История и теория художественного образования Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Теоретические основы развития общих способностей у дошкольников посредством музыкально-дидактических игр в детском саду

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1
1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 4
1.1 Развитие общих способностей как педагогическая проблема 4
1.2 Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста 10
1.3 Особенности проведения музыкально-дидактических игр на занятиях в детском саду 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Музыкальные способности, их формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие общих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие общих способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Цель исследования: изучить теоретические основы развития общих способностей у дошкольников посредством музыкально-дидактических игр в детском саду.
Объект исследования: развитие общих способностей у дошкольников.
Предмет исследования: развитие общих способностей у дошкольников посредством музыкально-дидактических игр в детском саду.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить развитие общих способностей как педагогическая проблема;
2. Рассмотреть возрастные и психологические особенности дошкольного возраста;
3. Проанализировать особенности проведения музыкально-дидактических игр на занятиях в детском саду.
Методологической основой исследования явились философские идеи гуманистической педагогики (Р. Берне, Д. Дьюи, А.В. Петровский, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманская), личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,), основы возрастной педагогики и психологии (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, А.С. Белкин), теория развития способностей (Л.А. Баренбойм, П.П. Блонский, Г. Кеетман, В. Келлер, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, Б. Хазельбах, У. Юнгмайр, A.M. Матюшкин, СМ. Мальцев, К. Роджерс).
Методы исследования: теоретический (анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и музыковедческой литературы); практический (изучение реально складывающегося опыта через наблюдение).
Теоретическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные обогащают общую и музыкально-психологическую теорию способностей. Подтверждают положение о диагностике способностей как процессе. Вносят вклад в решение теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры, форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. ФГОС дошкольного образования открывает педагогу широкую возможность в выборе парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
Влияние музыки в развитии общих способностей детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие общих способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. В практике работы воспитателей при интегрировании разных образовательных областей, музыкальное содержание носит, так сказать, «развлекательный» характер, а именно пение знакомых песен, прослушивание музыкальных отрывков и организацию подвижных игр с музыкальным сопровождением и не несет развивающего характера
Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Они закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Они тактично направляют ход игры, следят за взаимоотношениями играющих, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников. Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар.
Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих пособностей.
Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь к применению полученных знаний в жизненной практике.

 

Фрагмент текста работы:

 1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1 Развитие общих способностей как педагогическая проблема

Проблема способностей с давних пор стоит в ряду актуальных вопросов развития личности. Она вызывает много споров, является до сих пор не разрешенной, постоянно дополняется новыми взглядами психологов, философов, педагогов. Общеизвестным и общепризнанным можно считать тот факт, что основная трудность в исследованиях способностей связана с определением самого понятия «способности».
Работы русских психологов, посвященные проблеме способностей, можно разделить на две группы: одни анализируют проблему преимущественно в теоретическом плане (Б Г. Ананьев, Т. И. Артемьева, Д. Б. Богоявленская, Э. А. Голубева, В. Д. Добрынин, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, К.К. Платонов, Б. М. Теплов, В. Н. Шадриков и др.), а другие работы связаны с изучением структуры специальных способностей: (Б. Б. Богоявленская, Н. Ф. Гоноболин, Е. И. Игнатьев, С. А. Изюмова, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, Б. А. Сазонтьев, А. Э. Симоновский, Б. М. Теплов, Л. И. Уманский, В. П. Ягункова и др.).
Способности человека – сложное и противоречивое явление, которое подвергалось изучению на протяжении многих столетий [3, с. 145]. Способности рассматривались с различных ракурсов, предлагались разнообразные теории их происхождения, некоторые из них – прямо противоположные друг другу. Однако ряд авторитетных исследователей, в числе которых А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др., предлагают рассматривать способности в качестве важнейших компонентов структуры личности (наряду с темпераментом, характером и т. д.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы