Курсовая теория на тему Теоретические проблемы понятия правоотношения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1
Сущность теоретической проблемы понятия правоотношения. 6
1.1 Дефиниция понятия правоотношения. 6
1.2
Субъектный состав правоотношений. 11
2
Классификация правоотношений и юридические факты.. 15
2.1
Виды правоотношений и критерии их классификации. 15
2.2
Юридические факты.. 17
Заключение. 20
Список
литературы. 21
Введение:
Актуальность. Исследование
правоотношений в контексте законодательной и юридической доктрины является
сложным и многоаспектным явлением, которое является предметом постоянного
внимания юристов, философов, социологов.
Сегодня оно в центре их
внимания и в России, где, с одной стороны, конституционно провозглашено
правовое государство, принцип верховенства права, а с другой — еще не преодолен
правовой нигилизм, то есть попытка решения определенных вопросов вне права, а
порой и вопреки нему.
В рамках толкования
сущности правоотношений в контексте существующих доктрин находится
первоисточник проблемности юридической науки, который обуславливает
актуальность выбранной темы.
В курсовой работе также
обосновывается необходимость использования различных подходов в процессе
исследования правоотношений как сложного многогранного явления.
Сегодня беспрепятственное
сосуществование и возможность свободного применения при исследовании правовых отношений
и социальных явлений различных подходов способствует как выявлению широкого
спектра признаков и свойств этих отношений, так и установлению объективной и
разносторонней картины правовой жизни общества.
Применение
законодательной и юридической доктрины в изучении сущности, функционировании
правоотношений свидетельствует о том, что общество заинтересовано в создании
правового государства.
А это является актуальной
проблемой современности.
Целью курсовой работы
является выяснение теоретических проблем понятия правоотношений путем анализа в
контексте законодательной и юридической доктрины.
Поиску теоретических
проблем, сущности правоотношений посвящено значительное количество научных
работ разных исторических эпох, от античности до современности.
Современная правовая
доктрина объясняет сущность права и правоотношений в виде отдельных правовых
концепций и подходов.
Среди отечественных
ученых, публикации которых связаны с исследованием теоретических проблем
понятия и сущности правоотношений, можно назвать таких, как: М. Г.
Патей-Братасюк, А. Ф. Скакун, А. С. Иоффе, Ю. И. Гревцов, С. С. Алексеев, В. М.
Протасов, Л. В. Петрова, М. Н. Марченко, Л. С. Явич, П. М. Рабинович, А. В.
Аверин, В. М. Селиванов, А. Г. Братко, Ю. К. Толстой, Г. А. Халфина и другие.
Итак, стремление
осмыслить правоотношения как целостное общественное явление вызывает
необходимость исследования проблемы правоотношений в контексте законодательной и
юридической доктрин, что является актуальным для современной юридической
деятельности в целом — научной, образовательной, практической.
Эта актуальность в
значительной мере обусловлена доктринальной эклектикой, которая наблюдается в
российской правовой сфере: официальная правовая идеология тяготеет к
юридической доктрине, центральной идеей которой является верховенство права как
принцип правового равенства; практика подчинена законодательной доктрине, которая
пронизывает законность.
Существует необходимость
доктринальной определенности нынешней России в правовой плоскости.
Поскольку законодательная
доктрина не является гуманистической, то, очевидно, необходимо реализовывать
юридическую доктрину, поэтому освещение сущности правоотношений в контексте
обеих доктрин является достаточно актуальным.
В связи с поставленной
целью, в работе решаются следующие задачи:
• рассмотреть определение правоотношения;
• изучить особенности и субъекты правоотношений;
• ознакомиться с классификацией правоотношений и юридических
фактов.
Объектом курсовой работы
является изучение сущности проблемы понятия правоотношения.
Предметом – правоотношение.
Для достижения
поставленной цели использованы общенаучные и специальные методы исследования,
такие как: системный подход, методы анализа и синтеза, приемы логического
обобщения.
Практическая значимость
полученных результатов состоит в том, что они составляют как
научно-теоретический, так и практический интерес, в частности выводы,
предложения и рекомендации, сформулированные в курсовой работе, могут быть
использованы:
а) в
научно-исследовательской деятельности;
б) в правотворчестве;
в) в правоприменительной
сфере;
г) в образовательном
процессе.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка источников литературы, и изложена
на 22 страницах.
Заключение:
Сегодня субъектом
правоотношений является новый российский человек, который хочет жить на основе
партнерских отношений с властью, который стремится к справедливому отношению к
себе, у которого сформировано чувство собственного достоинства: человеческого,
гражданского, национального. Поэтому государство должно выступать гарантом мира
и согласия людей, утверждать в обществе формальное равенство и формальную
справедливость, на которых должны основываться правовые отношения.
Следовательно,
правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения,
участники которых выступают как носители взаимных субъективных прав и
юридических обязанностей, которые обеспечиваются государством.
Анализ понятия
правоотношений в контексте законодательной и юридической доктрины раскрывает их
многоаспектную сущность. В рамках законодательного подхода право толкуется как
совокупность норм, а правовые отношения рассматриваются как взаимодействие
между субъектами права на основе норм государственного права. Юридическая
доктрина объясняет право, как явление объективное, самостоятельное, имеет
собственную сущность и пронизано собственным принципом — принципом формального
равенства, на котором основываются правовые отношения.
Фрагмент текста работы:
1 Сущность
теоретической проблемы понятия правоотношения
1.1 Дефиниция понятия
правоотношения В обществе существует
много различных по содержанию отношений, среди которых правовые отношения
занимают особое место.
Общество — это
своеобразная совокупность отношений, которые возникают в результате
взаимодействия людей. Таким образом, правовые отношения являются результатом
действия требований норм права в отношениях между различными субъектами.
Регулируя те или иные
отношения, право предоставляет им правовую форму, в результате чего эти
отношения становятся правовыми, «одеваются» в правовую оболочку.
Человеческое
взаимодействие такое же богатое и сложное, творческое и непредсказуемое, как и
сам человек и его жизнь. Во взаимодействии с другими люди реализуют свои
естественные права и выполняют правовые обязанности. Быть субъектом права — это
и значит быть участником правоотношений.
Проблема толкования
правоотношений занимает значительное место в общей теории права и в отраслевых
юридических науках. Условия общественной жизни подвергаются постоянным
изменениям и обусловливают необходимость использования новых комплексных
подходов к исследованию понятия права.
Таким образом, сегодня
существуют различные точки зрения к определению этого понятия. Например, Р. А.
Халфина считает, что правоотношения — это реальное общественное отношение в
единстве его формы и содержания [5, С. 88].
Л. С. Явич определяет
правоотношения как разновидность общественных отношений, которые по своей форме
выступают как индивидуально определенная связь уполномоченных и обязанных лиц,
реализующих свои субъективные права и выполняющие возложенные на них юридические
обязательства [10, С. 46].
В. П. Грибанов
рассматривает правоотношения как один из видов общественных отношений, который
возникает в результате регулирования нормами права таких отношений [1, С. 101].
По определению А. Ф.
Скакун, правоотношения — это урегулированные нормами права волевые общественные
отношения, выражающиеся в конкретной связи между правомочными и обязанными
субъектами — носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий
и ответственности — и которые обеспечиваются государством [7, С. 91].
Стоит отметить, что в
методологии права сформировались альтернативные подходы к осмыслению правовой
реальности: с одной стороны, юридический (от jus — «справедливость») и теория
естественного права, а с другой — легистский, то есть законодательный (от lex —
лат. — «закон») подход. Каждый из них отражает определенный аспект правовой
реальности, а потому дополняет друг друга. Первый базируется на разграничении
права и закона, второй – на отождествлении. Собственно, этот момент или различие
отождествления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя
противоположными доктринами, которые можно назвать соответственно юридической и
законодательной.
Указанные выше типы
правопонимания охватывают различные концепции права, по направленности в обосновании
сущности права и объединяются в соответствующие правовые школы. Кроме теорий
естественной школы права, юридическая доктрина охватывает правовые концепции
исторической, психологической и социологической школ права, каждая из которых
также определяет право, как явление сверхположительное (сверхгосударственное),
но толкует его по своим собственным позициям.
Легистский тип
правопонимания охватывает теории, которые образуют нормативистскую и
аналитическую школы права.
Во всем этом
терминологическом разнообразии лежит идея, содержание которой мы формулируем
как различение и соотношение права и закона. Речь при этом идет не только о
терминологической унификации понятийного словаря разных подходов к праву, но и,
что более существенно, о переосмыслении этих разных подходов с новой позиции,
под новым углом зрения. Собственно говоря, именно для юридической доктрины
вопрос «что такое право?» является настоящим вопросом, настоящей проблемой. Для
законодательного же подхода такого вопроса в настоящем смысле не существует,
поскольку для него право — это уже официально данное, действующее, позитивное
право.
С позиций законодательной
доктрины, правовые отношения определяются, как правило, как взаимодействие
между субъектами права, осуществляется на основе норм позитивного
(государственного) права (закона). В основу этого определения также положено
понимание права как совокупности норм. Легизм как своеобразная идеология и
практика не признает разнообразие форм права. Легизм отрицает естественные
права человека, они трактуются механистически, плоско, неадекватно современному
образу человека, созданному человековедением.
В отечественной
юриспруденции длительное время доминировала законодательная доктрина, в рамках
которой, к сожалению, правоотношения были орудием государственного произвола. В
истории развития отечественной юридической науки были периоды доминирования
крайней, даже искаженной, формы легизма, последствиями которой стала насильственная
юридическая практика в воплощении правовых отношений [2, С. 68].
С позиций признания
правовой природы и сущности закона ясно, что общеобязательной силой должен
обладать только правовой закон. Возможность злоупотребления понятием права и формой
закона в антиправовых целях, разумеется, не обесценивает роль и значение закона
как правового по своей природе явления, как необходимой общеобязательной формы
выражения и действия права в социальной жизни людей.
Сегодня научная
юридическая деятельность, опираясь на многоаспектное правопонимание, способна окончательно
освободиться от ограниченных представлений и стереотипов, которые сложились на
почве советского правоведения (а их негативное влияние ощущается и поныне) и
достичь существенных результатов в исследовании правоотношений как одной из
важнейших юридических категорий.
Человеческая жизнь всегда
богаче любого писаного права, естественные права человека являются
неисчерпаемыми, поскольку человек сам неисчерпаем. Поэтому нормативные акты не
всегда успевают за нашей жизнью, и поэтому не всегда адекватно ее отражают.
Общеизвестным является
тезис, что на все случаи жизни правила написать невозможно, поскольку жизнь
является творческим, очень индивидуализированным процессом, и поэтому
положительно закрепить все правоотношения не представляется возможным.
Государство создает
писаное право, но это не значит, что люди не создают правоотношений, их
взаимодействие не является правовым, то есть таким, которое не соответствует
принципу правового равенства, осуществляется вне его.
Итак, по сути, в легизме
происходит отождествление правоотношений с нормативными отношениями или законодательными
отношениями средством подмены понятий.
Существенно отличается от
законодательной юридическая трактовка правоотношений, сущность которой
определяется моральной критикой права и государства, которая направлена на
легитимацию и ограничения права и государства.
Правоотношения являются
формой существования права, а смысловыми характеристиками права с позиций этого
правопонимания являются справедливость, свобода, добро, истина и т.д., их
равная мера, равный масштаб для одноименных субъектов права, поэтому
правоотношения можно определить, как такое взаимодействие субъектов права, в
основе которого лежит правовое равенство, то есть одинаковая мера, одинаковый
масштаб справедливости, добра, свободы, истины [15, С. 188].
В то же время, когда
законодательная доктрина сосредоточивает свое внимание на государственном
праве, а проблема соотношения права и закона вообще отсутствует, потому что
право и закон отождествлено, в юридической доктрине внимание сосредоточено на
проблеме соотношения права и закона. Во всех концепциях, созданных в контексте
юридического правопонимания, право мыслится не как субъективное, произвольное
властное веление, истоки которого неизбежно находятся в государстве, а как
явление объективное, самостоятельное, имеет собственную сущность, природу,
пронизано собственным принципом — принципом формального равенства.
Истоки юридической
доктрины в европейском понимании прослеживаются уже в античной философско-правовой
мысли. Антропологические теории естественного права основываются на природе
человека и видят в нем критерии права. Например, Демокрит отмечал, что
несправедливое — это то, что противоречит природе.
Калликл писал, что законы
нужны только слабосильным, ради собственной выгоды устанавливают они законы,
раздавая похвалы и позор. Принципом абсолютной справедливости пронизано учение
о государстве Аристотеля [9, С. 121].
Целесообразно отметить,
что довольно прочной была юридическая традиция в российской правовой мысли,
начиная с XIV вв. Немалый вклад в ее утверждение было сделано С. Ориховским,
который отстаивал концепцию естественных прав человека, Х. Филалетом, братьями
Смотрицкими, П. Могилой, П. Орликом, Г. Сковородой, Н. Костомаровым, Т.
Шевченко, И. Франко, Л. Украинской, М. Грушевским и многими другими. Известно,
что на обычном праве основывалась «Русская правда» [13, С. 138].
Правовое равенство в
свободе как равная мера свободы означает и требование эквивалента в отношениях
между свободными индивидами как субъектами права и закреплено в Основных
законах большинства стран мира. В нашем государстве это Конституция, где
содержится норма о равенстве всех граждан перед законом и судом.
Таким образом, согласно
юридической доктрине, неважно в каких объективированных формах существует
право, а важно, чтобы в жизни людей утверждались его идеи и принципы, прежде
всего, правовое равенство.
Норма — это лишь одна из
форм права, важно, чтобы у нее было правовое содержание, тогда отношения людей
на основе этой норы будут правовыми. Несоответствие закона праву может быть
следствием правозапрещающего характера, строя антиправовых позиций законодателя,
разного рода ошибок и промахов.
Очень важным аспектом
этой проблемы является качество нормы, ее содержание, по которому нужно
определить, является ли норма правовой и какой, или неправовой нормой с
произвольным содержанием.
Основой правоотношений
должно быть содержательно-правовое их наполнение.
Такое определение права
через его объективные сущностные свойства выражают в целом природу, содержание
и специфику права, фиксируют понимание права как самостоятельной сущности,
отличной от других сущностей.