Курсовая теория на тему Теоретические основы социологического анализа межнациональных браков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Межнациональные браки с теоретической точки зрения 7
1.1 Сущность межнациональных браков 7
1.2 Социологические основания межнациональных браков 11
Глава 2. Особенности межнациональных браков 19
2.1 Особенности формирования межнациональных браков 19
2.2 Особенности социокультурных коммуникаций в межнациональных браках 22
2.3 Социальные последствия межнациональных браков 25
Заключение 28
Список источников и литературы 31
Введение:
Актуальность темы. Семья, несмотря на процессы трансформации и регионализации общества, а также самые пессимистичные прогнозы по поводу своего существования, до сих пор остается одним из самых стабильных социальных институтов наравне с государством, экономикой, религией, образованием, здравоохранением, наукой, культурой. Стабильность функционирования любого социального института, равно как и стабильность всякого рода кризисов, аномалий, конфликтов и трансформаций в нем, гарантирует в свою очередь стабильность высокого научного интереса социологического сообщества.
Одним из самых древних социальных институтов, является семья. Данный социальный институт возник раньше, чем возникла религия, государство, армия, образование, рынок и пр. Семья – незаменимый и, пожалуй, единственный производитель самого человека и продолжение рода. По признанию ученых семья – одна из высочайших ценностей, созданных человеческим обществом за всю историю своей жизни. Ни одна культурная общность, ни один этнос не обходились без семьи. В ее благоприятном развитии, сбережении, укреплении заинтересовано государство, в крепкой, здоровой семье нуждается любой человек, несмотря на возраст.
Традиционно на Руси семья была большой ценностью для человека, где семейные узы были очень крепки для каждого ее члена. И как только это начинается нарушаться, семья, как целостная ячейка общества, обесценивается. В современном мире ситуация поменялась кардинально: раньше образование семьи означало заключение брака (брачный союз – это контролируемая обществом форма отношений между представителями сильного и слабого пола, характеризующая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям).
На современном этапе развития общества семья является важнейшей ценностью государства, которое заинтересованно в поддержании стабильной демографической составляющей и в сохранении своего народонаселения. На протяжении всей истории человечества роль брака и семьи занимали ведущее место в жизни всего общества и каждого отдельно взятого индивида. Являясь одновременно носителем культурных и духовных ценностей, она являлась источником возникновения основных образцов поведения и нравственных идеалов в обществе. Именно семья, начиная с самого раннего возраста закладывает фундаментальные качества человека, формирует некие идеалы и ценности, моральные нормы, «преподает» уроки нравственности, обеспечивая посредством этого полноценное формирование личности. Так как семья на протяжении всех исторических эпох оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений, изучение причин и тенденций ее трансформации является актуальным.
Сегодня многие считают необязательным проходить через официальное бракосочетание, то есть получается, что институт брака перестал преобладать в числе базовых ценностей молодежи России. Отсюда снижение уровня рождаемости, увеличение числа внебрачных рождений, вариативных форм семейно-брачных отношений. Одним из отклонений от норм института семьи является развод.
Межнациональные браки являются объектом повышенного интереса социальных и психологических наук, так как их изучение затрагивает два аспекта, имеющие большое значение в современном обществе. Первый аспект затрагивает изучение семьи в целом, поскольку данный объект играет в обществе ключевую роль, стабилизирует его, а также способствует преодолению социальной напряженности. Второй аспект затрагивает психологию этносов и кросс-культурный аспект социальных отношений не только в России, но и во всем мире.
В современном обществе существуют две противоположные стороны, имеющие свое отношение к заключению межэтнических браков. С одной стороны, говорится о вымирании этноса и его культуры, что является одним из проявлений нетерпимости к непривычному и незнакомому укладу чужой культуры, так называемой ксенофобии. Представители другой точки зрения, напротив, считают заключение браков между людьми разных этносов и национальностей скорее положительной тенденцией современного общества, нежели отрицательной. В процессе объединения двух партнеров разных этнических групп приводит в обществе к такому явлению как диалог культур и традиций.
Степень научной разработанности. Межнациональные семьи являлись предметом исследования в работах А.Г. Алиева, С.А. Арутюнова, Ф.Б. Бурхановой, Е.М. Галкина, В.Н. Галяпиной, В.В. Гриценко, С.В. Лурье, Г.С. Махаровой, М.В. Мурзабулатова, З.Л. Сизоненко, Т.Л. Трифоновой.
Объектом исследования являются межнациональные браки в современных условиях развития общества.
Предметом исследования являются социальные последствия межнациональных браков
Цель исследования: раскрыть содержание социального феномена «межнациональные браки» и оценить социальные последствия данной формы браков, выявить теоретические основы социологического анализа межнациональных браков.
Задачи исследования:
– проанализировать содержание социальной природы межнациональных браков;
– выявить особенности мотивационной предрасположенности брачных партнеров к межнациональному браку;
– охарактеризовать специфику социокультурных коммуникаций в межнациональных браках;
– провести анализ социальных последствий межнациональных браков.
Исследовательские гипотезы: Межэтнические браки – довольно сложное явление, имеющее ряд плюсов и минусов. С одной стороны – это укрепление социальных связей между народами и сплочение общества, которое создает положительный эффект в социально-политической сфере. С другой стороны, есть много противников, выступающих за сохранение генофонда и национальной идентичности определенной страны.
Заключение:
Во все времена между людьми формировалась такая ячейка общества, как семья. Истоки семьи берут свое начало еще с древнейших времен, где особое внимание уделялось семейным проблемам, уставам, традициям, обычаям разных народов. Семья может одновременно обладать двумя чертами:
1) Семья как социальная группа – это малая социальная группа, основанная на браке, родстве, объединенная общностью быта и взаимоответственностью;
2) Семья как социальный институт – направлена на удовлетворение ряда важнейших потребностей человека.
Семья, как социальный институт, обеспечивает стабильное развитие общества, а также оказывает регулирующее воздействие на многие явления и процессы, происходящие в жизни общества. Семья выполняет и ряд других немаловажных функций, способствующих полноценному и эффективному развитию общества. На всех этапах развития общества семья выполняла определенные основополагающие функции, которые способствовали упорядочиванию общественных отношений: репродуктивную, воспитательную, экономическую, рекреативную, регулятивную и коммуникативную.
Семья в современном обществе сохранила все функции прежних форм семьи, но при этом изменились как место, так и субординация и значимость функций. Основной функцией современной семьи некоторые исследователи все еще считают репродуктивную функцию. Данный подход считается традиционным, так как в нем находит свое отражение жизненный уклад множества предыдущих поколений, которые были до нас и останутся после. Ведь в этом также заложен естественный природный механизм, человеческий мозг «запрограммирован» на воспроизведение потомства. На сегодняшний день производственная функция семьи по-прежнему сильна, хотя уже и не в такой степени, как в традиционном обществе.
Социологи отмечают тот факт, что женщины, вступая в межэтнические браки, не имеют никакого представления об иной культуре и не рассчитывают определенных рисков создания подобных браков. Исследователи выделяют следующие риски:
1) двустороннее аннулирование национальных идентичностей;
2) стремление подстроить супруга или супругу под свою идентичность;
3) подавление одной идентичностью другой.
Помимо данных рисков, исследователи также отмечают перспективы адаптации в сообщество близких родственников каждой из сторон: принятие выбора, категорический отказ и пассивное несогласие с данным выбором модели межэтнических отношений. Данное направление ведет к постепенному аннулированию культурных отличий, т.е. размывание культурных основ. В данном случае при попадании представителей культуры национального меньшинства, в культуру доминирующей общности, как правило, происходит образование иной категории семьи, в которой не признаются культурные, этнические традиции и семейные ценности. В общем фокусе это все представляется невозможным для функционирования семьи на современном этапе развития общества.
При рассмотрении таких тенденций исследователи отмечают следующие риски формирования интернациональных семей. Во-первых, в подобные браки вступают во взаимный контакт индивиды, относящиеся к крайне различным культурам, иным конфессиям, их уклад жизни регламентируется диаметрально противоположными традициями и обычаями. Во-вторых, внутрисемейная жизнь в подобных семьях осложняется различными взглядами супругов на распределение ролей членов семьи, на воспитание детей, иными представлениями об образе жизни внутри семьи. В-третьих, усложняют внутрисемейные отношения различные системы ценностей членов семьи и возможный языковой барьер. В-четвертых, проблематичным также становится вопрос этнической самоидентификации детей, рожденных в межнациональных семьях.
Семья становится главным актором сохранения и дальнейшего функционирования классических моделей поведения, проявляя себя в полной мере именно в социумах, максимально противоборствующих современным социальным изменениям. Интернациональные семьи с представителями тех народов, которые ассоциируют себя с исламской культурой, с одной стороны, и коренным российским населением – с другой, указывают на столкновение не двух различных конфессий, а двух совершенно разных обществ. Одно из которых придерживается классической формы ценностно-нормативных систем, а второе полностью подстраивается под происходящие в социуме изменения. Под модернизацией понимается серьезная трансформация норм социального взаимодействия как на микро-, так и на макроуровнях. Основным примером таких изменений является кризис традиционной модели семьи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Межнациональные браки с теоретической точки зрения
1.1 Сущность межнациональных браков
Семья понимается как сообщество, основанное на супружеском союзе и родственных связях, ведущее общее хозяйство на основе единого бюджета. Социальная значимость семьи со стороны социума видится в воспроизводстве данной культуры посредством воспитания нового поколения, его первичной социализации и инкультурации. На этом основании семья рассматривается социологами как базовая структурная единица общества, обеспечивающая физическое и культурологическое его воспроизводство без срыва преемственности поколений .
Семья является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.
Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.
Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:
– по количеству детей: бездетные, однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша; малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант; многодетные – от трех и более чад;
– по составу: полные – в которых есть мама, папа и дети; неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.
Семья включает в себя социальные и психологические связи. Данные связи основываются за счет эмоций, традиций, жизненного уклада. С этой точки зрения, семья выражается, как малая группа. Также можно выделить следующие этапы зарождения семьи: брак, рождение первого ребенка, рождение второго ребенка, брак и уход и рождение у первого ребенка семьи и детей, смерть .
Семья как саморазвивающаяся система предстает открытой и закрытой. При открытой системе семья является благополучной, члены которой хорошо воспринимаемы и взаимосвязаны между собой. При закрытой системе в семье нет обмена информацией между ее участниками и окружающей средой.
Также семья имеет свои подсистемы, обладающие совокупностью связей и взаимодействий: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, юридическими, нравственными, психологическими и эстетическими. Семейная система динамична и не постоянна. Семья – это не только универсальный метод организации социальных связей и отношений индивидов, но и особая сторона жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей.
Деятельность семьи является конечным результатом взаимодействия составляющих ее отдельных субъектов и, в соответствии с известным фактом системности, отличается от простого сложения их персональных качеств некоторыми новейшими синергетическими параметрами. Если семья представляет собой совокупный субъект, то определенные цели и действия ее в таком случае объединены устойчивыми связями, что выражается уже как коллективное сознание .
Взаимоотношения в семье зависят от обычаев общения, финансового состояния общества, зависимости семьи от него, участия супругов в ведении быта, в общественном производстве, от разновидности семьи: с детьми, без детей, главенства решения вопросов, от качеств, характера. Социализация в семье находится в зависимости от состава семьи. На сегодняшний день наблюдается отсутствие больших семей, в которых живут не только бабушки и дедушки, но и другие родственники. Социализация личности в семье непосредственно зависит от внутренних отношений семьи, авторитета и власти родителей.
Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Поэтому понимание внутренней сущности названного социального явления требует интерпретации главного значения основного понятия. Проанализируем смысловое определение понятия «межэтнический брак». Анализ литературы показал, что межэтнические браки были исследованы Ю. В. Арутюняном, Л. М. Дробижевой и др. Проблему межэтнических браков, их связи с ценностными ориентациями супругов рассматривали такие ученые, как А. Г. Здравомыслов, Л. А. Делова и др.
Сформулированные А. Г. Харчевым дефиниции брака вошли во все отечественные справочные издания как общего, так и специального характера, приводятся во всех базовых отечественных учебниках социологии. «Брак — великий момент, когда два существа в силу взаимной привязанности и уважения, принимают на себя обязанность жить вместе, нести тяготы жизни и разделить общую участь» .