Курсовая теория Экономические науки Микроэкономика

Курсовая теория на тему Теория монополии и проблема рыночной власти.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Сущность и причины существования монополий в
экономике……..….……6

1.1 Понятие и виды монополий. Сущность монополий…………………………6

1.2 Формы и виды монополий…………………………………………………….9

1.3 Воздействие естественных монополий на экономику
реформируемой России…………………………………………………………………………..….13
2. Проблемы рыночной власти……………………………………………17
2.1 Модели рынка и их характерные признаки……………………………..17
2.2 Понятие и проблемы рыночной власти……………………………….18
2.3 Показатели рыночной власти………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….……24
Список использованной литературы……………………………………….……27

  

Введение:

 

Проблема
монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего
двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока
существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое
место в производстве. К монополиям можно относиться по-разному, общество
борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло
или считать только их основой экономического благосостояния. В данной работе
будет рассматриваться актуальная во все времена тема касающаяся монополий, как
особых форм рынка. Объектом изучения являются модели рынка, а предметом – сама
монополия.

Объект
исследования: монополия и проблемы рыночной власти в современном обществе
России. Монополия — (греч. Poleo — Вендо), исключительное право в определенной
сфере государства, организации, компании. Если мы обратим внимание на
монополистические образования в промышленном производстве, то мы имеем дело с
отдельными крупными компаниями, объединениями компаний, хозяйственными
объединениями, которые производят значительное количество продукции
определенного типа, тем самым занимая доминирующее положение на рынке; уметь
влиять на процесс ценообразования, добиваясь для них наиболее выгодных цен;
получить более высокую прибыль (монополия).

Следовательно,
основной характеристикой образования монополии (монополии) является занятие
монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение
предпринимателя, которое дает ему возможность, в одиночку или вместе с другими
предпринимателями, ограничивать конкуренцию на рынке за данный продукт [3].

Цель
исследования: рассмотреть и проанализировать монополию и проблемы рыночной
власти. Монопольное положение желательно каждому бизнесмену или компании,
потому что оно позволяет им избежать ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией:
занять привилегированное положение на рынке, сосредоточить в своих руках
определенную экономическую власть; влиять на других участников рынка,
навязывать им свои условия. Можно предположить, что монополисты навязывают свои
личные интересы своим коллегам, а иногда и обществу.

Теоретическая
и эмпирическая база исследования: статистический анализ, анализ
методических трудов по теме исследования; сравнительный и классификационный. Анализируя
монополию, важно иметь в виду неоднозначность самого термина «монополия».
Во-первых, невозможно вывести суть этого явления из этимологии слова «обезьяна»
— один, «поле» — продаю. На самом деле практически невозможно найти ситуацию,
при которой на рынке присутствует только одна компания: производитель товаров,
не имеющих заменителей. Следовательно, всегда существует определенная конвенция
в использовании термина «монополия» и даже более того, «чистая монополия».

Из-за
высокого уровня концентрации экономических ресурсов монополии создают
возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности
используются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению
монополий — высокой прибыли. Джозеф Шумпетер и другие экономисты утверждали,
что крупные фирмы со значительной властью желательны в экономике, потому что
они ускоряют технологические изменения, поскольку фирмы, обладающие монопольной
властью, могут тратить свою монопольную прибыль на исследования, чтобы защитить
или укрепить свою монопольную власть. Проводя расследования, они приносят пользу
себе и обществу в целом. Но нет убедительных доказательств того, что монополии
играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку
монополии могут задерживать развитие технического прогресса, если он угрожает
их прибылям[5].

Задачи исследования:
проанализированы особенности монополии и конкуренции.

Предмет
исследования: Проблема рыночной власти.

Курсовая работа изложена на 27 страницах печатного текста, состоит из
введения, основных глав, заключения, содержит список использованных источников,
включающий 17 наименований. Во введении обоснована актуальность темы,
сформулированы цели, задачи исследования. В первой главе рассмотрены сущность и
причины существования монополий в экономике. Во второй главе определены Проблемы
рыночной власти. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны
выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе
исследования были решены все задачи, поставленные в начале работы, и цель была
достигнута. Как мы установили, чистая монополия предполагает, что компания
является единственным производителем данного продукта, не имеющего аналогов.
Монополист полностью контролирует свою цену и производство. а) эффект масштаба;
б) правовые препятствия для входа в отрасль новых компаний, патенты и лицензии;
в) нечестное поведение и т. д. Кривая спроса на продукцию монопольной фирмы
крутая и совпадает с кривой рыночного спроса. Рыночный спрос и затраты — это
ограничения, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокие
цены на свою продукцию. Максимизируя прибыль, определите цену и объем выпуска
на основе равенства предельного дохода и предельных затрат. Поскольку кривая
предельного дохода монополиста ниже кривой спроса, он будет продавать товары по
более высокой цене, и производить их в меньших количествах, чем при совершенной
конкуренции. Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является
эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем ниже монопольная
власть и наоборот. На степень монопольной власти также влияет количество
компаний на рынке, концентрация и конкурентная стратегия. Монополия снижает
экономическую эффективность. Антимонопольное законодательство разных стран препятствует
возникновению и укреплению монопольной власти. Естественные монополии подлежат
государственному регулированию. В отраслях естественной монополии многие
компании являются государственными. В реальной жизни чистая монополия, как и
совершенная конкуренция, встречается довольно редко. Реальные рынки очень
разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции, которая
постепенно переходит в олигополию.

Изучив предложенную тему, следует
отметить, что отрицательной основной стороной экономической монополизации
является чрезмерная власть компаний-монополистов. Сила торга — это способность
влиять на цену продукта. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы
помешать компаниям получить неограниченную переговорную силу, расширить
конкуренцию и превратить ее в бесценную.

В России на данном этапе проблема
монополизации перестает быть чисто экономической и становится все более
политической. Однако общеизвестно, что экономика в первую очередь не должна
быть политически зависимой. И только тогда государство сможет полностью
заменить монополии, которые складывались десятилетиями, свободным и
самоорганизующимся рынком.

Конечная цель состоит в том, чтобы
на рынке оставались только те компании, которые будут предлагать продукцию
более высокого качества, относительно более низкие цены и быструю смену
ассортимента.

Что касается
регулирования так называемой временной монополии, например, такая мера, как
стимулирование импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но,
главным образом, небольшого национального производителя, многие, из которых
должны конкурировать с крупными компаниями.

И, наконец, несколько
слов о российском праве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла
должного уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монополиями.

Это еще одна проблема
современной России, которую необходимо решать.

Возможно, эти проблемы и
трудности, связанные с их решением, возникают из-за того, что Россия
относительно недавно встала на путь реформ, большинство из которых, кстати,
оказались неудачными или неэффективными. Восстановить экономику за десятилетие
невозможно. Причем монополии в нашей стране — это не результат естественного
развития, а сознательно созданные образования.

Как видите, методы борьбы
с монополией разные. У нашей страны есть свой, пусть и небольшой, по сравнению
со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики
и антимонопольного законодательства, непосредственно связанного с ней.

Используя этот опыт,
опираясь на существующее законодательство и принимая новые и действительно
действующие законы, направленные на ограничение монопольной власти и
предотвращение создания новых монопольных субъектов, при проведении эффективной
антимонопольной политики можно решить проблему монополии.

России не следует
полагаться столько на зарубежный опыт, сколько искать собственные пути выхода
из сложившейся ситуации, поскольку причины, породившие монополию, не одинаковы,
а кардинально отличаются друг от друга.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность и причины существования
монополий в экономике
1.1 Понятие и виды монополий. Сущность монополий История
монополий восходит к глубокой древности. Монополистические тенденции в
различных формах и в той или иной степени проявляются и сопровождают все стадии
развития рыночных процессов. Но его новейшая история начинается в последней
трети XIX века (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязь
явлений — кризиса и монополии — указывает на одну из причин монополизации, а
именно на попытку многих компаний найти спасение от кризисных потрясений в
монополистической практике. Неслучайно в экономической литературе того времени
монополии называли «детьми кризиса»[9].

Однако
только в конце 19 века рынок почти впервые за долгую историю своего развития
столкнулся с трудными проблемами. Существует реальная угроза функционированию
конкуренции, этого необходимого атрибута рынка. На пути к конкуренции возникли
серьезные препятствия в виде монопольных образований в экономике.

История
монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе
ускоряли рост монополизации экономики, придавая ей новые формы. Самыми важными
являются рост участия; новая роль банков и развитие системы участия; слияния
монополий как способ централизации капитала; эволюция капиталистических форм
ассоциации и новейшие формы ассоциации. Каждый из этих процессов имеет
самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И в то же время
каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации экономики.

Есть два
способа создать монополию: капитализировать прибыль или путем слияний и
поглощений. В последнее время значительно преобладает последний метод[5].

Методы
концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не
обеспечивали достаточной концентрации капитала для эффективного массового
производства. Концентрация производства, создание новых крупных фабрик и фабрик
требовали сильного расширения рамок капиталистической собственности. Способы
столь быстрого увеличения капиталистической собственности под единым контролем
существовали долгое время, но только под влиянием быстрого роста
производительных сил они стали широко распространенными и решающими. Это,
прежде всего, форма организации за счет акций капиталистических компаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы