Курсовая теория на тему Теория правового государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава
1. Истоки теории правового государства. 4
1.1.
Концепции правового государства античных философов. 4
1.2.
Представления о правовом государстве периода феодализма в Европе 13
1.3.
Современная оценка античных теорий правового государства. 17
Глава
2. Развитие теорий правового государства в XVIII-XX
вв. 20
2.1.
Концепции правовой государственности в период построения индустриального
общества. 20
2.2.
Формирование принципов правового государства. 24
2.3.
Факторы, влияющие на развитие правового государства в современных условиях. 27
Заключение. 30
Список
литературы.. 32
Введение:
Теорию
правового государства целесообразно рассматривать прежде всего с учетом
философских аспектов. Формирование понятия «правовое государство» и его
основных опознавательных характеристик происходило в трудах античных философов
и таких выдающихся философов XIX века, как Д. Локк, Д. Юм,
И. Кант, которые рассматривали взаимоотношения между государством и гражданским
обществом.
Особенность
философско-правовой теории государства заключается в том, что это та теория,
которая тем или иным способом осуществляется на практике. Более того, правое
государство всегда рассматривается как прогрессивное, перспективное и социально
значимое решение управления обществом в противовес иным вариантам государства –
тирании, абсолютизму, полицейскому государству или любому иному проявлению деспотическому образу правления.
Изучение
исторического развития идей правового государства показывает, что с момента
своего зарождения до настоящего времени менялись и представления, и
теоретические представления. И в наше время развитие и теоретические основы
правового государства не утратили своей актуальности. Тема активно обсуждается
в научном сообществе, существует несколько специализированных периодических
изданий по данной тематике.
Например,
в нашей стране осуществляется издание федерального юридического журнала
«Правовое государство: теория и практика».
Социально-экономические
условия существования общества не являются чем-то стационарным, они меняются и
вместе с ними претерпевают изменения и потребности общества и отдельного в
отношении исполнения государством своих функций. Сегодня недостаточно утверждения «народ как
источника власти», приоритетными становятся вопросы гарантированной предсказуемости и
надежности действий государства, правовой защиты граждан от нарушения их прав
государственной властью и возмещение ущерба, и т.п.
Цель работы — на основе анализа философских теорий правового государства
проследить историю развития идеи правого государства, его цели и назначения,
трансформацию признаков правого государства в работах античных философов,
ученых XIX века и современных исследователей.
Указанная цель достигалась с выполнением следующих задач:
1. Изучение
зарождения и развития идеи правового государства.
2. Характеристика
основных этапов формирования теорий и принципов правового государства в
зависимости от социально-экономической формации.
3. Рассмотрение
понятия «правовое государство» и основных признаков правового государства.
4. Рассмотрение
современных факторов, оказывающих влияние на развитие правового государства.
Предмет изучения в данной курсовой работе – государство и право.
Объект изучения – общие закономерности формирования теории правого
государства
Заключение:
Теория
правового государства имеет значительное положение в гуманитарной мысли, ведь
она подразумевает наличие подобного государственного союза, в котором
кооперация личности и государства базируется только на праве.
Правовому
государству свойственно принятие, выполнение и уважение прав и свобод человека
и гражданина, безучастность государства в реализации свободы человека до поры,
пока он не преступает границы свобод других людей.
Правовое государство является тем «идеальным типом»
государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно
вбирает в себя лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике
государственного строительства и права. Какие-то его черты уже давно
реализованы в постиндустриальных странах, другие – в стадии воплощения, третьи
– разрабатываются. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в
деятельности любого государства необязательно означает отмену его специфики,
своеобразия формы правления и государственного устройства. Правовым
государством может быть и президентская, и парламентская республики, и
конституционная монархия и т.п., при достижении необходимого экономического
развития и единовременном соблюдении основополагающих принципов правового
государства. Правовое государство не следует понимать, как законченную,
совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Это скорее идеал,
побуждающий преобразовывать действительность.
Правовое государство как воплощение справедливого,
гармоничного устройства общественной жизни, покоящегося на народном суверенитете,
— это социальный эталон, оптимальное жизнеустройство.
В наше историческое время первым шагом на пути к правовому
государству служит основной закон страны — конституция. Для утверждения начал
правовой государственности определяющее значение здесь имеют прежде всего
положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод, о разделении властей, о прямом действии
Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права.
Положения Конституции о правах и свободах человека имеют двойное
значение. Кроме решения проблем индивидуальной правовой защищенности, они
одновременно выступают как общеобязательный правовой стандарт, как индикатор
правового государства и механизм перевода теоретических построений в
практическую плоскость.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Истоки теории правового государства 1.1. Концепции правового государства античных
философов
Уже в древности начинаются поиски принципов и форм для установления
взаимодействия власти и права.
Все известные на сегодняшний день философы при осмыслении и построении
своих социальных, политических и правовой теорий опирались на опыт прошлого, осознанно
использовали достижения и исторически апробированные практики, общечеловеческие
ценности и традиции.
Самой первой моделью идеального сообщества считается
религиозно-догматическое представление пифагорейцев. Это было не совсем
государственное построение, а скорее союз посвященных, связанных социально-этическими
принципами. Позднее предпосылками для развития социально-политических учений,
стала философия Сократа — проблема человека, смысла его бытия, а также
этическая проблема Блага. Сократ считал и учил, что Благо – самая высшая цель
человека и смысл его жизни. Благо как познание себя и Природы гарантирует
осознанность существования человека и предпочтение верных поступков, дурному
поведению.
Ученик
Сократа древнегреческий философ Платон (428 — 348 г. до н.э.) спроецировал философские
постулаты своего наставника, его этическую концепцию с отдельной личности на
общество в целом. Трансформируя идеи Сократа Платон придерживался постулата о
том, что государственность вообще возможна лишь только там, где господствуют
справедливые законы. Следует отметить, что труды Платона пока единственно
обнаруженные в полном тексте, а не в виде отдельных цитат или ссылок.
Одно
из самых знаменитых сочинений Платона диалог «Государство». Такую популярность
философский труд приобрел и благодаря литературному мастерству автора и из-за
схожести с этическими философскими проблемами современности. Платоновская
трактовка понятий «этика» и «справедливость» прошла испытания временем и
воспринимается современным обществом.
Платон, рассматривая эти основополагающие вопросы человеческого бытия,
исследует общественные связи между людьми, излагает ответы на поставленные им
же вопросы о происхождении государства и категорий граждан, каким должно быть
образцовое государство, каким образом оно должно управляться, какими должны
быть наиболее пригодными для граждан воспитание, образование, искусство и т.п.
Название работы определяется одной отличительной чертой, общей для
древнегреческого философского представления об устройстве мира. Древнегреческое
мышление воспринимало и определяло государство как единое целое Каждый свободный
член общества также составлял с государством единое целое. В зависимости от
этой связи и по ее образцу должны были решаться и все основные вопросы
философии. В этом заключается основное различие античной философии от
появившейся в более позднее время западноевропейской, для которой главное – это
отдельная личность.
В своей работе Платон устанавливает аналогию между строением образцового
общества (государство — «полис»), воображаемого философом, и строением
человеческой души. Теория государства Платона – это идеальное построение в
теории общества, по мнению автора оно воображаемое несбыточное государство,
т.е. государство, которое не существует в реальности, и вряд ли когда-либо
появиться.
Построения философа о государстве состояли из нескольких элементов:
1. критики современных и известных ему
государственных устройств;
2. конструктивных предложений которые
противопоставляет критикуемым им государственным элементам – отрицательным
типам государства.