Курсовая теория на тему Теоретические основы профилактики буллинга у подростков в образовательной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА 1 Профилактика буллинга в образовательной
организации. 4
1.1 Понятие и виды буллинга и особенности явления. 4
1.2 Причины буллинга и факторы риска различных уровней. 7
1.3 Особенности профилактики подросткового буллинга. 12
1.4 Воспитательные занятия по преодолению проявлений
буллинга. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 22
Введение:
Буллинг в наши дни
является недооцененным явлением. Несмотря на то, что за рубежом в последние
десятилетия проводится огромное количество исследований данного феномена,
отечественная психология лишь сейчас смогла установить важность этого аспекта.
Буллинг – это форма
агрессивного притеснения члена (или небольшой группы) со стороны других членов
коллектива. То есть буллинг выступает понятием синонимичным хулиганству. Однако
в отличие от хулиганства буллинг несет продолжительный характер, а не является
единичной вспышкой.
Актуальность данной
проблемы, с нашей точки зрения, продиктована как раз слабым уделением внимания
такому важному компоненту юности. Большое количество людей в период взросления
не понимают, откуда у них взялись некоторые скрытые страхи, неадекватная низкая
самооценка или же склонность к аутоагрессии. Буллинг всегда непременно
оставляет штамп в жизни жертв и отражается на их эмоциональном и социальном
развитии. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую
травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место быть — физический или
психологический. Даже по прошествии большого количества времени, люди,
вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень
болезненных переживаниях, связывают возникновение нынешних проблем с
полученными травмами. Исходя из умозаключения о том, что подростковый возраст —
это период пересмотра старых социальных стереотипов и их подмены на новые,
становится важно не допустить переход от безобидного детского хулиганства к
такой форме протяженного конфликта как буллинг. В этом исследовании мы
считаем необходимым прояснить малоизученные стороны данной проблемы, а именно
индивидуальные психологические качества и аспекты поведения, выступающие
предпосылками буллинга. Полученные результаты внесут ясность в алгоритмы
организации учебного процесса таким образом, чтобы можно было предложить более
экологичную альтернативу для минимизации последствий или их устранения.
Важно, что профилактика
как психологическая помощь клиенту оказывается уже тогда, когда еще нет особых
трудностей и осложнений в поведении, жизни и деятельности человека или группы
людей. Как правило, на основе мониторинга социально-психологических изменений в
жизни общества, отдельных его групп, особенностей и условий индивидуального
развития человека прогнозируют те или иные осложнения и проводят
предупредительную работу.
Профилактика буллинга
(травли) и создание дружеской образовательной среды — это не просто процесс.
Это перестройка сознания каждого — детей, учителей, родителей и других
участников образовательного сообщества.
В качестве объекта в
данном исследовании выступает явление буллинга в подростковой среде.
Предметом исследования
является профилактика буллинга у подростков в образовательной организации.
Целью данного
исследования мы обозначили изучение теоретических основ профилактики буллинга
у подростков в образовательной организации.
Задачами данного
исследования являются:
— изучить понятие и виды
буллинга и особенности явления;
— выявить причины
буллинга и факторы риска различных уровней;
— охарактеризовать особенности
профилактики подросткового буллинга;
— рассмотреть воспитательные
занятия по преодолению проявлений буллинга.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Профилактика
буллинга в образовательной организации 1.1 Понятие и виды
буллинга и особенности явления Буллинг (от англ to
bully-задираться, издеваться, заставлять угрозами) — повторяющиеся,
сознательные, преднамеренные и обдуманные действия с намерением навредить,
вызвать страх путем угрозы дальнейшей агрессией. Все действия, несмотря на их
многообразие, имеют общие черты [6]: 1) дисбаланс власти, то
есть обидчик и жертва обязательно разные по социальному статусу, физической
психологической адаптированностью к среде, разному полу, расе, религии,
сексуальной ориентации и тому подобное;
2) намерение навредить,
то есть обидчик намеренно вызывает эмоциональную или физическую боль у
пострадавшего, наслаждается наблюдая;
3) угроза дальнейшей
агрессии, то есть обидчик и жертва понимают, что это не первый и не последний
случай издевательства.
Другое определение делает
акцент на том, что буллинг — это своего рода защитная реакция на
дисфункциональную среду, основанную на желании «выжить», занять свое место. Таким
определением объясняется природа этого явления.
Суть буллинга видят
все-таки не в самой агрессии или злости обидчика, а в презрении, пренебрежении
— сильном чувстве отвращения к смиренного, того, кто не заслуживает. Это
позволяет обидчикам вредить без чувства вины, сочувствия или эмпатии. Обидчик
предоставляет себе привилегии доминантности, контроля, права исключения и
изоляции жертв. Под понятие «буллинг» не подпадают братское соперничество среди
сверстников или импульсивные агрессивные действия пострадавших в ответ на
нападение обидчика, которые по сути, являются спонтанные, недискриминационные и
с неопределенной жертвой.
С другой стороны, буллинг
не включает уголовные действия, которые начинались как конфликт и развились, то
есть серьезное физическое насилие, угрозы такого насилия, нападения с оружием,
вандализм и прочее не является буллингом.
Также значительную роль в
процессе буллинга играют наблюдатели, которых по исследованиям 88% от всех
детей: часть из них приобщается к обидчику, другая, аудитория, подстрекает его
к дальнейшему издевательству, и лишь от 10 до 20% пытаются как-то помочь, когда
над кем-то издеваются.
Пострадавший не способен
эффективно защищать себя, поэтому в определенной степени беззащитен перед
обидчиком или их группой. Обидчик не прекращает свои действия после того, когда
ему так скажут родители или учителя, он в следующий раз просто «не попадется на
горячем».
Можно выделить следующие
особенности явления буллинга [1]:
— чаще происходит в
местах, где контроль со стороны взрослых меньше или отсутствует, — столовые,
коридоры, лестницы, уборные, спортивные площадки; чаще происходит в школах, чем
по дороге в школу или из нее;
— обидчики и жертвы
обычно одного возраста, однако 30% жертв отмечают, что обидчики были взрослее
их, а 10% — моложе, что подтверждает принцип разницы власти;
— обидчики-ребята чаще
применяют физическую агрессию, а девушки — дразнятся, распространяют слухи,
изолируют, игнорируют и исключают жертву;
— к парням чаще, чем к
девушкам, применяется как прямой (вербальный, физический), так и косвенный
(социальный) буллинг;
— половина случаев
издевательства происходит «один-на-один», в остальных обидчиков выступает уже
группа детей;
— издевательства наиболее
распространены в начальной и средней школе (больше прямого издевательства —
вербального, физического), реже — в старшей школе, однако с взрослением буллинг
приобретает более скрытого характера (буллинг со стороны ребят заметно
уменьшается с наступлением 15 лет, у девушек после 14);
— в школах с блюстителями
порядка значительного снижение буллинга по сравнению с теми, где такого надзора
нет, не замечено (13% по сравнению с 16%);
— школы в
непривилегированных районах, школы и классы с учениками с поведенческими,
эмоциональными, учебными проблемами имеют больше случаев буллинга (хотя
некоторые исследования опровергают связь между уровнем буллинга и
социоэкономическим статусом семьи или урбанизацией места жительства).
Важным для понимания
явления буллинга среди детей есть определение их социальных целей.
Исследования обнаружили,
что для парней преобладают мотивы физической доминантности, поэтому они
применяют физические и вербальные приступы, потенциально вредит чувству
достоинства другого человека. Девушки вместо доминантности больше фокусируются
на отношениях, для них является важным достижение близких, интимных
взаимоотношений с другими.
Виды буллинга можно
объединить в группы вербального, физического и эмоционального (социального)
издевательства, которые часто сочетаются для более сильного воздействия. 70%
издевательства происходит вербально: унизительные обзывания, донимания,
жестокая критика, пятнание репутации, высмеивание, агрессивные замечания,
записки с угрозами применения насилия, распространение ложных обвинений,
враждебных чувств и сплетен [7]. К сожалению, обидчик часто остается
незамеченным и ненаказанным, однако обиды не остаются бесследными для «объекта»
унижения.
Физическое насилие
наиболее заметно, однако составляет менее трети случаев буллинга (толкание,
подножки, задевание, драки, пощечины, повреждение и уничтожение одежды и личных
вещей жертвы, а также взгляды, жесты, оскорбительные телодвижения и мимики
лица).
Сложнее всего внешне
заметить эмоциональное (социальное) издевательство — систематическое унижение
чувства достоинства, потерпевшего путем игнорирования, изоляции, избегание,
исключение.
Жертвы могут и не знать о
слухах, что о них ходят, однако страдать от их последствий. Эти методы чаще
используются девушками для преднамеренного отчуждения жертвы или разрушения
дружеских отношений. Манипуляции, запугивание, шантаж — это то оружие, которое
применяют к жертве с целью ее социального исключения.
Обидчик тратит много
энергии для поддержки своей позиции, статуса, власти, контроля и никак не для
построения дружеских отношений.
Подростковая среда
разделена на определенные группы с разным социальным статусом, поэтому хорошим
примером может быть то, как жертву заставляют выполнять определенные действия
для «присоединения» к группе. Это определенные ритуалы посвящения в группу,
часто они означают переход от детства к взрослости, для которого современная
подростковая культура еще не выработала соответствующих неприязненных правил
поведения. Также часто в спортивных или других секциях намерение навредить и
унизить оппонентов и тому подобное может быть ответственностью «ролевых»
игроков. Так, относительно присоединения к спортивным командам, музыкальным,
театральным кружкам до интеллектуальных клубов учениками старшей школы 48%
детей отмечают, что подвергались хейзингу (от англ. hazing-злобно насмехаться
над новичками), 29% — осуществили потенциально преступные действия.
Необходимо отдельно
выделить издевательства на сексуальной и расистской почве. Как свидетельствуют
исследование, 85% девочек и 76% мальчиков испытывают сексуальный буллинг. Он
касается процесса полового созревания (опережения или опоздания), сексуальной
ориентации и т.д., и фактически сочетает в себе все виды буллинга:
вербальные (угрозы сексуального насилия,
шутки, унизительные комментарии относительно сексуальной активности жертвы),
физические (касания, объятия сексуального характера, дерганье нижнего белья,
сексуальные приступы) и эмоциональные унижения (распространение слухов,
написание пометок сексуального характера, например, в раздевалках, пошлые жесты
и «сканирование» тела).
Интернет и современные
технологии — свободное пространство для кибер-буллинга. Дети создают
веб-страницы и сайты, где могут свободно общаться, комментировать, оскорбляя
других, распространять сплетни, фотографии личного характера и другую
информацию; также обидчики отсылают электронные письма и сообщения своим
жертвам, в их всячески унижают. В таком пространстве не существует никаких
защитных для жертвы барьеров — ни временных, ни пространственных, поэтому
быстро, лишь нажатием кнопки, оскорбительная информация распространяется среди
тысяч человек. Исследователи установили, что каждый семнадцатый ребенок в
возрасте 10-17 лет терпит издевательств через Интернет, причем около одной
трети из этого числа считают такие инциденты чрезвычайно обидными и
унизительными [14].
Таким образом,
исследователи буллинга приходят к согласию относительно особенностей видов
этого явления.
Существует определенное
понятие буллинга, имеющее четкие отличия от других форм поведения людей.
Исследователи обращают
внимание на возрастные и гендерные отличия процесса, особенности принадлежности
подростков к группе, а также различают вербальное, физическое и эмоциональное
унижение.