Курсовая теория на тему Теория возрождения естественного права П.И. Новгородцева
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 5
ГЛАВА 2. "ВОЗРОЖДЕННОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО" В УЧЕНИИ
П.И. НОВГОРОДЦЕВА.. 11
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ П.И. НОВГОРОДЦЕВА.. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
В
современном российском обществе существует острая потребность в исследовании
исторических идеалов прошлого, что особенно актуально как в научном, так и в
практическом плане, поскольку в настоящее время идеалы и ценности, безраздельно
господствовавшие в российском обществе на протяжении многих десятилетий,
подвергаются необоснованной критике. Для научного понимания этого процесса
необходимо скрупулезное изучение историко-духовного и интеллектуального
наследия русского народа второй половины XIX — начала XX века, в разработке
которого важную роль сыграл Павел Иванович Новгородцев (1866-1924), выдающийся
русский социальный мыслитель.
Его
творческое наследие — это христианское мировоззрение, которое непосредственно
отражает российское восприятие мира, понимание места и значения России в нем,
ее исторического предназначения. В то же время П.И. Новгородцев выделяется как
выдающийся русский мыслитель с необычайной широтой общественно-политических
интересов и научной обстоятельностью. В блестящем и разнообразном научном
творчестве ученого центральное место занимает историко-философское осмысление
проблем права и государства, демократии, личности и общественного идеала в
духовной, политической и культурной жизни России второй половины XIX — начала
XX века.
В
своем историческом, политическом и юридическом видении, в своем понимании права
и государства, отношений между личностью и государством, а также в сфере
межличностных отношений П.И. Новгородцев разделял основные идеи русского
либерализма, которые нашли выражение в его известных работах: "О задачах
современной философии права", "О праве на существование",
"Об общественном идеале", "Кризис современного
правосознания", "Демократия на перепутье" и др. Они сыграли
важную роль в развитии либеральной историко-философской и правовой мысли в
рассматриваемые годы.
Возросший в последние
годы интерес к творчеству П.И. Новгородцева не случаен; долгие годы его
общественно-политические взгляды и научная деятельность оставались вне поля
зрения научного анализа. Нам представляется, что в настоящее время назрела
острая необходимость изучения творческого наследия великого русского ученого в
России конца XIX — начала XX века в его историческом аспекте. Многолетние
размышления и исследования ученого о нравственности, праве и политике, народном
суверенитете и парламентаризме, которые П.И. Новгородцев рассматривал как
относительно прогрессивные формы жизни государства, личности и общества, как
выражение противоречий исторического развития человечества.
Значение
работы заключается в том, что в связи с проводимыми реформами политической и
правовой системы современной России крайне важно знать историю развития и
функционирования правовой системы, принципы права и правовые идеи. Вопросы,
которые исследовал П.И. Новгородцев, остаются актуальными и сегодня.
Объектом
исследования являются политические и правовые доктрины 19 и 20 веков.
Предметом
исследования являются многогранные идеи П.И. Новгородцева о "возрожденном
праве", верховенстве закона и правах человека.
Цель
работы — раскрыть объем и содержание политико-правовых взглядов П.И.
Новгородцева.
Для
достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
1. Анализ мировоззренческих идеалов П.И.
Новгородцева;
2. Исследование взглядов Новгородцева на
историю становления и развития доктрин естественного права;
3. Рассмотрим "возрожденное
естественное право" в учении П.И. Новгородцева.
Этот
документ состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Новгородцев
создал свою оригинальную философскую концепцию естественного права.
Естественное право в интерпретации Новгородцева в применении к позитивному
праву играет ту же роль критерия и ориентира для установления нравственных
целей и прогресса, что и по отношению к историческим формам государства.
Учитывая это, П.И. Новгородцев отмечал, что внедрение нравственных идеалов в
современную позитивистскую юриспруденцию "требует именно возрождения
естественного права с его априорной методологией, с идеальными стремлениями, с
признанием самостоятельного значения нравственного начала и нормативного
рассмотрения".
Этот
подход был интерпретирован П.И. Новгородцевым как разрыв с традициями
исключительного историзма и социологизма и переход к системе нравственного
идеализма. Сущность естественного права заключается в этической критике, ему
присуще стремление оценить факт существования с этической точки зрения. Но
именно в этом и состоит задача философии права.
П.И.
Новгородцев отмечает, что понятие естественного права в отличие от закона
существует давно. Таких представлений на
протяжении веков придерживались самые разные философы.
Рассмотрев
основные вехи исторического развития естественно-правовых доктрин, П.И.
Новгородцев приходит к выводу, что к началу XX века старые идеи народного
суверенитета и принципа прав личности претерпели значительные изменения. Самым
значительным изменением, произошедшим в науке, стало изменение взгляда на
задачи государства. Если раньше задачей государства была защита граждан, то в
конце XIX века ему пришлось встать на путь социальных реформ, чтобы каждый
гражданин имел возможность достичь подлинной свободы и равенства с другими. В
этой связи П.И. Новгородцев пишет, что "теперь мы уже не говорим о
естественном праве или законе природы, не сравниваем природу с историей, но
только потому, что понимаем историю шире… и в ней находим основу идеи прогресса.
В самом ходе исторической жизни мы обнаруживаем зародыш новых отношений… и
основу для построения идеального права. Это рассуждение свидетельствует о том,
что в учении П.И. Новгородцева сформировалась конкретная версия естественного
права с исторически меняющимся содержанием.
Обосновывая
необходимость возрождения естественного права, Новгородцев писал, что под
влиянием Савиньи, Шталя и некоторых других естественное право незаслуженно
понимается как старое заблуждение, которому нет места среди теорий современной
науки. Однако более внимательное изучение аргументации показывает, что
естественное право является необходимостью человеческого мышления и
неотъемлемой частью философии права.
П.И.
Новгородцев говорит о школе естественного права, что она должна быть
возрождена, освобождена от старых ошибок, но верна старой истине, которой она
всегда служила. Обосновывая необходимость возрождения естественного права, П.И.
Новгородцев выдвигает тезис о том, что оно призвано выполнять задачу прояснения
идеальных принципов в современную эпоху, когда человек "призван выносить
нравственный приговор истории".
Естественное
право, в его соотношении с позитивным правом, предстает как идеал,
"созданный с учетом недостатков и несовершенства позитивных
институтов". Из-за отставания позитивного права от движения истории и ее
требований к жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым
порядком и новыми прогрессивными устремлениями. Именно из этих конфликтов, по
мнению П.И. Новгородцева, естественное право обычно возникает как требование
реформы и изменения существующего порядка.
Объясняя
значение естественно-правового подхода для углубления и развития правовых
исследований, П.И. Новгородцев подчеркнул, что современная юриспруденция
приписывает название права исключительно позитивным нормам, признанным законом
или обычаем и охраняемым властью и судами. Хотя идеальные требования не
являются законом в строгом смысле слова, они представляют собой лишь проекты
будущего закона. Именно эти проекты являются теми теориями, которые
рассматривает ученый в читаемом им курсе.
С этой точки зрения он предлагает отказаться от термина
"естественное право", поскольку все законы являются позитивным
правом. В то же время нельзя не видеть, что так называемое естественное право
как идеал позитивного права, как требование его реформирования, является
оригинальным проявлением философской мысли, это сама философия права.
Общественно-политические
взгляды и философско-правовые идеи П. И. Новгородцева были важной частью
русской либеральной мысли конца XIX — начала XX века и сыграли особую роль в
развитии русской философии права, социальной философии в широком смысле и в формировании
идеалистической школы права.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
Теория
естественного права — одна из самых старых и распространенных правовых доктрин,
которая видит основной источник правовых норм в самой природе (вещи, человеке,
обществе), а не в воле законодателя (как считают представители юридического
позитивизма), поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в
некоторых случаях даже противоречить друг другу. Разновидности теории
естественного права в разные периоды истории и у разных мыслителей приобретали
различное содержание и идеологическую направленность.
Некоторые
положения теории естественного права были разработаны еще в пятом или четвертом
веке до нашей эры философами Древней Греции. Для этого периода развития
государственно-правовой мысли в Древней Греции характерно то, что спорили о
том, коренится ли право как таковое, независимо от его видов и характера, в
самой природе вещей, "в вечном и безымянном порядке вселенной", или
же оно возникает в результате добровольного соглашения людей, как
"человеческое установление", возникающее через неопределенный промежуток
времени. Софисты в своих учениях исходили из того, что в формировании права нет
ничего вечного или неизменного. Все, что называется "законом или
истиной", является результатом соглашения людей, искусственным
изобретением человеческого разума. Величайшие мыслители древности, греческие
философы Сократ, Платон и Аристотель, решительно выступали против этих доктрин
и мнений софистов. Общая позиция, которую они разделяли и отстаивали,
заключалась в том, что не все законы и не все права являются "искусственными
изобретениями людей". Помимо писаных законов, созданных людьми, существуют
вечные, неписаные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным
разумом". Эти законы основаны на вечном и неизменном божественном порядке,
который царит не только в человеческих отношениях, но и "во всем порядке
вселенной".
Эти
взгляды особенно ярко проявились в учении Аристотеля. Он разделил все право на
две основные части: естественное право и условное (добровольное) право.
"Естественное право — это то, что имеет одинаковое значение везде и не
зависит от его признания или непризнания. Условный закон — это такой закон,
который изначально может быть тем или иным без существенного различия, но после
того, как он определен, это безразличие прекращается.
Место
и роль естественного права в общей системе права по-разному определялось
древнегреческими мыслителями. Некоторые авторы рассматривали его как
неотъемлемую и равноправную часть всего права. Другие рассматривали его как
основу позитивного права или как стоящий над ним и вступающий в силу только
тогда, когда позитивное право, установленное людьми, не работает
Среди
древнеримских юристов и философов естественным правом называли либо законы в
научном смысле, либо ядро позитивного права, которое неизменно присутствует в
законодательстве каждого народа. Закон природы противопоставлялся
общепризнанному позитивному праву, например, в вопросе о рабстве, которое, по
мнению некоторых римских авторов, противоречило природе, хотя и было
повсеместно закреплено законами.
Среди
римских юристов было широко распространено мнение, что помимо позитивного
права, состоящего из jus civile (древнеримское право, регулирующее отношения
исключительно между римскими гражданами) и jus gentum (право, регулирующее
имущественные отношения между римскими гражданами и перегринами), существует
jus naturale, естественное право. Для древних греков позитивное право
относилось к сфере подвижного и изменчивого закона, созданного людьми, а
естественное право — к сфере неподвижного и вечного закона, созданного самой
природой и коренящегося в отношениях, возникающих между людьми.
Однако,
в отличие от многих древнегреческих юристов и философов, римские юристы и
философы почти всегда обращали особое внимание на то, что в ряде случаев
позитивное право почти неизбежно вступает в противоречие с естественным правом.
Одно из этих противоречий проявляется, например, в том, что естественное право
основано на свободе и равенстве всех людей, что между ними нет и не может быть
различий по классовым и другим социальным признакам, что нет и не может быть
рабов и господ, тогда как позитивное право основано на таких различиях.