Курсовая теория на тему Теории развития личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Теории развития личности психоаналитической школы.. 5
1.1. Теория Зигмунда Фрейда. 5
1.2. Теория Карла Густава Юнга. 8
1.3. Теория Альфреда Адлера. 11
1.4. Теория Эрика Эриксона. 13
Выводы по первой главе. 15
2. Теории развития личности гуманистической школы.. 16
2.1 Теория Абрахама Маслоу.. 16
2.2. Теория Карла Роджерса. 20
Выводы по второй главе. 23
3. Самостоятельные теории развития личности.. 24
3.1. Теория Джорджа Келли.. 24
3.2. Теория Курта Левина. 27
Выводы по третьей главе. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 32
Введение:
Идея развития личности
является одной из центральных в истории становления психологии как науки,
однако, в рамках каждой теории, занимавшейся рассмотрением данного вопроса,
разрабатывалось своё видение данного вопроса.
Исследование разных
взглядов на идею развития личности позволяет составить комплексное
представление о подходах к пониманию данного понятия.
Актуальность выбранной темы определяется повышенным вниманием к идее
развития личности в современных школах практической психологии в текущее время.
Цель работы — изучить различные подходы к пониманию развития личности в
трудах ключевых исследователей данной области.
Предмет исследования: подходы к пониманию развития личности.
Объект исследования: особенности различных классических и современных теорий
развития личности.
Методы исследования: описательный и сравнительный метод.
Задачи исследования:
1. Изучить теории развития личности психоаналитической школы
(З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера, Э.Эриксона).
2. Изучить теории
развития личности гуманистической школы (А.Маслоу, К.Роджерса).
3. Изучить
самостоятельные теории развития личности (Д.Келли, К.Левин).
4. Составить
сравнительную характеристику представленных теорий развития личности.
В первой главе данной
работы рассмотрен подход к развитию личности в рамках психоаналитической школы
и представлены взгляды З.Фрейда,
К.Г.Юнга, А.Адлера и Э.Эриксона.
Во второй главе изучается
видение идеи развития личности представителями гуманистической школы: А.Маслоу,
К.Роджерса.
В третьей главе
анализируются самостоятельные теории развития личности и взгляды таких учёных,
как Д.Келли и К.Левин.
Заключение:
Психическое развитие
личности рассматривается глубокими психологическими школами как формирование
сознания, а динамика взаимоотношений между сознательной и бессознательной
частями (сторонами, аспектами) психики по сути является психическим развитием.
Этот взгляд в той или иной форме можно считать общим для большинства
психоаналитиков, хотя они придерживаются разных взглядов на природу и сущность
бессознательного и степень его влияния на личность.
Как видите,
гуманистическая психология Маслоу и К. Роджерса пронизана верой в возможность
каждого человека преуспеть в знаниях и в жизни, успешно реализоваться через
творческую деятельность, настойчивость в приобретении профессиональных навыков
духовного развития с минимальная помощь учителей, друзей, наставников и
родителей. Эта вера в каждого человека, ориентация на здоровый образ жизни
выгодно отличает мнения ученых. Как свидетельствует практика применения идей
Маслоу и К. Роджерса в менеджменте, в сфере образования, в сфере психотерапии,
их подход сегодня дает значительные результаты, поскольку он отвечает важнейшим
принципам человеческого существа – творчеству. активности, универсальности,
росту несмотря на все преграды и трудности бытия.
В когнитивной психологии
психика рассматривается как система когнитивных реакций и связь этих реакций
прослеживается не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными,
например, с самосознанием, когнитивными стратегиями, избирательностью внимания
и любви к нему. Главный принцип, на основе которого рассматривается когнитивная
система человека, — это аналогия с компьютером, то есть психика интерпретируется
как система, предназначенная для обработки информации. В то же время сторонники
когнитивного подхода утверждают, что человек — это не машина, слепо реагирующая
на внутренние факторы или события внешнего мира.
Когнитивная психология —
это не вариант концептуального взгляда человека. В когнитивной психологии
разрабатываются различные подходы с упором на изучение процессов познания и
интеллекта. Когнитивная психология подчеркивает влияние интеллектуальных
процессов на функционирование личности, но не работает над созданием теории
личности. Когнитивные психологи изучают принципы организации когнитивных
процессов и различия в том, как люди воспринимают, понимают и систематизируют
свой опыт, оценивают его и используют. При этом их интересует не личность как таковая,
а как объяснительный принцип.
В когнитивной психологии
нет полной теории личности. Модель личности, предложенная Дж. Келли в его
теории построения личности, представляет человека как мыслителя. Дж. Келли
писал: «Давайте забудем … на мгновение о человеке как о биологическом
организме, счастливом или несчастном, и рассмотрим человека как ученого». Дж.
Келли утверждал, что каждый действует как исследователь, постоянно думает,
теоретизирует, погружается в творческий процесс, прогнозирует события. Подобно
тому, как ученые проводят свои исследования и ищут истину, каждый также
проводит свои исследования в масштабе своего собственного жизненного опыта,
размышляет над своими гипотезами, стремится предсказать и контролировать
события своей жизни. Хотя ясно, что существует большая разница между
деятельностью ученого и жизнью конкретного человека, общим моментом является
то, что оба участника пытаются уменьшить неопределенность. Человек активен в
своем желании понять реальный мир опыта, лучше представить себе будущее и
создать свою судьбу. Она формирует теории и предположения о себе и других и
может придерживаться своих взглядов, как и многие ученые, которые иногда
цепляются за свою теорию, несмотря на обнаружение информации о ее
несоответствии.
Теория когнитивизма стала
основой для создания соответствующего направления психотерапии личности.
Представители когнитивного менеджмента считают, что плохое поведение человека в
основном вызвано иррациональными мыслями. Задача терапевта — изучить
психические процессы пациента и довести до его сознания иррациональные моменты
его мыслей.
Если человек воспринимает
события более объективно, это приведет к поиску новых форм поведения, то есть
изменение мышления приведет к изменению поведения.
Фрагмент текста работы:
1. Теории развития личности психоаналитической школы
1.1. Теория Зигмунда Фрейда
Одна из величайших теорий
личности была создана Зигмундом Фрейдом (1856-1939). 3. Фрейд сравнил психику
айсберга, в котором лишь небольшая часть выступает из поверхности воды и
является сферой сознания, а большая часть айсберга находится под водой, то есть
является сферой бессознательного, и там, в пространстве бессознательного, вы
можете найти стремления, страсти, мысли и подавленные чувства, которые
контролируют сознательные мысли и действия человека.
Ученый выделил две
основные группы человеческих инстинктов: эротические (инстинкт жизни) и
деструктивные (инстинкт смерти). Энергия жизненных инстинктов называется либидо.
Жизненные инстинкты включают голод, жажду, инстинкт самосохранения, либидо.
Влечение к смерти — это деструктивная сила, которая может быть направлена как
внутрь человека (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и
агрессия). Фрейд утверждал, что человеческое поведение полностью определяется
его сексуальными и агрессивными потребностями. Достижение этих целей
наталкивается на препятствия со стороны внешнего мира, со стороны общества,
поэтому они подавляются и создают сферу «бессознательного» [13].
З. Фрейд представил
психическую жизнь человека как постоянную арену борьбы между непримиримыми
силами сознательного и бессознательного, разумом и инстинктами, стремящимися
контролировать поведение. Эта концепция психической жизни называется психодинамикой.
Согласно взглядам Фрейда,
структура личности состоит из трех основных элементов: «оно», «я» и «суперэго».
«Он» (ид.) — это основная и старейшая структура психической жизни человека.
Здесь сосредоточены инстинктивные, примитивные, наследственные аспекты
личности. Это сокровищница примитивных инстинктивных стремлений, эмоций,
воспоминаний, забытых детских обид, травм, враждебности к своим родителям,
бесплотных сексуальных желаний. Все это сознание отвергает и воспринимает как
неприемлемое. «Это» — темное и хаотическое биологическое подсознание, которое
не знает законов и подчиняется правилам без ограничений. Основные составляющие
идентичности — сексуальные и агрессивные поезда, требующие немедленного
воплощения, реализации.
Вторая структура личности
— «Я» (Эго), по З. Фрейду, также является врожденной и находится как в
сознательном слое, так и в предсознательном. Таким образом, мы всегда можем
осознать свое «я», хотя это непросто. В отличие от ид, природа которого
проявляется в стремлении к удовлетворению, сновидение подчиняется принципу
реальности, цель которого — сохранить целостность организма. Принцип реальности
позволяет человеку подавлять, перенаправлять или постепенно высвобождать грубую
энергию Ид в рамках социальных ограничений. Он может направлять поведение в
правильном направлении, чтобы удовлетворять инстинктивные потребности
безопасным для самого человека и для других способом. Его ответственность за
произвольное поведение, он может контролировать и подавлять инстинкты,
стремится снизить напряжение и увеличить удовольствие [33].
«Супер-Я» (Суперэго) —
третий и новейший компонент личности, научная версия социальных норм и
стандартов поведения, морально-этическое тело человека. Человек не рождается с
Суперэго. В процессе социализации эго формируется эго и служит цензором его
действий и мыслей. Это внутреннее представление традиционных ценностей и
идеалов общества в форме, сформированной воспитательными влияниями, особенно в
семье. Эго выполняет следующие функции: осознание, самонаблюдение и
формирование идеалов.
Система жизненных потребностей