Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Теория коллектива в педагогике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Основные аспекты теории коллектива в педагогике. 5

1.1. Психолого-педагогические основы теории коллектива. 5

1.2. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике. 13

Глава 2. Особенности формирования коллектива. 18

2.1. Психолого-педагогическое понятие коллектива. 18

2.2. Особенности формирования коллектива школьников. 21

Заключение. 24

Список литературы. 26

  

Введение:

 

Актуальность.

Детский коллектив является основной основой
для накопления позитивного социального опыта детей.

Этот опыт приобретается учащимися в
семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внеклассных условиях,
через средства массовой информации, чтение книг и других источников. Однако
только в коллективе его развитие специально планируется и направляется
профессиональными преподавателями.

Когда ребенок поступает в школу, он
становится членом многих групп, некоторые из которых он выбирает самостоятельно
(клубы, секции и т.д.), и в силу определенных условий он становится членом
других людей, особенно членом классной группы.

 Как член общества и коллектива, ученики
вынуждены принимать правила и нормы взаимоотношений, характерные для
конкретного коллектива. Он не может игнорировать их или игнорировать только
потому, что хочет быть принятым коллективно, занять место в коллективе к своему
удовлетворению и эффективно выполнять свою деятельность.

Это не означает, что ученики пассивно
должны адаптироваться к существующим или развивающимся отношениям. Если он
убежден в своей правоте, он должен занять позитивную позицию, не только
выразить свою точку зрения, которая противоречит мнению большинства, но и
отстоять ее перед коллективом [9].

В результате коллектив открывает
возможности для накопления опыта коллективного поведения в подчинении, активной
оппозиции и на руководящих должностях.

В конечном счете это должно привести
к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм,
инициативность, ответственность, социальная справедливость.

Основой единства детских коллективов
может быть не только работа, но и общение, обучение, игра и другие виды
деятельности, организация которых требует особого внимания.

Демонстрируя социальную активность,
каждый ученик рассматривает команду как сцену для самовыражения и
самоутверждения. Благодаря педагогическому руководству коллективной
жизнедеятельностью желание строить себя в глазах себя и своих сверстников
находит благоприятную основу в коллективе.

Только в коллективе могут быть
сформированы основные личностные характеристики, такие как самооценка, защита и
самоуважение, то есть принятие или отвержение себя как личности.

Степень разработанности. А. В.
Луначарский, Н.К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и другие педагоги и
общественные деятели широко пропагандировали необходимость развития
коллективизма среди учащихся в целенаправленных условиях воспитательной работы.

Был проведен обзор источников: Бодалев,
А.А., Вишнякова, С.М., Галанова, Н.Е., Гиревая, Т.Л., Даринская, Л.А., Деринг,
В.В., Камалова, Л., Козлов, И.Ф., Конникова, Т.Е. и др.

Цель исследования: проанализировать теорию
коллектива в педагогике.

Задачи исследования:

1. Психолого-педагогические основы теории
коллектива

2. Развитие теории коллектива в
отечественной педагогике

3. Психолого-педагогическое понятие
коллектива

4. Особенности формирования коллектива
школьников

Предмет исследования: теория коллектива в
педагогике

Объект исследования: теория коллектива.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Педагогика, как и прежде,
заинтересована в вопросе создания команд и использования их возможностей для
содействия гармоничному развитию личности, то есть как инструмента
целенаправленного воздействия на личность не напрямую, а опосредованно через
команду. В настоящее время рассматриваются коллективная теория коллектива,
коллектив, коллектив и индивид в коллективе, проблема коллективного
целеполагания, формирование социальной направленности личности и развитие
творческой личности членов коллектива, единая идентификация и изоляция в
коллективе, единство педагогического руководства, автономия и саморегуляция,
тенденция развития коллектива как субъекта образования и другие вопросы. Теория
коллектива — это научная доктрина, которая рассматривает коллектив в качестве
специфической формы организации людей в обществе и определяющего фактора
развития личности.

Теория коллектива нашла выражение в
различных общественных науках, но прежде всего — в педагогике и психологии.

Общественное мнение в коллективе — это
широкая оценка явлений и фактов коллективной жизни в студенческой среде.
Природа и содержание общественного мнения, зрелость которого может быть
выявлена только путем наблюдения за реальными учениками или создания ситуаций
свободного выбора. Принято различать два основных способа формирования
общественного мнения в коллективе: установление практической деятельности и
организация и устный перевод деятельности в форме диалога, встреч, собраний и
т.д. Если ученики организуют значимые мероприятия при активном участии всех,
они не только испытывают радость от успеха, но и учатся критиковать недостатки
и стремиться их преодолеть. Благодаря здоровому общественному мнению подход к
параллельным действиям был реализован на более высоком уровне (требуется
команда). В тех случаях, когда между учениками существуют принципиальные,
здоровые отношения, любое влияние на команду окажет влияние на ее членов, и
наоборот, влияние на одного ученика рассматривается другими как привлекательное
для них. Иными словами, здоровое общественное мнение, складывающееся в
коллективе, является показателем уровня коллективного развития, когда исчезают
все причины для взаимной ответственности и замкнутости в узких коллективных
интересах. При наличии общественно ценного общественного мнения коллектив начал
функционировать как хорошо организованная и социально целенаправленная
социальная единица.

В то же время автономия основной
группы и системы обучения в целом должна следовать следующим довольно строгим
алгоритмическим шагам в ее формировании: разделение конкретных случаев на
завершенные части и тома; формирование микрогрупп в соответствии с частями и
объемами; отбор лиц, ответственных за каждую область деятельности; интеграция
ответственных в единый автономный орган; и отбор основных ответственных лиц.
Поэтому автономные учреждения школы формируются на основе конкретных дел и
мероприятий, которые учащиеся в настоящее время готовят и реализуют.

Успешное функционирование детского
коллектива требует присутствия в нем органов, координирующих и направляющих
деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является
собрание воспитанников. Для решения оперативных задач создается актив и
избирается староста. Для организации и осуществления какого-либо мероприятия
формируются временные и коллективные органы (советы, штабы). Важно создать и
поддерживать настроение, в котором индивидуальное совместное творчество
развивается в коллективе и наоборот. Развитие воспитательной детской группы как
творческого сообщества индивидов — это процесс организации последовательности
смены друг друга или существующих видов совместной деятельности детей. Можно
сделать вывод, что детский коллектив — основная база накопления детьми
положительного социального опыта. Опыт, полученный ребенком в коллективе, через
общение со сверстниками в неформальной обстановке через средства массовой
информации, чтение книг и другие источники.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА В ПЕДАГОГИКЕ 1.1.
Психолого-педагогические основы теории коллектива

С первого года создания советской
школы одной из ее центральных задач было создание сплоченного коллектива
школьников. В "Основных принципах единой трудовой школы"
подчеркивается, что "В образовании самой прекрасной задачей является
создание школьного коллектива, объединенного счастливыми и прочными
партнерскими отношениями". [4].

По мнению А. В. Луначарского, главной
целью образования должно быть всестороннее развитие такого человека, который
умеет жить в гармонии с другими, умеет сотрудничать, соединяется с другими
через сострадание и мысль. "Мы надеемся, — пишет он, — воспитать человека,
который станет коллективистом нашего времени, чья социальная жизнь намного
превосходит личные интересы" [5]. В то же время он указывает, что наиболее
полно развитые черты человеческой личности могут быть развиты только на
коллективной основе. А. В. Луначарский говорил, что для воспитания личности на
основе коллективизма необходимо обеспечить единство индивидуальной и социальной
направленности.

Н.К. Крупская дает исчерпывающее
объяснение преимуществ коллективного образования для детей и подростков. В
своих многочисленных статьях и лекциях она раскрывает теоретические основы и
показывает конкретные способы формирования детских коллективов. Н.К. Крупская
считает, что коллектив является средой для развития детей, и придает большое
значение единству организации детей в условиях коллективной деятельности.
Многие вопросы, имеющие большое практическое значение, тщательно изучены в ее
работе. К ним относятся, прежде всего, позитивная позиция детей в построении
коллективистских отношений; связь между детским коллективом и более широкой
социальной средой; и методологические основы коллективного самоуправления детей
и их организации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы