Социология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Теория социальной мобильности П. Сорокина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Становление и
развитие теории социальной мобильности П. Сорокина  5

1.1. Роль
историко-культурного процесса в современном научном историческом знании  5

1.2. Место теории
социальной мобильности в социологии. 8

ГЛАВА 2. Базовые
положения теории социальной мобильности. 15

2.1. Концепция
социальной мобильности. 15

2.2. Применение теории
социальной мобильности на современном этапе. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

ЛИТЕРАТУРА.. 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что термин
«мобильность» стал применяться в науке с 20-х годов XX века. П.А. Сорокиным
была впервые предложена концепция социальной мобильности. Им было дано
определение социальной мобильности, выделены её виды. В 80-х годах XX века были
разделены понятия «социальная мобильность» и «профессиональная мобильность».

В начале XXI века мобильность,
пути и способы её формирования становятся предметом педагогических
исследований. Проблеме формирования социально-профессиональной мобильности
посвящаются кандидатские и докторские диссертации, организуются и проводятся
научные и научно-практические конференции различного уровня.

Одним из направлений
вертикальной рефлексивной коммуникации в современной социальной философии я
полагаю учет реального, действительно состоявшегося вклада П.А. Сорокина в ее
развитие.

Оценка социально-философского
влияния П.А. Сорокина затруднена его энциклопедизмом. Будучи известен как
социолог, в ранний период своего творчества он был правоведом, а завершал свой
жизненный путь работами по этике. Наряду с этим он подготовил обзорный труд по
современным ему концепциям и философии истории. В немногих учебных изданиях по
истории социальной философии есть разделы об учении М. Вебера, но разделы о
П.А. Сорокине отсутствуют.

Не часто П.А. Сорокин
упоминается и в учебных изданиях по философии истории, хотя давно признавалось,
что он – «фигура не менее авторитетная в среде буржуазных философов истории,
нежели А. Тойнби». Встречалась и оценка, что «Сорокин на голову выше Шпенглера
и Тойнби». Поскольку философия истории есть раздел социальной философии, можно
предполагать, что для последней взгляды П.А. Сорокина важны. Но это утверждение
не очевидно. Во-первых, и в философии истории его концепция социокультурной
динамики обычно воспринимается как маргинальный вариант циклической теории. И,
во-вторых, его вклад в общую социальную философию не вполне ясен.

Оценивая философию П.А.
Сорокина, Н.Ф. Зюзев подчеркнул ее значение для продолжения и развития
социально-философской традиции в России. Он обратил также внимание на участие
П.А. Сорокина в дискуссии о цивилизациях и на его идею конвергенции

Объектом
исследования являются особенности теории социальной мобильности П. Сорокина.

Предмет исследования – теория социальной мобильности П. Сорокина.

Целью исследования является выявление условий, необходимых для
развития теории социальной мобильности П. Сорокина.

Для достижения указанной цели
необходимо решить следующие задачи:
определение понятия и сущности теория социальной мобильности П. Сорокина;
анализ основных источников и механизмов регулирования теория социальной
мобильности П. Сорокина; определение основных мер, направленных на развитие теория
социальной мобильности П. Сорокина.

Особенности структуры
работы. Выбор структуры работы обусловлен логикой изложения материала в
соответствии с главной целью исследования и, соответственно, вытекающими из нее
вышеназванными задачами. Работа состоит из следующих частей: введение, две
главы, включающие четыре параграфа, заключение, список использованных источников
и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Идеи П.А. Сорокина достаточно
известны и хорошо распознаваемы в современном социально-философском дискурсе.
Но имеются трудности их выявления и идентификации.

Во-первых, это далеко не те
идеи, которые обычно манифестируются как репрезентирующие оригинальность его
социально-философского учения. Во-вторых, эти идеи обычно используются как
элементы фонового дискурса без отсылок к источникам и первоисточникам и не
воспринимаются в качестве принадлежащих П.А. Сорокину. В-третьих, эти идеи не
рассматриваются как базовые для современной социальной философии.

В целом можно утверждать, что
рецепция идей П.А. Сорокина происходила в скрытой форме и опосредованно.
Основной и наиболее очевидной формой рецепции является обращение к
социокультурному дискурсу. Характерный для концепции П.А. Сорокина дуализм
общества и культуры (в том числе опосредованно через работы Т. Парсонса) был
освоен Ю. Хабермасом, а также такими ведущими советскими философами, как А.С.
Ахиезер, О.И. Генисаретский, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, С.И. Крапивенский, Н.И.
Лапин, К.Х. Момджян, В.С. Степин и многими другими.

Уже в начале 1990-х гг.
использование восходящей к П.А. Сорокину социокультурной терминологии стало
осознаваться как специфически социально-философское по своему дисциплинарному
статусу, хотя инерция отнесения социокультурного подхода к социологии – из-за
привычной идентификации его основоположника как главным образом социолога –
сохраняется до настоящего времени.

Традиционным для отечественной
философии каналом рецепции учения П.А. Сорокина стала критика его взглядов,
предпринятая в кандидатской диссертации К.Х. Момджяном, заведующим с 1989 г.
головной в нашей стране кафедрой социальной философии в Московском
государственном университете. К.Х. Момджян всегда высоко оценивал идеи П.А.
Сорокина.

Показательным примером
неординарного интереса сотрудников его кафедры к социально-философскому
потенциалу творческого наследия П.А. Сорокина является включение в программу
очередного VIII Российского философского конгресса «Философия в полицентричном
мире», проводимого 28–30 мая 2020 г. на базе философского факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова, симпозиума «Питирим Сорокин в социально-философском и
философско-историческом прочтении. К 100-летию труда «Системы социологии».

Организаторами симпозиума стали
сотрудники кафедры социальной философии и философии истории философского
факультета МГУ В.С. Кржевов, Т.П. Покровская, Е.В. Щербакова. Примечательно,
что организаторами симпозиума не опубликовано ни одной работы, посвященной
непосредственно П.А. Сорокину.

Значительную популярность
получила предложенная П.А. Сорокиным трехчленная парадигматическая конструкция
«общество – культура – личность». Компоненты этой триады в различных работах он
варьировал местами.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Становление и
развитие теории социальной мобильности П. Сорокина

1.1. Роль
историко-культурного процесса в современном научном историческом знании

Известно, что П. Сорокина как
социолога в первую очередь интересовали повторяющиеся события в истории. В
идеализированном объекте познания – социокультурной системе он видел две интеракции:
социальную, как взаимодействие двух или более индивидов («клетка бытия») и
культурную, как совокупность ценностей, значений, норм, придающих смысл этому
взаимодействию.

В своем фундаментальном труде
«Социальной и культурной динамике» он указывал на главную исследовательскую
задачу – «…показать, что… типы ментальности на самом деле существовали в
истории; … сочетание элементов и сопутствующих свойств… в каждом типе».[1]

Систему значений – норм –
ценностей, лишенных человеческого взаимодействия, которое является
непосредственным их носителем, П. Сорокин считал мертвой социокультурной
системой. «Мы знаем много цивилизаций: египетская, шумерская, вавилонская,
хеттская, эллинская, инков … системы значений их религиозные, эстетические,
судебные, политические и экономические системы. Археологи открыли огромное
количество средств этих систем значений. И все же как эмпирические системы –
они мертвые мумии, потому что на протяжении веков не было людей, которые
пользовались бы этими системами и заставляли бы их функционировать. Тогда они
были утрачены, отчасти потому, что многие умерли, или, как правило, потому, что
последующие поколения древних египтян или вавилонян, или шумерян перестали ими
пользоваться, быть носителями и поддерживать функционирование этих систем,
системы умерли, превратившись в окаменевшие мумии».

Если взаимодействия между людьми
на основе ценностей – значений – норм не происходит, то с точки зрения П.
Сорокина говорить о социокультурной системе не приходится.

В «Социальной мобильности»,
предваряющей «Социальную и культурную динамику» П. Сорокин ввел понятие
социальной мобильности как «любого перемещения индивидуального или социального
объекта, или ценности… из одного положения в другое». Особое значение в истории
он придавал вертикальной мобильности, осуществляющейся в виде восходящих и
нисходящих потоков. В зависимости от интенсивности различаются подвижные
(мобильные) и иммобильные (неподвижные) типы обществ и периоды в истории.
Вместе с тем, с точки зрения П. Сорокина, «мобильное общество прогрессирует
более интенсивно, чем иммобильное».[2]

Это положение он подтвердил
разнообразными историческими фактами, отмечая: «Когда в стране, в которой сословия
на протяжении длительного времени существовали изолированно друг от друга, они
внезапно смешиваются, и социальная циркуляция вдруг становится интенсивной,
такие периоды отмечены значительным ростом экономического благосостояния
страны. [1] Зеер, Э.Ф. Многозначность
феномена «мобильность» в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер //
Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сб. материалов и докладов
Международной конференции (Екатеринбург, 29-30 мая 2014 г.). Екатеринбург:
РГППУ, 2014. – С. 30-36 [2] Захарова Л. Н. Культура
как саморазвивающаяся система // Первый Российский культурологический конгресс:
Тезисы докладов. СПб., 2006. С. 230. 4. Каган М.С. Философия культуры. СПб.,
1998

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы