Курсовая теория Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая теория на тему Территориальная основа местного самоуправления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Сущность понятия местного самоуправления 5
1.2 Понятие и виды основ местного самоуправления 9
2 РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 14
2.1 Развитие законодательства о территориальных основах местного самоуправления 14
2.2 Актуальные проблемы правового регулирования территориальных основ местного самоуправления 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Местное самоуправление как элемент отечественной политико-правовой действительности уже является реальностью. На всей территории России сформирована властно-организационная структура муниципальной власти, совершенствуется законодательство о местном самоуправлении, проходят стадии становления разнообразные формы непосредственной местной демократии. Концептуальные основы правового регламентирования территориальной основы местного самоуправления значительно изменились.
Законодательство о местном самоуправлении во время становления данного института подвергалось существенным изменениям, в базовый Закон о местном самоуправлении в настоящее время внесено несколько сотен дополнений и изменений, что говорит о совершенствовании правовой основы местного самоуправления.
Совершенствуется остальная региональная и федеральная законодательная база местного самоуправления. Идет процесс совершенствования также и той части муниципального законодательства, которая регламентирует вопросы территориальной организации.
От качества территориальной организации в значительной степени зависит эффективность местного самоуправления, соответственно, одним из условий эффективности является рациональное муниципально-территориальное устройство, то есть эти два аспекта органически связаны между собой. Указанные факторы являются объективным отражением оптимизации территориальной организации местного самоуправления, что свидетельствует об актуальности рассматриваемых вопросов.
Объектом исследования в данной работе выступает институт местного самоуправления в России.
Предмет исследования – особенности и актуальные проблемы правового регламентирования территориальных основ местного самоуправления.
Целью настоящего исследования является комплексное рассмотрение территориальных основ местного самоуправления.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— охарактеризовать сущность понятия местного самоуправления;
— рассмотреть понятие и виды основ местного самоуправления;
— изучить основные этапы развития законодательства о территориальных основах местного самоуправления;
— проанализировать актуальные проблемы правового регламентирования территориальных основ местного самоуправления в России;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.
Местное самоуправление — это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационные формы которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ
Понятие «основы местного самоуправления» представляет собой совокупность отношений, которые формируются вследствие организации и реализации местного самоуправления. В сущности, это основы (отношения), которые присущи местной публичной власти.
Основы местного самоуправления находятся в тесной связи между собой. Кроме того, основы напрямую связаны с компетенцией местного самоуправления, с ее осуществлением.
Также основы местного самоуправления являются составляющими муниципально-правовых институтов. Именно относительно естественных отношений, то есть основ, формируются группы норм, регламентирующих данные отношения.
Главным инструментом в реализации территориальных основ местного самоуправления является процедура муниципального зонирования, осуществляемая органами власти субъектов РФ, как представительными, так и исполнительными в рамках их компетенции, в ходе которой происходит разграничение территории региона между муниципальными образованиями.
В основе выбора той или иной модели организации местного самоуправления и соответствующего способа муниципального зонирования лежит несколько критериев, наиболее важными и положенными в основу муниципального зонирования являются: демографический, экономический, пространственный, географический, политический и исторический (социокультурный).
Изменение границ муниципальных образований не может осуществиться без учета мнения населения. Более того, в том случае, если население не поддерживает инициативу преобразования муниципального образования, связанного и изменением его границ, проведение мероприятий по преобразованию будет считаться незаконным.
Необходимо отметить, что новации к ФЗ № 131 не внесли ясности и не сняли противоречия в вопросах учета мнения населения при территориальных изменениях муниципальных образований.
Кроме того, существует и еще ряд проблем в рассматриваемой сфере, которые требуют своего решения.
Однако в целом с принятием Федерального закона № 131-ФЗ решена основная задача реформирования территориальной основы местного самоуправления. Принципы его территориальной организации приобрели единообразный для всей страны характер, обеспечивая при этом сохранение исторических и иных местных традиций в конкретных муниципальных образованиях.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность понятия местного самоуправления
Термин «самоуправление», как и большая часть понятий в общественных науках, не имеет вполне единого и точного научного значения и различными авторами понимается по-разному. Наиболее широкое и полное толкование данному понятию было предоставлено еще в XVII веке в Англии, оттуда оно заимствовано Россией и Германией.
Согласно ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, под местным самоуправлением понимают способность и право учреждений местного самоуправления регламентировать большую часть публичных дел и руководить ею, функционируя в рамках закона, согласно собственной компетенции и в интересах местных граждан.
Данное право реализуется собраниями или советами, которые состоят из членов, избираемых путем прямого, тайного, свободного, всеобщего и равного голосования. Собрания или советы могут иметь подотчетные им исполнительные учреждения. Данное положение ни в коей степени не препятствует обращению к собраниям граждан, референдуму или какой-либо иной форме непосредственного участия граждан там, где это допустимо согласно закону.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» говорится, что местное самоуправление является одной из основ конституционного устройства России, признается, осуществляется и гарантируется на всей территории России.
Местное самоуправление в России — форма реализации гражданами собственной власти, которая обеспечивается в пределах, устанавливаемых Конституцией. Из определений, очевидно, что местное самоуправление характеризуется именно как право и действительная способность.
На сегодняшний день понятие местного самоуправления можно характеризовать в таких аспектах.
Местное самоуправление является правом граждан, местного сообщества на независимое заведование своими делами.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции России граждане Российской Федерации обладают правом выбирать и быть выбранными в учреждения местного самоуправления. В ч. 1 ст. 130 Конституции России устанавливается, что местное самоуправление в России гарантирует самостоятельное решение гражданами вопросов местной значимости, владение, распоряжение и пользование муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может осуществляться как напрямую через формы непосредственного волеизъявления (референдум, выборы, территориальное социальное самоуправление, опрос и пр.), так и с помощью системы учреждений местного самоуправления.
Местное самоуправление является деятельностью населения по самостоятельному разрешению вопросов местной значимости.
Местное самоуправление является формой народовластия, или способом реализации гражданами принадлежащей ему власти.
В частях 1, 2 статьи 3 Конституции России закрепляется, что обладателем суверенитета и единственным источником власти в России выступает ее многонациональный народ; народ реализует собственную власть непосредственно, а также через учреждения государственной власти и учреждения местного самоуправления.
Местное самоуправление является одним из видов общественного управления, которое существует вместе с государственным управлением. Самоуправление — это управление, объекты и субъекты которого совпадают, а это означает, выступают и управляют в качестве управляемых лиц одни и те же лица. Этот аспект самоуправления реализуется в таких его не правовых (общественных) характеристиках, как саморегулирование, самодеятельность, самоорганизация, самоконтроль.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного устройства, фундаментальный принцип организации власти, который вместе с принципом разделения власти (разделение власти по горизонтали) характеризует систему управления (разделение власти по вертикали).
Самым значимым видится последний аспект. Местное самоуправление во всех развитых государствах закрепляется и признается одной из основ конституционного устройства, демократическим институтом, который не может быть уничтожен.
Другими словами, самоуправление в качестве формы организации является принципиально неприкосновенным. Суть местного самоуправления характеризует его трех аспектную конституционную значимость. Во-первых, оно выступает самым важным институтом гражданского социума в России, и в качестве него — одной из основ конституционного устройства; во-вторых, это сегмент (форма) народовластия, обязательная органическая составляющая политической системы; в-третьих, местное самоуправление признается институтом правового статуса личности. Этими факторами обуславливается богатство нормативного правового содержания и многоструктурный, сложный характер институтов местного самоуправления в их текущем и конституционном законодательном оформлении.
Местное самоуправление в России формируется и осуществляется на базе нескольких фундаментальных принципов. Среди них необходимо отметить, во-первых, непосредственно связанные с его автономным, сравнительно самостоятельным характером. В Конституции РФ в силу этого особенно говорится о том, что местное самоуправление «гарантирует самостоятельное решение гражданами вопросов местного значения», а также пользование, владение и распоряжение муниципальной собственностью (п. 1 ст. 130).
Во-вторых, принцип применения многообразных форм в ходе реализации местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление реализуется как напрямую, посредством участия граждан в референдумах, собраниях, выборах, так и посредством выборных и иных учреждений местного самоуправления. В их числе: выборное представительное учреждение (дума), которое занимается нормотворческой деятельностью согласно полномочиям муниципального образования, а также проблемами, которые касаются местного бюджета, защиты социального порядка, сборов, налогов и др.; исполнительное учреждение (администрация), которое занимается исполнительно-распорядительной деятельностью в рамках муниципального образования; выборные должностные лица — руководители муниципальных образований, председатели представительных учреждений и др.
В-третьих, принцип строжайшего учета мнения граждан в ходе осуществления местного самоуправления, а также «исторических и других местных обычаев» (п. 1 ст. 131).
В-четвертых, принцип невмешательства и недопустимости замены деятельности учреждений местного самоуправления учреждениями власти государства и должностными лицами государства. Этот принцип распространен также на процесс создания учреждений местного самоуправления и назначения требуемых должностных лиц.
В-пятых, принцип правовой, материальной и другой обеспеченности местного самоуправления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы