Курсовая теория на тему Теория рациональной бюрократии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Бюрократия в государственном управлении 5
Глава 2. Общая характеристика теории бюрократии Вебера 10
Глава 3. Современное понимание бюрократии 14
Заключение 22
Список литературы 24
Введение:
Теория государства и права изучает бюрократию как социальную организацию, как явление, связанное с осуществлением управления. Это определенное социальное явление, которое представляет собой объединение людей в определенных целях. Целью бюрократии является осуществление государственного управления. И для достижения данной цели в рамках организации проходят различные процессы: принятие решений, составление документов, различные встречи и взаимодействия людей. Впервые теория бюрократии была разработана М. Вебером. Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие в том числе и правовых наук. Он изучал и понятие социологии как науки в целом и также уделял внимание отдельным ее аспектам. В частности его интересовали возможные модели управления обществом. Он разработал одну из наиболее значимых своих теорий — теорию бюрократии. При этом бюрократия им понималась как положительное явление, как специализированная организация для управления обществом.
Актуальность исследования теории рациональной бюрократии заключается в том, что бюрократия является одним из типов социальной организации, которая преследует цели, важные для организации всего общества. Теория бюрократии Вебера является одной из первых, посвященных этому явлению и поэтому она представляет интерес для изучения. При этом особенностью данной теории является то, что бюрократия понимается как положительное явление, в то время как обычно в понятие бюрократии включают негативные моменты.
Объект исследования — бюрократия как особый тип социальной организации.
Предметом исследования является теория рациональной бюрократии М.Вебера.
Цель исследования — рассмотреть основные особенности теории бюрократии М.Вебера и охарактеризовать понятие бюрократии в государственном управлении.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: охарактеризовать роль бюрократии в государственном управлении, определить общие принципы теории рациональной бюрократии Вебера, охарактеризовать современные подходы к бюрократии.
Методологию исследования составляют описательный, системный и сравнительный методы.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: ПиголкинА.С., Мелехин А.В., Исаев Б.А. и др.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности теории рациональной бюрократии, можно прийти к следующим выводам.
1. Бюрократия изучается как формальная организация, обладающая определенными признаками. Эта организация создана для управления обществом, она включает в себя комплекс социальных ролей и социальных взаимоотношений, которые позволяют организовать управление. Для бюрократии характерно наличие иерархической системы должностей и возможности продвижения по иерархической лестнице, официальное распределение прав и обязанностей между участниками организации, формальное оформление решений, безличный характер. Бюрократия в нейтральном смысле — это система власти и управления, необходимый элемент государственного механизма. В частности теория Вебера трактовала бюрократию как эффективную систему управления обществом. Вебер определял бюрократию как социальную организацию управления обществом, которая обладает такими признаками, как наличие лидера, формирование отношений по принципу определенной иерархии, наличие определенных ролей и правил поведения, которые также подчиняются принципу иерархии. Таким образом вебер признавал положительную роль такого явления, как бюрократия. Но на практике функционирования данной социальной организации в ней проявились определенные негативные черты, которые заключаются в осуществлении управления в своих интересах, недостаточной эффективности работы, равнодушном и формальном отношении к проблемам и интересам граждан. Поэтому при характеристике бюрократии необходимо также учитывать и эти черты.
2. Негативные проявления бюрократии могут иметь место и в условиях демократического режима, поскольку невозможно повсеместно обеспечить участие народа в управлении и необходимо создание определенной системы государственных органов. Бюрократизм в деятельности государственных органов проявляется в оторванности государственного аппарата от проблем и интересов граждан, в усложнении решения вопросов управления, в различных нарушениях со стороны чиновников. Необходимым условием сосуществования демократии и бюрократии в управлении является усиление демократических начал и устранение негативных проявлений бюрократии, организация управления в условиях соблюдения законности и защиты интересов граждан.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Бюрократия в государственном управлении
Государственное управление является основным направлением деятельности государства, это та необходимая обществу функция, для выполнения которой и создается государство. Государственное управление, по сути, есть разновидность социального управления и управления в целом. Под управлением понимается целенаправленное воздействие на сложную систему, имеющее своей целью обеспечение целостности систем, сохранение их структуры. «По своему содержанию это целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления» . Поскольку общество также представляет собой целостную систему, то для обеспечения его функционирования также необходимо управление. В связи с этим социальное управление – это управление социальными процессами и явлениями, протекающими в различных человеческих общностях: роде, семье, общественных объединениях, государстве. Государственное управление как вид социального управления характеризуется тем, что управление осуществляется органами государственной власти с целью реализации функций государства и обеспечения упорядоченности общественной жизни. «Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специально уполномоченными органами государственной власти на основании и в порядке, предусмотренном законодательством для обеспечения условий жизни личности, семьи и общества в целом». Государственное управление понимают в узком и в широком смыслах. В широком смысле это деятельность всех государственных органов, так или иначе направленная на урегулирование общественных отношений. В узком смысле это управленческая деятельность органов исполнительной власти.
Для характеристики роли бюрократии в управлении необходимо принимать во внимание деятельность всех органов государственной власти: законодательных, исполнительных, судебных, поскольку данное понятие находят свое проявление в деятельности различных органов власти.
Понятие бюрократии связано с деятельностью государственного механизма управления. Как уже было сказано выше, любое государство для осуществления управления образует систему государственных органов, которые в свою очередь состоят из государственных служащих, которые выполняют установленные нормами права полномочия по управлению государством. Понимание бюрократии является неоднозначным. Так «для М, Вебера бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком» . Однако чаще всего в понятие бюрократии вкладывается негативный смысл. В буквальном переводе – это власть бюро, конторы. Под бюрократией понимают власть чиновников, государственного аппарата, оторванную от народа, а также разрастание государственного аппарата, ущемление интересов граждан и продвижение собственных властных интересов.
Государственный аппарат — это система органов государства, непосредственно осуществляющих функции государственной власти. Признаки государственного аппарата заключаются в следующем.
2. Он является целостной системой государственных органов, каждый из которых обладает собственной компетенцией по управлению и осуществлению иных функций государственной власти.
3. Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами.
4. Государственный аппарат является той материальной силой государства, с помощью которой реализуется государственная власть.
Иногда понятие государственный аппарат используют как синоним механизма государства. Но нужно иметь в виду, что в понятие государственного аппарата входят только непосредственно государственные органы. А в понятие механизма государства — также различные органы и организации, содействующие в осуществлении государственной власти.
К таким органам и организациям например относятся:
государственные организации
государственные учреждения
государственные предприятия
«Задача механизма государства — отразить компоненты государства в единой системе, показать их значение, роль в практической жизни. Итак, механизм государства есть система органов государственной власти, его аппарат, учреждения и организации, обеспечивающие функционирование государственной власти и выполнение им функций общих дел» .