Современные социологические теории Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Теория морального развития Л. Колберга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Мораль как предмет
социологических и философских исследований……………………………………………………………………6

1.1. Понятие
морального сознания личности………………………………..6

1.2. Теории
морального сознания в истории

социально-философской
мысли………………………………………………….11

Глава 2. Теория Кольберга о моральном
сознании и стадиях морального развития личности……………………………………………………………..18

2.1.  Основные принципы теории морального развития
личности…………..18

2.2.
Стадии морального развития личности и их характеристика……………22

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованных источников………………………………………..31

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования определяется размытостью
морально-этических ориентиров в современном обществе, кризисом традиционных
нравственных ценностей. В современном глобальном мире с прозрачностью его
границ, скоростью передачи информации, смешением культур, традиций и этносов,
проблема социального выбора, который бы основывался на надежном
морально-этическом основании, стала как никогда актуальной.  Эпоху, в которой живет человечество, принято
называет информационным обществом, другие названия – постмодернистская культура,
постнеклассическое общество и так далее.

При всех различиях в
подходах к социально-философской оценке состояния современной социальной среды,
все исследователи сходятся на том, что человечество находится в ситуации потери
надежных оснований морального выбора и человека дезориентирован в вопросе, что
считать правильным, а что – нет, как строить стратегии своего социального
поведения, на что ориентироваться, что выбирать, от чего отказываться. В мире
больше нет объективных, внешних авторитетных инстанций или надежных идей, на
которые можно было бы ориентироваться.

Поэтому особенно
актуальным становится личная ответственность человека за свои поступки, свое
социальное поведение, а эта ответственность, в свою очередь, зависит от уровня
развития морального сознания индивида, его способности различать добро и зло,
делать правильный нравственный выбор в условиях социальной неопределенности и
кризиса традиционных ценностей. Если рассматривать индивида как центральный
элемент социальной системы, то от уровня развития морального сознания индивидов
и их числа зависит не только нравственно-психологический климат в обществе, но
и устойчивы и стабильный характер общественного развития. Это справедливо как в
отношении какого-то конкретного общества, так и в отношении человечества в
целом.

Степень
разработанности темы исследования

Тема морального развития
личности имеет давнюю историю рассмотрения в трудах классиков философии,
психологии, педагогики, социологии.  Из
философских трудов, посвященных данной теме достаточно упомянуть Аристотеля, Платона,
И. Канта, А, Швейцера, Ж.П. Сартра и других философов. В социологии проблемой
морального сознания личности в ее социальном измерении занимались Э. Дюркгейм,
П. Сорокин, в педагогике и психологии – Э. Пиаже, С. Выготский, Л. Лурье и
другие исследователи.

Объект
исследования — 
моральное сознание личности

Предмет
исследования — 
теория морального развития личности Л. Кольберга

Целью
настоящего
исследования является анализ теории морального развития личности Л. Кольберга

Для достижения
поставленной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

— раскрыть содержание
понятия «моральное сознания личности»

— дать краткую
характеристику теорий морали и морального развития в истории философской и
социологической мысли

— дать краткий обзор
современных теорий морального развития личности

— проанализировать
основные принципы теории морального развития Л. Кольберга

— дать характеристику
основных стадий морального развития личности Л. Кольберга

— охарактеризовать
влияние теории Кольберга на современную социологическую мысль

Практическая
значимость исследования определяется возможностью использования
полученных результатов в практике социологических исследований

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, теория
морального развития Л. Кольберга стала своеобразным подведением промежуточных
итогов развития философской и социально-психологический мысли в части
исследования вопроса о природе морального сознания личности. Ученый отдает дань классической
традиции и исходит из универсальности моральных принципов, являющихся главным
отличительным признаком человеческого в человеке. При этом он отказывается от
популярной в классической философии и социологии идеи о некоем врожденном
нравственном начале у человека, которое в неизменной форме дано человеку уже
самим фактом его рождения. Его теория акцентирует внимание на личной
ответственности человека за развитие заложенного в нем нравственного
потенциала. При этом этот процесс – процесс формирования морального сознания
личности – продолжается всю жизнь и протекает в пространстве социальных
взаимодействий.

Особенностью теории
Кольберга является ее инструментальность. Его учение о моральном развитии
личности имеет хорошо проработанную экспериментальную прикладную методику, что
позволяет использовать её в различных областях социальной и психологической
работы.

Спорные места теории
морального развития самим фактом своего существования выступают в качестве
стимула для продолжения социологических исследований в этом направлении,
стимулируют социологическую и философскую мысль на поиски ответов на волнующие
современное человечество вопросы.

В ходе нашего
исследования · мы раскрыли содержание понятия «моральное
сознания личности»;

· дали краткую характеристику теорий морали
и морального развития в истории философской и социологической мысли, включая
краткий обзор современных теорий морального развития личности;

· проанализировали основные принципы теории
морального развития Л. Кольберга и дали характеристику основных стадий
морального развития личности Л. Кольберга

· Кроме того, мы охарактеризовали влияние
теории Кольберга на современную социологическую мысль

Цель работы достигнута, поставленные
задачи решены

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Моральное сознание как предмет социологических и философских исследований 1.1. Понятие морального сознания личности

Моральное сознание
личности – важное понятие в философии и социологии. В это понятие включают
совокупность внутренних и внешних регулятивных механизмов социального контроля,
основывающихся на системе нравственно-этических представлений и моральных норм.
Моральное сознание личности обладает сложной структурой и включает в себя:

а) нравственные нормы и
ценности;

б) уровень способности личности
к самостоятельному и ответственному социальному поступку, действию, а также
способность оценивать этот поступок в категориях добра и зла.

в) сферу гармонизации
личных и общественных интересов гармонизации человеческих отношений;

г) степень гуманности
социальных связей и отношений человечности и социального устройства;

д) совокупность механизмов
и инструментов индивидуального самоопределения человека в социальной среды или
же, с другой стороны, позиционирование себя индивидом как личности, то есть
активно действующего социального субъекта. е) инструменты
социального контроля и принуждения к желаемому и одобряемому в данном обществе
социальному поведению

Уровень развития
морального сознания зависит от того, насколько человек способен рационально
мыслить, автономно принимать решения, брать ответственность за свои поступки. В
поведении, в принятии решений, в суждениях люди исходят из тех или иных
ценностей, ориентируются на них. Важнейшие для личности ценности определяют ее
«систему координат» – систему ценностных ориентаций. Можно сказать, что ценностные
ориентации – это внутренние инстанции в сознании индивида, которые являются, с
одной стороны, мотивом его социального поведения, а с другой – формируют
систему его представлений о своем месте в системе социальных отношений и
социально-значимых благах.

Моральное сознание
личности базируется на представлениях о значимых объектах, материальных или
идеальных. Эти представления, или ценности, определяют социальные предпочтения
индивида, отражают отношение человека к тем или иным социальными объектам. При
этом ценности носят межсубъектный характер, или, другими словами – они
интерсубъективны. Это значит, что в моральном сознании личности социальные
нормы выступают не только как внешние социальные инстанции, но и как мотивы
личного нравственного поведения. Именно этот критерий выступает определяющим
маркером определения уровня развития морального сознания. Чем больше совпадений
и пересечений внутренних и внешних ценностных систем, тем выше уровень
морального сознания индивида.

Ключевой характеристикой
морального сознания является соотношение между эгоистическими потребностями и
общественным благом. В социологии, философии, психологии эта характеристика
проявляется в дихотомии «Я-Другой» и реализуется на когнитивном, эмоциональном
и поведенческом уровнях.

На когнитивном уровне
определяющую роль играют знания и рациональные убеждения индивида в том, что
Другой — человек, группа, общество в целом – обладает безусловной ценностью и
приоритетом.  Известная этическая формула
«Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой»[1] характеризует именно этот
уровень, а принятие этой формулы в качестве основания алгоритма социального
выбора – высокий уровень морального сознания личности.

Эмоциональный уровень
морального сознания личности характеризуется способностью человека проявлять
эмоции эмпатии, участия, дружелюбия, любви и сострадания к другому человеку.
Можно сказать, что эмоциональный уровень морального сознания личности
проявляется в наличии механизмов внутренней рациональной саморегуляции индивида,
в основе которой лежит способность управлять своими эгоистическим эмоциями и
страстями и преодолевать их.

И, наконец, поведенческий
уровень морального сознания личности характеризуется интеграцией внутреннего
опыта нравственных суждений и переживаний в социальный опыт. То есть этот
уровень определяет способность человека совершать осознанные моральные поступки
и нести социальную ответственность за их последствия. Как отмечает Дробницкий,
«Мы судим об уровне морального развития личности прежде всего по той мере
ответственности — не только за себя, но и за других, которую она на себя
принимает»[2].

В целом в деятельности
человека можно условно выделить два пласта. Первый связан с активностью по
выживанию в узком и широком смыслах слова (добывание пищи, устроение жилища,
продолжение рода, вынужденная работа за плату, обеспечение бытовых каждодневных
нужд. Второй – со свободной реализацией себя, обретением и утверждением смысла
за пределами вынужденного или подневольного (игра, творчество, религия). Причем
таковы различия не только в предмете деятельности, но и в отношении к ней. Так
и ценности делятся на «материальные» (земные, практические) и «идеальные»
(возвышенные, духовные) – в зависимости от того, какой пласт деятельности они
обслуживают и организуют.  Деятельность
человека направлена на удовлетворение тех или иных потребностей и этот процесс
неоднороден и неоднозначен. С одной стороны, удовлетворить свои потребности –
будь то потребности материального, телесного плана или потребности социальные и
духовные – человек может только в обществе, в отношениях и взаимодействиях с
другими людьми. С другой стороны, общество и другие люди со своими
потребностями выступают в качестве естественных ограничителей стремлений
человеку к безудержному утолению всех своих потребностей.  Другими словами, в процессе удовлетворения
своих потребностей человек неизбежно сталкивается с желанием других
удовлетворить свои, что является потенциально конфликтно-опасной ситуацией.
Поэтому социальная форма организации жизни человека предполагает выстраивание
баланс интересов между всеми членами общества. Инструментами обеспечения этого
баланса являются социальные, культурные и политические институты, а
пространством, в границах которого эти институты могут эффективно
функционировать – является моральное сознание личности. От уровня его развития
зависит уровень развития общества.

Главная забота
общественной морали – общее благо, включающее в себя как общественное благо,
так и благо членов общества, коллективных и индивидуальных, сообществ и граждан
в их совокупности. Общее благо состоит в сохранении и процветании общества и
его членов, в стабильности и развитии общества, в содействии непротиворечивому
и гармоничному развитию способностей и интересов граждан. При этом общее благо
должно обеспечиваться методами, соответствующими смыслу самой идеи общего блага
– справедливыми, т. е. не ущемляющими неоправданно ничьих интересов, и
гуманными, т. е. помогающими развитию частных способностей и интересов.

Имея высшей целью общее
благо, общественная мораль мыслит «количествами». Именно в контексте
общественной морали оказывается актуальным критерий «большинства». По логике
общественной морали благо общего приоритетнее блага частного и при конфликте
различных частных интересов предпочтение следует отдавать тому, что в большей
мере содействует общему благу. В демократическом обществе принципы определения
приоритетов и установления предпочтений также являются предметом публичного
дискурса.

Смысл морали как
социокультурного феномена обнаруживается в согласовании частных интересов во
имя блага индивидов и социума. Под интересом здесь понимается склонность,
направленность, желание субъекта относительно чего-либо, что представляет для
него ценность и освоение чего (в какой-либо форме) рассматривается им как
благо. Имеются в виду интересы индивидов как частных лиц, но также и как членов
сообществ, граждан, субъектов культуры, субъектов идентичности любого рода

Действенность моральных
ценностей (как таковых или в форме требований) зависит от готовности человека
их признавать, учитывать в своих решениях и поступках и, вместе с тем, быть
достаточно сознательным и самостоятельным, чтобы держать ответ за допускаемые
им при этом оплошности, ошибки и прегрешения, т. е. быть ответственным.
Сознательность, самостоятельность, ответственность – важнейшие, с точки зрения
морали, характеристики личности. К ним следует добавить практичность, или
уместность, т. е. способность поступать наиболее адекватным образом в
конкретных обстоятельствах, учитывая благо других людей и объединения. А также
совершенство, т. е. способность поступать наилучшим образом.

Для понимания различия
между индивидуальной и общественной моралью существенны отличия в характере
морального субъекта. Неверно думать, что сообщество – непременный субъект общественной
морали, но субъект индивидуальной морали – конечно, всегда индивид. Субъектом
общественной морали может быть и социально-интегрированный индивид. Критерий –
в основаниях решений и действий. Субъектность общественной морали
конституируется посредством социальной (групповой) ориентированности и
социальной (групповой) подотчетности решений и действий, независимо от того,
совершаются они индивидами или сообществами. В пространстве общественной морали
общий интерес, общее благо, общественный порядок, общественная справедливость
приоритетны по отношению к интересу индивида. Как субъект общественной морали
индивид выходит за рамки своей приватности, самоопределяясь в качестве члена
сообщества, ответственного за него. В рамках индивидуальной морали индивид ответствен
перед собой и перед другими безотносительно к своей и других социальной
определенности; в рамках общественной морали индивид ответствен перед собой и
другими как членами сообщества, а также перед сообществом в реальном социальном
контексте своих решений и действий. Поэтому самоопределения индивида в качестве
автономной личности или в качестве члена сообщества (гетерономной личности)
могут быть конфликтными, требующими трудных как в прагматическом, так и в
нравственном отношении решений. [1] Конфуций. Суждения и беседы. – М.
2001 [2] : Дробницкий О. Г. Понятие морали. М,
1974

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы