Курсовая теория на тему Теория и методика развития дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Развитие движений. Моторика 5
1.2. Эмоционально-социальное развитие 7
1.3. Речь и умения 8
1.4. Навыки и изобразительная деятельность 11
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1. Современные методы детской психологии 13
2.2. Современные методики психодиагностики детей дошкольного возраста 15
2.3. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста по методике Мановой-Томовой 17
3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ 21
3.1. Инновационные технологии в развивающем обучении в дошкольной педагогике 21
3.2. Характеристика и виды развивающих технологий в дошкольном образовании 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность темы. Возрастная периодизация является условным разделением целостного жизненного цикла возрастные периоды, которые измеряются годами. Известно, что развитие ребенка происходит за несколько периодов, которые последовательно сменяют друг друга. Этот процесс является обязательным и предсказуемым. Поскольку нельзя младшего школьника вернуть к дошкольному уровню развития, но можно предположить, каким он станет в подростковом возрасте.
Возрастной период — отрезок жизни индивида, достигает определенной степени развития и имеет характерные, относительно устойчивые качественные особенности.
В рамках периода происходят количественные и качественные изменения психики, позволяет выделить определенные стадии, которые последовательно сменяют друг друга. То есть развитие психики человека имеет периодический и стадийный характер. В рамках стадий различают меньше временные отрезки развития — фазы (например, в период раннего детства выделяется стадия младенца, а в пределах этой стадии — фаза новорожденности).
В условиях реализации базового компонента дошкольного образования принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детское исследование, труд, экспериментирование), не переводя его в учебную по форме и методами воздействию. Это требует новых, инновационных технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников. Родной язык является общей основой обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Овладение как средством познания и способом общения является наиболее весомым достижением дошкольного детства. Ведь психофизиологическими исследованиями доказано, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения родным языком. На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционное образование, ориентированное на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания.
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач развития дошкольников, — Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин. Это и послужило методологической основой данной курсовой работы.
Объектом исследования в курсовой работе являются основные методики развития детей дошкольного возраста, а предметом – методики развития движений, моторики, речи, навыков и изобразительной деятельности дошкольников.
Цель данной работы охарактеризовать теорию и методику развития дошкольника.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть особенности развития детей дошкольного возраста;
Охарактеризовать методологическую базу диагностики развития детей дошкольного возраста;
Описать инновационные технологии в развивающем обучении в дошкольной педагогике;
Проанализировать виды развивающих технологий в дошкольном образовании.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.
Инновационные развивающие технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков), а на развитие и воспитание детей. Следовательно, 6 применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития качеств ребенка (личностных, интеллектуальных, физических) формирования предпосылок учебной деятельности.
В течение обработки предложенной темы был проработан ряд научно-методологической литературы по теме в количестве 18 экземпляров. В результате такой работы было обработано категориальный аппарат по теме.
В данной курсовой работе мы пытались изучить основные характеристики развития детей дошкольного возраста. С этой целью было обработано ряд научных источников и выявлено сущностные характеристики развития детей младшего дошкольного возраста по основным параметрам.
Во второй главе мы исследовали современные методы и методики исследования развития детей дошкольного возраста и обнаружили, что основными методами, используемыми в исследованиях, являются методы наблюдения и эксперимента со всем разнообразие последних.
По методике, то их условно можно разделить на две группы:
Методики, исследуют комплексный характер развития детей, сочетая психологические, рефлекторные и физиологические параметры для установления уровня в развитии малышей: Таблицы развития Гезеля, метод Брюне-Лезин, методика Мановой-Томовой и тому подобное.
Методики, изучающие отдельные характеристики психического развития ребенка: память, внимание, темперамент и тому подобное.
Фрагмент текста работы:
Из большого количества материала о развитии ребенка во время различных периодов, которыми пользуется сегодня детская психология, известно, что ранний возраст (дошкольный возраст) — это наиболее чувствительный период, или оптимальное время для развития некоторых основных проявлений психического развития ребенка: процесса хождения, начального овладевание процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Если ребенок в раннем возрасте по каким-то причинам не научился ходить или говорить, то, оказывается, что позже ему гораздо труднее научиться, это делать, обучение длится дольше и менее эффективно, чем, если бы это было усвоено на втором году жизни в период от чувственного периода.
Важно заметить, что позже усвоения процессов, о которых говорилось выше, не играет такой роли в развитии, как во время оптимального срока. Так что когда ребенок развивается в психическом аспекте полноценно во время раннего периода или, когда оно овладевает своевременно всем тем, для чего этот возраст является от чувственного, или оптимальным, периодом, это имеет большое значение и для последующих периодов развития. «Дети дошкольного возраста обладают некоторыми психологическими и поведенческими особенностями, знание которых необходимо для того, чтобы получить достоверные результаты в процессе их психодиагностического исследования».
В детском возрасте развитие движений занимает важное место в психическом развитии ребенка. Благодаря способности двигаться ребенок имеет реальную возможность непосредственно сталкиваться с окружающей средой и познавать его. Важную роль в формировании произвольных действий ребенка играет подражание действиям окружающих людей, повторение их по образцу. Ребенок присматривается к действиям взрослого и пытается действовать так же. На всех стадиях развития ребенка динамичность моторики очень тесно связана с умственной активностью. Развитие подвижности тесно связано с развитием эмоций ребенка. Ярко выраженная бодрость и жизнерадостность у детей сопровождаются различными движениями. Движения новорожденного ребенка очень непоследовательны, нескоординированы и хаотичны. Но с развитием анализаторов, особенно зрительного и слухового, движения начинают быстро развиваться, а вместе с этим начинает формироваться активное отношение ребенка к окружающему миру. Развитие двигательной активности ребенка в первые три года оказывается в постепенном овладении все более сложными новыми и разнообразными движениями, а также в непрерывном совершенствовании и целеустремленности этих движений, то есть в растущем контроле коревой организации. Это дает возможность ребенку более совершенно, тонко и активно приспосабливаться к окружающей среде, скорее развиться, познавая его.