Курсовая теория на тему Теория религии Э. Дюркгейма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОГО УЧЕНИЯ Э.ДЮРКГЕЙМА.. 5
1.1. Личность Э.Дюркгейма и его вклад в
научное знание. 5
1.2. Теоретические основы религии и её взаимосвязь с
мышлением. 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ Э.ДЮРКГЕЙМА 16
2.2. Социологизм и религия Э.Дюркгейма. 16
2.2.Тотеизм как элементарная форма религии. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 30
Введение:
Религия является одним из важнейших
компонентов духовной культуры. Сегодня в нашем обществе активизируется интерес
к религии, и процессы, связанные с религиозностью, стали занимать важное место
в обществе. Диапазон этих явлений довольно широк и включает в себя обращение к
духовному наследию, которое может включать религиозные идеи и концепции,
религиозный опыт, отношения веры и разума, религию и науку.
В современном мире, охваченном процессами
глобализации, локальные реакции возникают и будут возникать на основе проблемы
коллективных представлений, то есть стабильных, общепризнанных убеждений.
Поэтому одной из важнейших задач современной социологии является изучение
коллективных идей, как основы не только религиозных убеждений, но и морали.
Изучение религии с точки зрения коллективных идей, как предвидел классик
мировой социологии Э. Дюркгейм, дает возможность пролить свет на эти вопросы,
важные для жизни общества.
Важной отправной точкой для социологии
Дюркгейма была его философская антропология с идеей двойственности человеческой
природы, которая проявлялась в религиозных, философских и моральных системах: в
них человек выступает как существо в разногласии между душой и тело, чувства и
разум, инстинкт и сознание. Ученый интересовался ролью религии и морали как
институтов, объединяющих общество и ориентирующих людей на идеалы.
Подход Дюркгейма к выяснению механизмов
формирования религиозных категорий (душа, вера, верующий, сакральный, светский)
связан с его концепцией социального происхождения религии. Как известно,
интерес исследователей к изучению религии усилился во второй половине XIX —
начале XX вв. Теории М. Мюллера, Дж. Спенсера, антропологические исследования,
предпринятые Дж. Фрейзером, Э. Б. Тейлором, позднее Б. Малиновским и Л.
Леви-Брюлем, объединяются глубоким анализом убеждений. К этому также добавилось
исследование влияния природы религии на ход истории западных обществ,
проведенное Ф. де Куланжем, а затем М. Вебером. По мере накопления знаний
возникла необходимость понять сущность, функцию и роль религии в жизни
социальных сообществ.
Объектом изучения данной курсовой работы
является место изучения религии в социологической теории Эмиля Дюркгейма.
Предметом курсовой работы является
выявление особенностей изучения религии как выражения общества, представленного
в виде изображений и символов, в работах Эмиля Дюркгейма.
Цель исследования: рассмотрение общей
теории религии Э. Дюркгеймом.
В соответствии с актуальностью, целью,
объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
— изучение различных форм религии,
предложенных Э. Дюркгеймом;
— рассмотрение особенностей изучения
религии в творчестве Э. Дюркгейма;
— определение места социологии религии Э.
Дюркгейма в современной социологии религии.
Заключение:
Религия — одна из важнейших составляющих
духовной культуры — всегда была предметом интереса как исследователей, так и
простых людей. Сегодня в нашем обществе активизируется интерес к религии, и
процессы, связанные с религиозностью, стали занимать важное место в обществе.
Диапазон этих явлений довольно широк и включает в себя обращение к духовному
наследию, которое может включать религиозные идеи и концепции, религиозный
опыт, отношения веры и разума, религию и науку.
В современном мире, охваченном процессами
глобализации, локальные реакции возникают и будут возникать на основе проблемы
коллективных представлений, то есть стабильных, общепризнанных убеждений.
Поэтому одной из важнейших задач современной социологии является изучение
коллективных представлений, как основы не только религиозных верований, но и
морали. Изучение религии с точки зрения коллективных идей, как предвидел
классик мировой социологии Э. Дюркгейм дает возможность пролить свет на эти
вопросы, важные для жизни общества.
Э. Дюркгейм написал в 1899 г. статью под
названием «Определение религиозного явления», которая завершила первый этап его
изучения религии. Уже здесь религия рассматривалась как продукт и проявление
общественной жизни, как то простое, примитивное социальное явление, из которого
произошли все другие формы общественного сознания и социальные институты.
Предлагая предварительное описание религии, Э. Дюркгейм утверждал, что
«религиозный феномен состоит из обязательных верований в сочетании с
определенными обрядами, которые относятся к предметам, данным в верованиях».
Наличие обязательных верований и обрядов должно было, по мнению Э. Дюркгейма,
отличать религию от закона и морали, а также от науки и современных светских
верований, которые не связаны с конкретным способом действия, выражающим их.
Из предварительного определения религии Э.
Дюркгейм сделал ряд выводов. Если религиозные верования и ритуалы являются
обязательными, и все, что является обязательным, имеет социальное
происхождение, опирается на авторитет общества, то источником религии также
является общество. Если причина религиозного феномена заключается в «природе
обществ, к которым он принадлежит, и если они развиваются в ходе истории, то
это происходит потому, что сама социальная организация трансформируется». Важно
отметить утверждение Э. Дюркгеймом о причинно-следственном приоритете
социальной организации по отношению к религиозному феномену, поскольку в ходе эволюции
его взглядов эта позиция все более снижает ее вес и значение в общей концепции
религии.
По мнению Э. Дюркгейма, социологический
подход к религии делает возможным объяснение разнообразия богов разнообразием
обществ, а также объяснение появления «личных религий». Система убеждений,
которыми руководствуется индивид в жизненной ситуации, не имеет сугубо личной
природы и происхождения, ее истоки снова в групповой жизни и во взаимном
обогащении коллективных и личных религиозных идей. Следовательно, личные
религии являются лишь «субъективным аспектом внешней, неличной и социальной
религии».
Наука о религии должна, по мнению Э.
Дюркгейма, превратиться в социологию религий, стать «совершенно
социологической». Она должна исследовать «социальные силы», которые доминируют
над верующими, которые являются «прямым продуктом коллективных чувств, которые
принимают материальную форму», исследовать «каковы эти чувства, каковы
социальные причины, которые их разбудили, и определить их выражение в одном»
форма или другое, и на какие социальные цели социальная организация отвечает
таким образом? Другими словами, социология религии должна исследовать «условия
коллективного существования».
Критическое усвоение обширного
этнографического материала, полученного английскими и американскими
этнографами, изучавшими религиозную жизнь австралийских племен и обряды
американских индейцев, привело Э. Дюркгейма к мысли, что австралийские
первобытные общества, принадлежащие к типу основанных племенных обществ, могут
служить отправная точка для создания систематической теории религии. По кланам
и вспомогательным материалом для сравнения является социальная организация
американских индейцев, которая имеет ту же клановую структуру, а также ее
проявление и следствие — тотемизм.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ
РЕЛИГИОЗНОГО УЧЕНИЯ Э.ДЮРКГЕЙМА
1.1. Личность Э.Дюркгейма и его вклад в научное знание
Дюркгейм
родился 15 апреля 1857 года в городе Эпиналь, который расположен в
северо-восточной части Франции. Его отец, дедушка и прадедушка посвятили себя
религии — они были раввинами. После смерти отца Эмиль Дюргкейм оставил путь
религии и поступил в колледж в своем родном городе. В 1879 году он неоднократно
пытался поступить в Высшую норманнскую школу Парижа, однако ему удалось сдать
вступительные экзамены только в третий раз. После окончания университета
Дюркгейм преподавал философию в обычных учебных заведениях на окраине столицы.
В 1885 году
Эмиль решил поехать в Германию, чтобы пообщаться с ведущими философами того
времени. Он понимал, что существующая социальная философия изменчива и
неопределенна, она не отвечает на большинство существующих вопросов, избегая
только нелогичных пространственных объяснений. Желание понять больше побудило
Эмиля искать ответы в Германии, где он надеялся получить новые знания и методы
философского осмысления социальной жизни общества. Вернувшись на родину, Дэвид
Дюркгейм начал преподавать общественные науки и этику на филологическом
факультете Университета Бордо [3].
В 1893 году,
он защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда».
Социология приобретает статус отдельной науки. С начала трехлетнего периода его
пригласили возглавить кафедру общественных наук в университете. Это был первый
факультет социологии среди университетов Франции и Европы в целом. В течение
следующих трех лет, продолжая работать в Университете Бордо, ученый публикует
две всемирно известные работы: «Правило социального метода» в 1895 году и
«Самоубийство», опубликованную в 1897 году. С 1897 по 1913 годы Дюркгейм
руководил первым специализированным социологическим журналом под названием
«Социологический ежегодник». Впоследствии каждый, кто работал над публикацией,
организовал научное сообщество под названием Французская социологическая школа.
Сообщество позже сыграло ключевую роль в понимании социологии во Франции во
время и после Эмиля Дюркгейма.
Получив
звание профессора, Дюркгейм перешел на работу в Сорбонну и возглавил кафедру
«науки об образовании». Позже, в 1913 году, кафедра была переименована, введя
социологию, — «науку об образовании и социологии». Примерно в это же время
французский социолог опубликовал последнюю ключевую работу «Элементарные формы
религиозной жизни», ставшую основой современной социологии. Эмиль Дюркгейм кратко
об основных принципах социологии Французский социолог опубликовал более двухсот
работ, включая статьи, обзоры и соответствующие лекции.