Курсовая теория на тему Теории социальной стратификации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ изучения социальной стратификации 6
1.1. Теория классового общества К. Маркса 6
1.2. Теория социальной стратификации П. Бурдьё 11
Глава 2. Стратификационная структура общества 14
2.1. Понятие и критерии социальной стратификации 14
2.2. Исторические типы социальной стратификации 18
Заключение 22
Список литературы 25
Введение:
Актуальность темы исследования. Социальное расслоение и стратификация – одна из основных проблем социологии. На всех этапах развития человеческого общества имело место неравенство людей по различным критериям. Еще в 370 г. до н.э. в своем труде «Государство» Платон писал: «Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой» . Аристотель же писал в свою очередь: «В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими» .
Термин «стратификация», заимствованный из геологии, происходит от латинского «stratum» – слой. У различных авторов понятие «страта» нередко заменяется иными понятиями – «класс», «сословие».
Отношения общественного равенства и неравенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими общественных позиций (статусов), называются социальной стратификацией. Это понятие характеризует постоянно существующую асимметрию в отношениях групп, которая структурирует общество, но всегда будет результатом воздействия конкретных социально-экономических и иных общественных отношений в конкретной стране.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы модернизации и социальной трансформации общества всегда находились под пристальным вниманием философов, историков и социологов.
Первое направление объединяет труды тех мыслителей, чей гений открыл возможности развития всей системы философского знания. Речь идет об античных философах — Платоне и Аристотеле .
Ко второму направлению можно отнести труды, выводы которых представляются основополагающими для социальной философии и социологии. Речь идет о работах К. Маркса , М. Вебера , П. Бурдьё .
В состав третьего направления научных исследований можно включить труды классиков философии истории: В. Ядов , А. Шабунова .
Объект исследования — стратификация в обществе.
Предмет исследования — теоретические взгляды на социальную стратификацию.
Цель работы: теоретически рассмотреть теорию социальной стратификации.
Задачи:
1) Воссоздать идеи социальной стратификации в теории классов К. Маркса;
2) Охарактеризовать теорию социальной стратификации П. Бурдьё;
3) Раскрыть понятия и критерии социальной стратификации;
4) Рассмотреть исторические типы социальной стратификации.
Теоретико-методологические основания исследования. Инструментом в достижении этого является теория социальной стратификации, она была создана в начале 40-х годов XX столетии социологами К. Марксом, П. Бурдьё, Т. Парсонсом, Г. Мертоном, К. Девисом, У. Муром и другими, которые считали, что социальную стратификацию повлекло распределение функций в обществе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.
Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже — классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.
Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей, средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – это, прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры
Концепции стратификации, в отличие от марксистской идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу социального положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях социальной структуры.
Таким образом, понятия социального слоя, стратификации, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и помогают детализировать анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ изучения социальной стратификации
1.1. Теория классового общества К. Маркса
Классовая теория Карла Маркса восходит к целому ряду философских школ, включая левое гегельянство, шотландский эмпиризм и англо-французскую политико-экономическую теорию. Взгляд Маркса на класс возник из ряда личных интересов, связанных с социальным отчуждением и человеческой борьбой, при этом формирование классовой структуры связано с острым историческим сознанием.
Политическая экономия также внесла свой вклад в теории Маркса, сосредоточившись на концепции «происхождения дохода», согласно которой общество разделено на три подгруппы: Рантье, Капиталист и Рабочий. Эта конструкция основана на теории капитализма Давида Рикардо. Маркс подкрепил это обсуждением поддающихся проверке классовых отношений.
Маркс стремился определить класс как встроенный в производственные отношения, а не в социальный статус. Его политическая и экономическая мысль развивалась в сторону интереса к производству, а не к распределению, и отныне это стало центральной темой его концепции класса.
Марксистская классовая теория утверждает, что положение человека в классовой иерархии определяется его ролью в производственном процессе, и утверждает, что политическое и идеологическое сознание определяется классовым положением. Класс — это те, кто разделяет общие экономические интересы, осознает эти интересы и участвует в коллективных действиях, которые продвигают эти интересы. В рамках марксистской теории классов структура производственного процесса составляет основу построения классов.
Для Маркса класс — это группа с внутренними тенденциями и интересами, которые отличаются от интересов других групп в обществе, что является основой фундаментального антагонизма между такими группами. Например, в интересах рабочего максимизировать заработную плату и льготы, а в интересах капиталиста максимизировать прибыль за счет таковых, что ведет к противоречию внутри капиталистической системы, даже если сами рабочие и капиталисты не знают об этом. Столкновение интересов.
Марксистская классовая теория была открыта для ряда альтернативных позиций, в первую очередь таких ученых, как Э.П. Томпсон и Марио Тронете. И Томпсон, и Тронти предполагают, что классовое сознание в производственном процессе предшествует формированию производственных отношений. В этом смысле марксистская классовая теория часто связана с обсуждением ранее существовавшей классовой борьбы.
Маркс отличает один класс от другого на основе двух критериев: собственности на средства производства и контроля над рабочей силой других. Отсюда Маркс констатирует: «Общество в целом все больше и больше распадается на два больших враждебных лагеря, на два больших класса, прямо стоящих друг против друга» :
I. Капиталисты, или буржуазия, владеют средствами производства и покупают чужую рабочую силу.
II. Рабочие, или пролетариат, не владеют ни средствами производства, ни способностью покупать чужую рабочую силу. Скорее, они продают свою рабочую силу.
Таким образом, класс определяется отношениями собственности, а не доходом или статусом. Эти факторы определяются распределением и потреблением, которые отражают отношения производства и власти между классами.
Манифест Коммунистической партии описывает два дополнительных класса, которые «разлагаются и, в конце концов, исчезают перед лицом современной промышленности»:
III. Небольшой переходный класс, известный как мелкая буржуазия, владеет достаточными средствами производства, но не покупает рабочую силу. «Коммунистический манифест» Маркса не дает правильного определения мелкой буржуазии помимо «мелких капиталистов».
IV. «Опасный класс», или люмпен-пролетариат, «социальная нечисть, эта пассивно гниющая масса, сброшенная низшими слоями старого общества».
Ключом к пониманию Маркса является его классовое определение. Класс определяется владением собственностью. Такое право собственности наделяет лицо правом исключать других из собственности и использовать ее в личных целях. По отношению к собственности существуют три больших класса общества: буржуазия (владеющая средствами производства, такими как машины и фабричные здания, и чьим источником дохода является прибыль), землевладельцы (чей доход представляет собой ренту) и пролетариат (который владеть своим трудом и продавать его за плату).
Таким образом, класс определяется собственностью, а не доходом или статусом. Они определяются распределением и потреблением, которое само, в конечном счете, отражает производственные и властные отношения классов. Общественные условия буржуазного производства определяются буржуазной собственностью. Таким образом, класс — это теоретическое и формальное отношение между индивидами.
Силой, превращающей скрытую классовую принадлежность в борьбу классов, является классовый интерес. В сходных классовых ситуациях индивиды начинают действовать сходным образом. У них развивается взаимная зависимость, общность, общий интерес, связанный с общим доходом в виде прибыли или заработной платы. Из этого общего интереса формируются классы, и, по Марксу, индивиды образуют классы в той мере, в какой их интересы вовлекают их в борьбу с противоположным классом.
Во-первых, интересы, связанные с земельной собственностью и рентой, отличаются от интересов буржуазии. Но по мере созревания общества происходит слияние капитала (т. е. собственности производства) и земельной собственности, а также интересов помещиков и буржуазии. Наконец, производственные отношения, естественное противопоставление пролетариата и буржуазии определяют все другие виды деятельности.