управление региональным развитием страны, потому что на государственном уровне существует только эта составляющая управления региональным развитием, в рамках этого процесса разрабатывается законодательная база, регламентирующая территориальное развитие на всех административно-территориальных уровнях и структуре местных органов власти их полномочия и взаимодействие, а также осуществляется сравнение результатов развития регионов страны, разрабатываются и внедряются мероприятия по снижению межрегиональных диспропорций, обеспечивается создание равных условий жизни людей независимо от региона, где они проживают.
Осуществлен анализ и обобщение теоретических подходов и концепций публичного управления, по механизмам государственного управления развитием отдельных территорий, что доказывает следующее:
— существование достаточно большого количества общественных процессов предопределяет необходимость коренных изменений, определение присущих настоящему тенденций развития в условиях децентрализации властных полномочий;
— системные качественные изменения, происходящие в настоящее время в обществе объединены в виде определенного логического процесса сосуществующих концептуальных подходов, идей, теорий и т.д. общего представления о региональном, фундаментальными для данной парадигмы является синергетическая концепция, глобализационный, информационный, инновационный, социальный, ситуативный и стратегический подходы.
Под понятием государственного механизма регионального развития, по нашему мнению, следует понимать совокупность средств, инструментов и взаимосогласованных действий органов публичной власти (центральных и местных), органов местного самоуправления в направлении создания европейских стандартов качества жизни населения с учетом экономических, экологических, природных, социальных и других особенностей человеческого потенциала региона и самостоятельность в развитии, в культуре, духовности, обычаях, обрядах, традициях.
Усовершенствован понятийно-категориальный аппарат регионального развития в органах публичной власти и местного самоуправления «регион», «региональное развитие», «механизмы государственного управления развитием региона», а именно: сформулировано понятие «механизм государственного управления развитием региона» — это искусственно созданная система, которая состоит из органов государственной власти регионального уровня, Правительства, других центральных органов исполнительной власти и федеральных органов исполнительной власти с возможностью привлечением органов местного самоуправления и частных предприятий по согласию, которые с помощью ряда функций, методов, инструментов, норм, принципов с целью роста валового регионального продукта, повышения качества жизни населения и сохранение окружающей природной среды и рационального использования его ресурсов.
Государственное управление развитием региона можно представить как целенаправленную деятельность государства, которая реализуется с помощью соответствующих законодательных и исполнительных органов, посредством системы механизмов, методов и инструментов управления обеспечивают достижение поставленных целей и решения ряда социально-экономических задач, которые являются насущными для отдельного региона.
Обзор классификации механизмов государственного управления развитием региона, по направлениям функционального назначения, уровня воздействия, характера воздействия, обеспечения базового представления о государственных институтах и особенности их осуществления. Изучение теоретических основ и практического функционирования современной системы регионального управления позволило выделить характерных признаков, в частности, таких как: гибкость, адаптивность, маневренность; комплексность охвата решаемых проблем; рациональная реализация специфического потенциала; эффективное использование новых инструментов менеджмента; рациональное построение организационной структуры, отказ от многоступенчатости; децентрализация управления и усиление горизонтальных связей; быстрое реагирование на различные изменения во внутренней и внешней среде; активизация творчества, инновационности, инициативности; стимулирование деловой активности, содействие предпринимательству; внедрение стратегического планирования; способность формирования социальной консолидации в региональном сообществе.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-методологические основы формирования механизмов государственного управления территориями
1.1 Теоретические основы государственного управления территорией
Для обеспечения эффективного управления каждое государство должно найти собственную, эффективную именно для него модель регионального развития, постоянно определять адекватные инструменты и успешно их использовать. При этом теории регионального развития составляют основу для таких поисков, ведь они отражают не только представление ученых о явлениях и процессах в отношении территорий, но и закономерности их функционирования и развития. Это дает возможность разрабатывать на практике конструктивные и обоснованные управленческие решения, учитывающие как опыт, так и способствующие качественному моделированию будущего регионального развития.
Значение государственного управления развитием отдельными территориями постоянно растет. Его развитие и функционирование обусловливают социально-экономические и историко-культурные особенности территорий нашего государства, общеевропейские тенденции регионального развития, полярные тенденции интеграции и дезинтеграции, общемировые процессы. От того, с помощью каких механизмов и инструментов будет осуществляться государственное регулирование территориального развития, зависит качество и скорость осуществления реформ как в регионах, так и в стране в целом.
Концепция государственного управления развитием территорий должна формироваться на основе ряда категориальных понятий, прежде всего таких, как «регион», «развитие региона» и «региональное развитие».
Понятие «регион» используют различные науки для выделения территориальных частей государства по определенному признаку. В экономической науке можно выделить два подхода к этому понятию: регион как экономическая система и регион как социально-экономическая система. Его связывают с региональной экономикой, где под регионом понимают большую территорию страны с однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов и материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктур.
Регион рассматривается как открытая, сложная, целостная и специфическая система, на которую влияют факторы внутренней среды, нарушая целостность и равновесие, и факторы внешней среды (органы государственного власти и местного самоуправления, другие региональные системы управления). Это влияние меняет сложившиеся принципы и механизмы управления, и возникает необходимость разработки новых способов взаимодействия между элементами системы. В обществе существует проблема социально-экономического развития отдельных территорий, поэтому важно исследований дефиниций основного понятия регион.
Регион как субъект экономической деятельности определяется как территория, характеризующаяся общностью социально-экономических, политических и географических факторов, которая имеет свои территориальные особенности, свою специфику, где складываются своеобразные экономические и социальные условия. Регионом принято считать комплексную социально-экономическую категорию, сложившуюся в пределах своей природно-географической территории с присущей ей спецификой структуры производства и хозяйства, межрегиональными и внешними связями по экономике, политики, культуры, а также с собственными политико-административными органами управления — местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления.