Курсовая теория Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая теория на тему Теоретический анализ буллинга по отношению к детям овз в инклюзивном образовательном пространстве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
. 5

1.1
Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
. 5

1.2
Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном
учреждении; подходы и способы его реализации
. 10

2.
ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ОВЗ
. 15

2.1
Сущность понятия школьный буллинг
. 15

2.1 Анализ риска возникновения
буллинга детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
. 27

  

Введение:

 

Достаточно много
лет уделяется внимание изучению проблемы применения насилия и агрессии.
Масштабы данных явлений удивляют с каждым днем. Проблема насилия в
общеобразовательной организации поднимается преподавателями достаточно часто.
При этом, жестокость может принимать различный характер. Все чаще научные
исследователи сравнивают такую жестокость с «дедовщиной» в армии. В школе
«дедовщину» принято называть травлей. При изучении проблем насилия в школе,
американскими специалистами был выявлен термин буллинг.

Под буллингом
принято рассматривать детскую жестокость, которая в современном обществе, к
сожалению, обладает высокой степенью актуальности. На протяжении долго времени
проблемы буллинга умалчивались, поскольку о них не было принято говорить.
Помимо этого, ранее для данного явления не существовало научного термина,
поскольку слово «травля» не обладает такими признаками. Несмотря на то, что данная
проблема является опасной и актуальной в обществе, отечественная литература не
обладает широким спектром научных исследований по данной проблеме. В то же
время на Западе буллинг является первой проблемой, на которую обращают внимание
педагоги и родители в образовательной организации.

Мнения
относительно того, какие действия необходимо считать за буллинг расходятся.
Некоторые считают, что буллинг включает в себя серьезные акты проявления
агрессии, хотя другими принято относить любые угрозы и оскорбления к буллингу.
Несмотря на это, каждый должен понимать, что проблема буллинга является
массовым явлением.

Ранее, в
литературе уже встречались публикации относительно школьной травли. Еще в 1905
году, научный исследователь К. Дьюкс опубликовал свою работу о данном явлении,
однакл первые систематические исследования проблем буллинга принадлежат
скандинавским ученым, среди которых: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е.
Роланд.

Средства массовой
информации все чаще располагают сведения относительно отрицательной обстановки
в образовательных организациях. При этом, дети могут издеваться не только над
своими одноклассниками, но и учителями. Несмотря на то, что данная проблема
широко освещается, реальных действий по ее предотвращению не наблюдается. Как
отмечает Пронина Е. Н., жестокие отношения между учениками являются уже обычным
явлением в современном обществе, поскольку в каждой школе можно найти хотя бы
один класс, где отношения характеризуются агрессией, ненавистью и жестокостью.

Именно поэтому
изучение данной проблемы является актуальной, поскольку чаще всего буллинг
может применяться к детям с ограниченными возможностями здоровья, которые не
всегда в силах дать отпор одноклассникам.

Объект
исследования – школьный буллинг.

Предмет
исследования – проблема буллинга детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Цель исследования
– проанализировать проблему буллинга детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном
пространстве.

Задачи
исследования:

1) изучить
определение «дети с ограниченными возможностями здоровья»;

2) выявить
основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ;

3) рассмотреть
школьный буллинг как одно из опасных явлений;

4)
проанализировать г\школьный буллинг по отношению к детям с ОВЗ.

Методы
исследования: теоретический анализ социально-педагогической и психологической
литературы, обобщение и систематизация теоретических положений по изучаемой
проблеме.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, дети с ограниченными
возможностями здоровья являются социальной категорией, которая нуждается в
помощи как со стороны родителей и других родственников, так и со стороны
сверстников, друзей и т.д. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это
такие дети, у которых наблюдаются нарушения физического или психического
характера. В настоящее время принято выделять 6 групп нарушений в развитии,
которые включают в себя:

1) детей с нарушениями слуха или
зрения;

2) умственно отсталых детей или
детей с ЗПР;

3) детей с тяжелыми нарушениями
речи;

4) детей, имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата;

5) детей с комбинированными
нарушениями;

6) детей, имеющих искаженное
развитие – психопатию.

Включение детей с ОВЗ в процесс
общеобразовательного пространства является достаточно сложным явлением и
современное общество находится на пути развития данного явления. Термин,
обозначающий, включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду, именуется
как инклюзивное образование. В принципах инклюзивного образования говорится о
том, что прежде чем включать ребенка в общеобразовательную среду, необходимо
подготовить не только различные помещения для обеспечения безбарьерной среды,
но и провести достаточно сложную работу по подготовке детей и преподавателей к
общению с ребенка, который имеет особенности в развитии. Стоит отметить, что
данная работа заключается в пополнении знаний относительно видов нарушений в
развитии, а также относительно выстраивания отношений с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Вышеуказанные действия в настоящее время являются
необходимыми, поскольку все чаще встречаются ситуации непринятия ребенка с ОВЗ
в условия общеобразовательной организации.

Проблему травли ребенка с ОВЗ
принято называть буллингом, который имеет разную степень проявления: начиная с
шуток безобидного характера и заканчивая применением насилия по отношению к
такому ребенку. Проблема буллинга существует достаточно давно, однако ранее о
ней было принято молчать. В современном обществе наблюдаются случаи
возникновения буллинга по отношению к ребенку с ОВЗ. Как правило, такое явление
вызвано отсутствием или низким уровнем знаний относительно общения с ребенка с
особенностями. При этом, в процесс буллинга могут быть включены не только
сверстники ребенка с ОВЗ, но и педагоги и учителя.

Исходя из вышесказанного,
современному обществу необходимо пополнять знания относительно общения с людьми
с ограниченными возможностями здоровья, ведь именно это позволит избежать
трудностей в коммуникативной сфере. Помимо этого, одной из главных задач государства
является создание безбарьерной среды для ребенка с ОВЗ для того, чтобы процесс
обучения в общеобразовательной организации проходил наиболее благоприятным
образом.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ДЕТИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.1
Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей

Дети с ограниченными возможностями
здоровья имеют недостатки (или дефекты) физического или психического характера,
которые могут приводить к отклонениям в их общем развитии. Одни дефекты могут
преодолеваться полностью, другие – корректироваться, а третьи –
компенсироваться. Стоит отметить, что чаще всего развитие дефекта зависит от
времени его наступления, а также от его характера. Одним из важных условий
является ранее психолого-педагогическое вмешательство, поскольку с его помощью
возможно оказать значительное влияние на нейтрализацию отрицательного влияния
первичного дефекта.

Возможность проведения психолого-педагогической
коррекции и реабилитации детей с ОВЗ зависит от определения характера нарушения
нормального развития ребенка. В современном обществе специальная психология и
коррекционная педагогика располагают различными классификациями относительно
нарушений в развитии [3].

Наибольший интерес представляют
исследования, которые были проведены В. В. Лебединским. Автор рассматривать
проблемы психического дизонтогенеза. Относительно понятия «дизонтогенез» стоит
отметить, что он представляет собой различные формы нарушений онтогенеза, то
есть развития индивида [14].

Характер дизонтогенеза вступает в
зависимость с определенными параметрами психологического характера, которые
включают в себя:

1) особенности локализации
нарушения функционального плана. В этом плане принято выделять два основных
дефекта: частный, который включает в себя недоразвитие или повреждение
отдельных анализаторских систем и общий, который включает нарушения
регуляторных корковых и подкорковых систем. При этом, особо отмечается, что чем
раньше происходит поражение, тем больше становится вероятность психического
недоразвития;

2) время поражения. Чем раньше
происходит поражение, тем больше становится вероятность психического
недоразвития;

3) взаимоотношения между первичным
и вторичным дефектом. Стоит отметить, что первичные нарушения являются
следствием дефекта биологического характера, тогда как вторичные имеют
опосредованное возникновение в процессе развития аномального характера;

4) взаимодействия
межфункционального характера. К такого рода взаимодействиям принято относить
различные механизмы изоляции, фиксации патологического характера, временные и
стойкие регрессии, которые имеют высокое значение при формировании различных
видов развития.

Данные параметры имеют разную
степень проявления при рассмотрении видов дизонтогенеза. Лебединским была
выделена следующая классификация дизонтогенеза:

1) дизонтогенез относительно
недоразвития общего, стойкого характера. При данном виде наблюдается раннее
время поражения (пример: олигофрения);

2) задержанное развитие, для
которого характерен замедленный темп при формировании деятельности
познавательного характера, а также эмоциональной сферы с их временной фиксацией
на ранних этапах развития;

3) поврежденное развитие, внутри
которого лежат заболевания наследственного характера, а также внутриутробные,
родовые и послеродовые инфекции, например, органическая деменция;

4) дефицитарное развитие, которое
характеризуется нарушением отдельных анализаторских систем, например, слуха,
речи, опорно-двигательного аппарата;

5) искаженное развитие, где
наблюдается взаимодействие общего недоразвития, задержанного поврежденного и
ускоренного развития некоторых видов психических функций;

6) дисгармоничное развитие, которое
предполагает врожденную или приобретенную в раннем возрасте
диспропорциональность развития психического характера в эмоционально-волевой
сфере [14].

Одной из наиболее распространенных
классификаций является классификация, предложенная научными исследователями
Пузановым Б. П. и Лапшиным В. А. К ней необходимо обратиться подробнее.

Первая группа включает в себя
детей, имеющих нарушения слуха и зрения. Так, все дети с недостатками слуха
делятся на две группы:

‒ глухие (неслышащие), имеющие
тотальное выпадение слуха или остаточный слух, который не может использоваться
с целью накопления речевого запаса. Среди таких детей принято выделять
неслышащих без речи и неслышащих, которые в той или иной степени сохранили речь;

‒ слабослышащие дети, имеющие
частичную слуховую недостаточность, которая затрудняет их развитие речевого
характера.

Обращаясь к детям с дефектами
зрения, стоит отметить, что их также выделят на две группы:

‒ слепые (незрячие) дети, у которых
полностью отсутствуют зрелищные ощущения;

‒ слабовидящие дети, которые имеют
остроту зрения на лучше видящем глазу от 0,050,4 (с применением очков).

Вторая группа включает в себя
умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Умственная отсталость является стойким нарушением познавательной деятельности,
которое происходит в результате органического поражения головного мозга.
Умственная отсталость имеет проявления в двух формах:

1) олигофрения, проявление которой
включает ранние этапы онтогенеза (до 1,5-2 лет);

2) деменция, которая проявляется и
формируется на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет).

Задержку психического развития
принято делить на четыре группы:

1) ЗПР, имеющая конституциональное
происхождение. Чаще всего такому типу присущ ярко выраженный характер
незрелости в эмоционально-волевой сфере;

2) ЗПР, имеющая соматогенное
происхождение. Сюда принято включать ослабленных детей и детей, которые
достаточно часто болеют. ЗПР, в данном случае, формируется за счет заболеваний
хронического характера, длительной болезни и т.д.;

3) ЗПР, имеющая психогенное
происхождение. В данном случае одна из главных ролей выделяется социальной
ситуации развития ребенка. Причиной развития данного типа может стать
негативная обстановка в семье: асоциальные семьи; семьи, где встречается
жестокость и насилие и т.д.;

4) ЗПР, имеющая
церебрально-органическое происхождение. Данный тип, как правило, встречается
чаще, чем остальные и прогноз развития чаще всего имеет благоприятный исход.

Третья группа включает детей с ТНР
(тяжелые нарушения речи) – логопаты. Их принято разделять на две обширные
группы:

1) нарушения речи устного
характера, например, заикание, афазия, алалия, дизартрия и другие;

2) нарушения речи письменного
характера, например, дислексия.

Четвертая группа включает в себя
детей, имеющих нарушения в опорно-двигательной системе. Чаще всего в данную
группу принято включать детей, которые страдают ДЦП (детский церебральный
паралич), являющийся заболеванием незрелого мозга, возникновение которого может
быть обусловлено различными факторами.

Пятая группа включает в себя детей,
которые имеют комбинированные дефекты, то есть смешанные (сложные):

1) умственно отсталые неслышащие
или слабослышащие дети;

2) умственно отсталые слабовидящие
или незрячие дети;

3) слепоглухонемые и т.п.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы