Курсовая теория на тему Территориальные споры Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республики: современное геополитическое состояние и перспективы разрешения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
1. Характеристика
Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республики 8
2. Основные
территориальные споры между ЮВА И КНР. 18
3 Экономическая
подоплека территориальных споров между КНР И ЮВА и перспектива их разрешения. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ… 43
Введение:
Актуальность исследования. Территориальные конфликты
относятся к наиболее непримиримым в современном мире. Они могут приводить к
войнам и стать на десятилетия фактором, который будет негативно влиять на
отношения между сторонами конфликта, региональную динамику или даже глобальную
безопасность.
В отношения
между Китаем и странами Юго-Восточной Азии также вклинивается территориальный
спор, дополняя и без того непростую историю взаимодействия государств.
Для Китая
Социалистическая Республика Юго-Восточная Азия занимает особое место на
политической карте мира. Юго-Восточная Азия — стратегически значимый регион
мира, и вектор его развития оказывает влияние не только на сам регион, но и на
сопредельные регионы и весь мир.
Для большинства
стран АСЕАН КНР представляет собой могущественного соседа, с которым в недавнем
прошлом происходили достаточно жесткие конфронтации, а двусторонние отношения
развиваются под влиянием противоположных тенденций – экономического
сотрудничества и вопроса спорных территорий.
В этой связи
представляется актуальным изучение территориального конфликта в отношениях
между Китаем и странами Юго-Восточной Азии, его причин, этапов, современного
состояния и тенденций развития
Объектом исследования являются
территориальные конфликты.
Предметом исследования – территориальные
споры в отношениях Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Цель работы заключается в выявлении современного
геополитического состояния и перспектив разрешения территориальных споров
Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республики.
К основным задачам работы относятся следующие:
— изучить характеристику
Юго-Восточной Азии и Китайкой Народной Республики;
—
рассмотреть основные территориальные споры между ЮВА И КНР;
— проанализировать
экономическую подоплеку территориальных споров между КНР И ЮВА и перспективы их
разрешения.
Хронологические рамки исследования охватывают
период с окончания холоднолй войны
по 2020 год, что позволяет выявить особенности территориального спора в его
динамике, определить текущие тендецнии и перспективы развития. Источниковая база исследования состоит из двух нормативно-правовых
актов – Конвенции ООН по морскому праву 1982 года[1],
которая лежит в основе урегулирования проблемы территориальных споров в
Южно-Китайском море, и соглашения между КНР и СРВ о делимитации территориальных
вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Тонкинском
заливе[2],
а также экономических соглашений между КНР и АСЕАН[3].
Также, сюда включены Конституция КНР[4],
и заявления МИД СРВ[5]
касательно пограничных проблем с КНР.
Историография проблемы. Изученные материалы можно
разделить на две группы. В первую вошли отечественные исследователи. Д.В.
Мосяков[6],
О.А. Красняк[7]
рассматривал политику и интересы России в Южно-Китайском море, – российскую
позицию относительно конфликтов в Южно-Китайском море. Такие исследователи, как
Н.В. Власов[8],
М.С. Зеленкова[9],
Г.М. Локшин[10],
Т.В. Леженина[11],
Д.С. Варич[12],
И.Н. Золотухин[13],
Е.В. Кобелев[14],
Б.И. [1] Конвенция Организации Объединенных
Наций по морскому праву. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
(дата обращения: 31.03.2021) [2]
2000 Agreement between the People’s Republic of China and the Socialist
Republic of Vietnam on the Delimitation of the Territorial Seas, Exclusive
Economic Zones and Continental Shelves of the Two Countries in the Beibu Gulf /
Bac Bo Gulf. [Электронный
ресурс] Режим доступа:
https://cil.nus.edu.sg/databasecil/2000-agreement-between-the-peoples-republic-of-china-and-the-socialist-republic-of-vietnam-on-the-delimitation-of-the-territorial-seas-exclusive-economic-zones-and-continental-shelves-of-the/
(дата обращения: 31.03.2021) [3]
Agreement on Trade in Goods of the Framework Agreement on Comprehensive
Economic Co-operation between China and ASEAN [Электронный ресурс]
Режим доступа::
http://fta.mofcom.gov.cn/topic/chinaasean.shtml (дата обращения:
09.06.2021); Agreement on Dispute Settlement Mechanism of the Framework
Agreement on Comprehensive Economic Co-operation between China and ASEAN. [Электронный ресурс] Режим доступа::
http://fta.mofcom.gov.cn/topic/chinaasean.shtml (дата обращения:
09.06.2021); Agreement on Trade in Services of the Framework Agreement on
Comprehensive Economic Co-operation between China and ASEAN. [Электронный ресурс] Режим доступа::
http://fta.mofcom.gov.cn/topic/chinaasean.shtml (дата обращения:
09.06.2021); Agreement on Investment of the Framework Agreement on
Comprehensive Economic Co-operation between China and ASEAN [Электронный ресурс] Режим доступа::
http://fta.mofcom.gov.cn/topic/chinaasean.shtml (дата обращения:
09.06.2021) [4]
Конституция Вьетнама.
[Электронный ресурс]Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=26 (дата
обращения: 09.06.2021) [5] Remarks by the Spokesperson of
the Ministry of Foreign Affairs of Viet Nam Le Thi Thu Hang regarding the Coast
Guard Law adopted by the Standing Committee of the National People’s Congress
of the People’s Republic of China. [Электронный ресурс]Режим доступа:
http://www.mofa.gov.vn/en/tt_baochi/pbnfn/ns210202153250 (дата обращения:
09.06.2021); Remarks by the Spokesperson of the Ministry of Foreign Affairs of
Viet Nam Le Thi Thu Hang about Viet Nam’s reaction to China’s military drills
in the Hoang Sa (Paracel) Islands of Viet Nam [Электронный ресурс]Режим доступа:
http://www.mofa.gov.vn/en/tt_baochi/pbnfn/ns200827194242 (дата обращения:
09.06.2021); Remarks by the Spokesperson of the Ministry of Foreign Affairs of
Viet Nam Le Thi Thu Hang regarding publication of images of Chinese map with
the “nine-dash line” by some social networking accounts registered as Chinese
overseas representative missions. [Электронный ресурс]Режим доступа:
http://www.mofa.gov.vn/en/tt_baochi/pbnfn/ns200321123133 (дата обращения:
09.06.2021); Vietnam, China hold negotiations on sea-related issues. [Электронный ресурс]Режим доступа:
http://www.mofa.gov.vn/en/nr040807104143/nr040807105001/ns191231085527 (дата
обращения: 09.06.2021) [6] Мосяков Д. Политика России в
отношении конфликта в Южно-Китайском море.
[электронный ресурс]Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/politika-rossii-v-otnoshenii-konflikta-v-yuzhno-kitayskom-more
(дата обращения: 09.06.2021) [7] Красняк О. Россия в Южно-Китайском
море. [электронный ресурс]Режим доступа:
https://vestikavkaza.ru/analytics/rossia-v-uzno-kitajskom-more.html (дата
обращения: 09.06.2021) [8] Власов Н.
Современная политика КНР в Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] Режим доступа::
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-politika-knr-v-yugo-vostochnoy-azii
(дата обращения: 09.06.2021). [9] Зеленкова
М.С. Вьетнам иежду Китаем и США.
[Электронный ресурс] Режим доступа::
https://www.aph.gov.au/binaries/library/pubs/bp/1991/91bp07.pdf (дата
обращения: 09.06.2021); Зеленкова М.С. Заход американского эсминца в спорные
воды: попытка надавать на Пекин? [Электронный
ресурс] Режим доступа:: https://riss.ru/analitycs/41964/ (дата обращения: 09.06.2021). [10] Локшин Г.
Саммит АТЭС 2017 и новые внешние вызовы для Вьетнама. [Электронный ресурс] Режим
доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sammit-ates-2017-i-novye-vneshnie-vyzovy-dlya-vietnama
(дата обращения: 09.06.2021); Локшин Г. М. Вьетнамо-китайские отношения: тирания
географии и здравый смысл // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития.
2013. № 21. С. 77-99; Локшин Г. М. Южно-Китайское море: острова раздора // Азия
и Африка сегодня. 2015. №9. C. 2-9; Локшин Г. Обострение кризиса в
Южно-Китайском море в 2014 г
[Электронный ресурс] Режим доступа::
https://cyberleninka.ru/article/n/obostrenie-krizisa-v-yuzhno-kitayskom-more-v-2014-g
(дата обращения: 09.06.2021) [11] Леженина
Т., Нгуен Куок Хунг. 25-й саммит АТЭС во Вьетнаме [Электронный ресурс] Режим доступа::
https://cyberleninka.ru/article/n/25-y-sammit-ates-vo-vietname (дата обращения:
09.06.2021). [12] Варич Д.
Дискурс вокруг проблемы ЮКМ в контексте вьетнамо-китайских отношений и
фактическое положение дел.
[Электронный ресурс] Режим доступа::
https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-vokrug-problemy-yukm-v-kontekste-vietnamo-kitayskih-otnosheniy-i-fakticheskoe-polozhenie-del
(дата обращения: 09.06.2021) [13] Золотухин
И. Территориальные споры в Южно-Китайском море: современное состояние проблемы [Электронный ресурс] Режим
доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnye-spory-v-yuzhno-kitayskom-more-sovremennoe-sostoyanie-problemy
(дата обращения: 09.06.2021); Золотухин И. Сухопутная мощь талассократии как
инструмент стабилизации в Южно-Китайском море. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/suhoputnaya-mosch-talassokratii-kak-instrument-stabilizatsii-v-yuzhno-kitayskom-more
(дата обращения: 09.06.2021). [14] Кобелев Е.
В. Южно-Китайское море: тлеющий очаг конфликтов // АСЕАН в начале XXI века.
Актуальные проблемы и перспективы. — М.: ИД «ФОРУМ», 2010. 368 с.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное
исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Китай и Юго-Восточная Азия являются
соседями, которые разделяют во многом общую историю. В настоящее время КНР и
Юго-Восточная Азия составляют часть Азиатско-тихоокеанского региона, одного из
трех мировых экономических центров. Через Юго-Восточную Азию проходят важные
торговые пути, одним из центров которых является Южно-Китайское море.
Рассмотрев проблему принадлежности спорных
островов Парасель и Спратли в Южно-Китайском море, можно сделать следующие
выводы.
Вопросы принадлежности территорий и
акваторий регулируются серией соглашений между странами АСЕАН и Китаем. Однако
все они не определяют принадлежность спорных островов в безусловном и
обязательном для выполнения порядке, касаясь общим принципов регулирования
проблемы.
Базовым документом является Конвенция ООН
по международному праву 1982 года, которая определяет такие вопросы, как
исключительная экономическая зона и континентальны шельф, давая основания
определять морские границы странам региона, если только речь не идет о
принадлежности островов, как в случае с островами Парасель и Спратли.
Страны региона претендуют на острова
Парасель и Спратли, считая их полностью или частично исторически принадлежащими
своей стране. Однако они призывают к разрешению споров мирными средствами на
основе международного права и Конвенции Организации Объединенных Наций по
морскому праву 1982 года. В рамках АСЕАН имеются усилия по выработке единой
позиции относительно Китайской Народной Республики, которая выдвигает претензии
на острова и акватории Южно-Китайского моря.
Китай выдвигает претензии на острова
Парасель и Спратли, апеллируя к историческим свидетельствам освоения островов
рыбаками, древними книгами и картами, в которым описываются эти острова в
границах Китая. Однако его претензии не получают подтверждения со стороны
других участников спора.
Южно-Китайское море расположено в
стратегически значимом регионе, на пересечении мировых торговых путей. Помимо
этого/, его значение определяется наличием рыбных ресурсов и подводных полезных
ископаемых, прежде всего, нефти и газа. Спорные острова, пресекающий
Южно-Китайское море, добавляют геополитические аспекты в анализ ситуации.
Фактор США всегда был ощутим в
Юго-Восточной Азии. После окончания холодной войны, в связи с постепенным
обострением спора вокруг Южно-Китайского моря и ростом конкуренции со стороны
Пекина, США стремятся активизировать свое сотрудничество со странами АСЕАН,
основываясь на опасениях относительно политики и намерений КНР относительно
Южно-Китайского моря и принадлежности островов Парасель и Спратли. Страны
Юго-Восточной Азии, претендующие на территории и акватории в Южно-Китайском
море, рассматривают отношения с США и КНР сквозь призму своего участия в АСЕАН,
поскольку на двусторонней основе они не могут рассчитывать на такую поддержку
Вашингтона, которая помогла бы сбалансировать возможности Пекина.
Позиция России по вопросам
территориального спора в Южно-Китайском море заключается в необходимости его
решения дипломатическим путем при соблюдении международного права и Конвенции
по морскому праву 1982 года. Россия не желает обострения отношений с КНР в
условиях роста напряженности между Пекином и Вашингтоном и одновременно
возвращает свои позиции в регионе.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика Юго-Восточной Азии и Китайской Народной
Республики Юго-Восточная Азия расположена к востоку
от Индийского субконтинента и к югу от Китая. Она состоит из двух непохожих
частей: континентального выступа (обычно называемого материковой Юго-Восточной
Азией) и цепочки архипелагов к югу и востоку от материка (островная
Юго-Восточная Азия). Малайский полуостров простирается примерно на 1100 км к
югу от материка в островную Юго-Восточную Азию; этот полуостров структурно
является частью материка, но он также имеет много экологических и культурных
сходств с окружающими островами и, таким образом, функционирует как мост между
двумя субрегионами.
Материковая часть Юго-Восточной Азии
разделена на страны Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Таиланда, Вьетнама и небольшого
города-государства Сингапур на южной оконечности Малайского полуострова;
Камбоджа, Лаос и Вьетнам, занимающие восточную часть материка, ранее вместе
называют Индокитайским полуостровом. Малайзия является как материковой, так и
островной, с западной частью на Малайском полуострове и восточной частью на
острове Борнео. За исключением небольшого султаната Бруней (также на Борнео),
остальная часть островной Юго-Восточной Азии состоит из архипелаговых
государств Индонезии и Филиппин.
Юго-Восточная Азия включает около 13 000
000 квадратных километров суши и моря. Хотя современные страны региона иногда
считаются небольшими, они — за исключением Сингапура и Брунея — сравнительно
большие. Индонезия, например, превышает протяженность континентальной части
Соединенных Штатов с запада на восток; площадь Лаоса лишь немного меньше, чем у
Соединенного Королевства; а Мьянма значительно больше Франции[1].
Юго-Восточная Азия, которая является
наиболее легко доступным тропическим регионом в мире, стратегически расположена
по обе стороны морского пути между Восточной Азией и миром Ближнего Востока и
Средиземноморья.
С древних времен Юго-Восточная Азия
рассматривалась ее соседями как самостоятельный регион, а не просто продолжение
их собственных земель. Китайцы назвали его Наньян, а японское — Наньё, оба
названия означают «Южные моря», а жители Южной Азии использовали такие термины,
как Суварнабхуми (санскрит: «Земля золота») для описания местности[2].
Несмотря на неизбежные различия между
обществами, общие взгляды на пол, структуру семьи, социальную иерархию и
мобильность могут быть обнаружены на всей территории материковой и островной
Юго-Восточной Азии, а также широко распространены коммерческое и культурное
наследие, которое продолжало влиять на весь регион на протяжении нескольких
тысячелетий.
Внешняя
политика Китая основана во многом на его геополитическом положении и
историческом представлении о себе и своем месте в мире. «Срединное
государство», как переводится название страны с мандаринского языка, и
«Поднебесная», означает, что Китай расположен, по представлению его жителей, в
центре мира и воплощает в себе цивилизацию, в то время как окружающий его
территории и весь мир в той или иной степени относился к периферии и варварам.
Особенности
представления о себе и своем месте в мире послужили формированию
великодержавной политики, которая должна была отстаивать то, что полагалось
стране согласно ее представлениям.
Современный
внешнеполитический курс Китая впервые за долгое время подкрепляет исторические
амбиции страны реальной экономической и политической мощью.
Вторая
экономика мира в настоящее время сталкивается с серьезными сложностями.
Проблемы с поддержанием темпа экономического роста в связи с пандемией COVID-19 накладываются на необходимость продолжения
реализации амбициозных проектов в рамках концепции «Один пояс, один путь».
На этом
фоне все более обостряется противостояние с США. Надежды на их восстановление невелики. Есть много причин для спада
отношений, но Пекин, резко отклонившись от своего собственного дипломатического
пути, занял гораздо более жесткую позицию, чем обычно, на международной арене —
настолько, что даже самые опытные наблюдатели задаются вопросом: кардинально ли
изменилась внешняя политика.
Подход
Китая к миру никогда не был жестким. Дипломатическую стратегию страны
определяют многие факторы, от ее истории, культуры и географии до характера ее
режима и ее относительной глобальной мощи. Если правительство считает, что один
или несколько из этих факторов изменились, то изменится и его дипломатия[3].
Как
отмечается экспертами Фонда Карнеги, «никогда еще Поднебесная не оказывала
такого влияния на развитие мировой экономики. При Си Цзиньпине Пекин стал
инициатором создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Фонда
Шелкового пути и Нового банка развития — трех международных финансовых
учреждений с совокупным уставным капиталом более 200 миллиардов долларов.
Одновременно он начал реализацию инициативы «Одного пояса — одного пути» —
беспрецедентного по масштабу плана развития транспортной инфраструктуры на всем
Евразийском континенте»[4].
Китай
придерживается принципов мультикультурализма, многосторонности и свободной
торговли в международных отношениях. Реализуя проект «Один пояс, один путь»,
Пекин рассчитывает, что после того, как транспортные коридоры будут полностью
завершены, время в пути по коридорам сократится на 12 процентов, торговля
вырастет на 2,8 — 9,7 процента, реальные доходы людей увеличатся на 1,2 до 3,4
процента и 7,6 миллиона человек будут вырваны из крайней бедности в
странах-участницах[5]. [1] Southeast Asia. [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://www.britannica.com/place/Southeast-Asia (дата обращения: 31.03.2021) [2] Ibid [3] Kurt
M. Campbell and Mira Rapp-Hooper. China Is Done Biding Its Time. // Foreign
Affairs (USA), 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа:: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2020-07-15/china-done-biding-its-time (дата
обращения: 31.03.2021) [4]
Се
Тао. Внешняя политика Китая «по Си Цзиньпину». // Московский центр Карнеги,
2018. [Электронный ресурс] Режим доступа:: https://carnegie.ru/2018/01/23/ru-pub-75325
(дата обращения:
31.03.2021) [5] China’s
Foreign Policy in a Fast Changing World: Mission and Responsibility. Speech by
Vice Foreign Minister Le Yucheng At the Lunch Meeting of the Eighth World Peace
Forum, 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа:: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/t1679454.shtml (дата
обращения: 31.03.2021)