Курсовая теория на тему Теория народного суверенитета Ж.Ж. Руссо
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Ж.-Ж.РУССО КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ – БУРЖУАЗНОГО РАДИКАЛИЗМА.. 5
1.1 Причины происхождения неравенства, его виды, этапы
развития. 5
1.2 Учение Руссо о государстве и праве. 9
ГЛАВА 2. ИДЕЯ НАРОДНОГО СУВЕРЕНИТЕТА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО
ПРИНЦИПА РЕСПУБЛИКАНСКОГО СТРОЯ. 20
2.1 Учение о народном суверенитете. 20
2.2 Закон как выражение общей воли. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Просвещение
было влиятельным культурным движением во время перехода от феодализма к
капитализму. Конкретное содержание Просвещения характеризуется двумя моментами.
Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план реализации
этого идеала. Просвещение хотело установить на земле "царство
разума", в котором человек будет совершенен во всех отношениях, будет
царить гармония между интересами свободной личности и справедливого общества, а
гуманизм станет высшим стандартом общественной жизни. Многие связывали свои
надежды на "приход разума" с изгнанием из массового сознания
мракобесных клерикальных идей, ликвидацией реакционных
феодально-аристократических институтов и традиционных нравов. Политическое,
нравственное и эстетическое воспитание, необходимость добра, истины и красоты,
а также качества настоящего человека и гражданина имели первостепенное
значение. В разных формах и пропорциях, отражая национальные и
социально-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с
другими идеологическими факторами, эти аспекты присутствовали в Просвещении
Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки и других
стран.
В
17 и 18 веках. Просвещение и созданная им в обществе идейно-нравственная
атмосфера оказали значительное влияние на содержание, методы и направление
развития государственной науки и права, составив один из важнейших ее духовных
факторов. Вот почему при изучении истории политической и правовой мысли так
необходимо понять суть и форму Просвещения.
Самой
важной фигурой и идеологом того времени был Ж.Ж. Руссо.
Система
мировоззрения Жан-Жака Руссо приобрела огромную популярность еще при его жизни;
он был признанным лидером большинства французов во второй половине XVIII века.
Он родился в определенный исторический период, но он также способствовал его
рождению своими блестящими и оригинальными трудами.
Следует
отметить, что взгляды Руссо своеобразны и неортодоксальны, поскольку он не
согласен с другими представителями Просвещения почти по всем пунктам программы
Просвещения.
Руссо
был предметом многих исследований и различных интерпретаций. Для одних он —
теоретик сентиментализма, нового и прогрессивного для своего времени
литературного направления; для других — сторонник полного слияния личности с
общественной жизнью, противник разрыва между индивидуальными и коллективными
интересами; одни видят в нем либерала, другие — теоретика социализма; одни
видят в нем просвещенного человека, а для кого-то он антииллюминат. Но для всех
он является первым великим теоретиком современной педагогики.
Французский
философ, моралист и политический мыслитель, персонаж, богатый противоречиями,
Ж.-Ж. Руссо выражал стремление к обновлению общества и в то же время
консервативные чувства, желание и вместе с ним страх перед радикальной
революцией, ностальгию по первобытной жизни — и страх перед варварством.
Социально-экономические
и демократические идеи Руссо были с энтузиазмом восприняты во многих странах,
где развивалась борьба против средневековья, феодального рабства и абсолютных
монархий.
В
данной работе рассматриваются социальные и политико-правовые взгляды Ж.-Ж.
Руссо.
Заключение:
Жан-Жак
Руссо действительно оставил глубокий след не только в истории философской мысли
Франции, но и в истории человечества в целом. Своими трудами он на несколько
десятилетий предвосхитил передовые демократические преобразования, которые
произошли в Европе в конце XVIII — начале XIX века и продолжают развиваться во
всем мире по сей день.
Великий
мыслитель французского Просвещения внес большой вклад в развитие и изучение
идей социального равенства, народного суверенитета и т.д., и хотя в своих
работах он не нашел решения многих противоречий, сам факт того, что он поднял
эти вопросы, подчеркивает глубину мысли философа.
Многие
идеи Руссо об обществе, человеке и морали весьма актуальны сегодня, в век
научно-технического прогресса и грядущего экологического кризиса.
Но
его взгляды по многим общественно-политическим вопросам носили весьма
радикальный, революционный характер, глубоко и полно отражая интересы и чаяния
той социальной базы, французского демоса, который был опорой якобинской
революции.
Согласно
Руссо, человек в своем естественном состоянии находится в гармонии с природой,
но рост населения и географические причины приводят к развитию человеческих
способностей, которые в свою очередь стимулируют новые потребности, и к
возникновению в человеческом сообществе сотрудничества и конкуренции.
Естественное неравенство порождает имущественное неравенство, которое является
источником постоянной нестабильности в обществе. Отсюда необходимость
гражданского мира, гарантированного общественным договором.
Ядром
политической теории Руссо является доктрина народного суверенитета как
осуществления общей воли. Философ подчеркивает разницу между общей волей и
волей всех: первая имеет в виду общий интерес, вторая — частные интересы и
является просто суммой воль, выраженных частными лицами. Общая воля, в свою
очередь, является источником законов, мерилом справедливости и основополагающим
принципом управления. В отличие от большинства мыслителей, Руссо считает
суверенитет народа неотъемлемым и неделимым.
Народ
не может отдать свое право на автономию и решать свою судьбу кому-то другому.
Правительство — лишь временный агент суверенного народа; Руссо выступает против
передачи законодательной власти парламенту или кому-либо еще. Следует отметить,
что даже если исполнительная и судебная власть возложена на правительство, они
полностью подчинены народу — суверену. Суверенитет должен быть предоставлен
общей воле народа, и он не нуждается в представительных учреждениях. Руссо
призывал к единству прав и обязанностей гражданина, полагая, что гражданин
может считаться таковым, только если он вышел за рамки
"свободомыслия". Он трактовал свободу как послушание закону и
высказывал идею о том, что свободу можно навязать.
Политическим
идеалом Руссо было небольшое государство — республика, где народ мог
непосредственно выражать свою волю и осуществлять контроль над своими
представителями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Ж.-Ж.РУССО КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ – БУРЖУАЗНОГО РАДИКАЛИЗМА
1.1 Причины происхождения неравенства, его виды, этапы
развития
В
своем социально-политическом учении Руссо, как и многие другие философы XVIII
века, черпал свою концепцию (догосударственного) состояния природы. Однако его
интерпретация состояния природы существенно отличается от предыдущих. Ошибка
философов, писал Руссо, ссылаясь на Гоббса и Локка, заключалась в том, что они
"говорили о дикаре, а представляли человека в гражданском состоянии".
Также было бы ошибкой полагать, что естественное состояние когда-либо
существовало в действительности. Мы должны принять ее только как гипотезу,
чтобы лучше понять человека, подчеркнул мыслитель. Впоследствии такая трактовка
начального этапа человеческой истории получила название гипотетического
состояния природы.
Согласно
описанию Руссо, вначале люди жили как звери. У них не было ничего социального,
даже речи, не говоря уже о собственности или морали. Они были равны друг другу
и свободны. Поначалу неравенство является только физическим, из-за естественных
различий между людьми. Руссо показывает, как с совершенствованием навыков и
знаний человека, орудий его труда формировались социальные связи, как
постепенно возникали общественные образования — семья, нация. Период выхода из
дикости, когда человек становится социальным, оставаясь при этом свободным,
Руссо считал "счастливейшим из веков"[1].
По
его словам, развитие цивилизации требует возникновения и роста социального
неравенства, или регресса свободы.
Первым
появилось имущественное неравенство. Согласно доктрине, это было неизбежным
следствием установления частной собственности на землю. С этого времени на
смену естественному государству пришло гражданское общество. "Первый
человек, который, огородив участок земли, задумал объявить: "Это
мое!" и нашел людей достаточно простодушных, чтобы поверить в это, был
истинным основателем гражданского общества. С появлением частной собственности
общество разделилось на богатых и бедных, и между ними началась ожесточенная
борьба. За уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, "самые
ужасные беды, несправедливые захваты богатых, насилование бедных",
"непрерывное столкновение права сильного с правом первого".
"Зарождающееся человеческое общество пришло к самому ужасному состоянию
войны: человеческий род, погрязший в пороке и отчаянии, уже не мог ни повернуть
назад, ни отказаться от неудачных приобретений, которые он сделал; он только
опозорил себя, использовав во зло те способности, которые делали ему честь, и поставил
себя на грань уничтожения". Богатые, которые едва успевают насладиться
своим положением собственников, начинают думать о "порабощении своих
соседей". Таким образом, установление прав собственности и законов стало
первым шагом в развитии неравенства[2].
Следующий
этап социальной жизни — возникновение политического неравенства. Чтобы защитить
себя и свое имущество, некоторые богачи придумали хитрый план. Он предложил,
якобы для защиты всех членов общества от взаимных конфликтов и посягательств,
принять судебные законы и создать мировые суды, то есть ввести институт
государственной власти. Давайте объединимся, — сказал он им, — чтобы защитить
от угнетения слабых, сдержать честолюбие и добиться того, чтобы каждый владел
тем, что ему принадлежит. Короче говоря, вместо того чтобы обращать наши силы
против нас самих, давайте объединим их в одну верховную власть — власть,
которая будет управлять нами в соответствии с мудрыми законами, власть, которая
будет покровительствовать и защищать всех членов ассоциации, отражать натиск
общих врагов и поддерживать вечную гармонию между нами." Все согласились,
думая, что завоевали свободу, и "бросились прямо в кандалы". Так было
образовано государство. В этот момент к имущественному неравенству добавилось
новое неравенство — разделение общества на господствующих и подчиненных.
"Если один человек выделялся силой, доблестью, богатством или влиянием,
его избирали магистратом, и государство становилось монархическим. Если
несколько человек, примерно равных друг другу, преобладали над остальными, их
избирали магистратами, и формировалась аристократия. Эти люди, чьи богатства и
дарования не слишком отличались друг от друга и которые меньше других отошли от
естественного состояния, сохранили верховную власть в своих руках и создали демократию.
Время показало, какая из этих форм была наиболее выгодной для народа. Некоторые
по-прежнему подчинялись только законам, другие вскоре стали подчиняться
хозяевам. Принятые законы, по словам Руссо, "надели новые оковы на слабых
и дали новую силу богатым, безвозвратно уничтожили естественную свободу,
установили на все времена право собственности и неравенство, превратили ловкую
узурпацию в незыблемое право и, ради выгоды нескольких честолюбцев, обрекли
весь человеческий род на труд, рабство и страдания"[3]. [1]
Васьков,
М.А. История политических и правовых учений / М.А. Васьков. — РнД: Феникс,
2016. — 254 c. [2]
Васьков,
М.А. История политических и правовых учений / М.А. Васьков. — РнД: Феникс,
2016. — 254 c. [3] Власов, В.И. История
политических и правовых учений: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И.
Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 299 c