Дошкольное образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Теоретические основы проектной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1.
Теоретические основы проектной деятельности. 5
1.1 Сущность,
понятие, цели и задачи проектной деятельности. 5
1.2 Виды проектов и
их характеристика. 8
1.3 Этапы работы
над проектом. 10
Выводы по 1 главе. 12
Глава 2.
Особенности организации проектной деятельности в дошкольном возрасте  13
2.1 Характеристика
детей дошкольного возраста. 13
2.2 Организация
проектной деятельности с детьми дошкольного возраста (методические
рекомендации) 17
Выводы по 2 главе. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 23

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что в условиях современной реальности успех любой
организации напрямую зависит от эффективности педагогической системы как
целостной взаимообусловленной структуры.

Начало ХХІ века стало
временем образовательных реформ, направленных на обеспечение системы
образования требованиям социума. В соответствии с этим меняются и
стратегические цели в образовании, о чем свидетельствует анализ
правительственных документов об образовании.

Сегодня, в связи с
введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла прикладная необходимость обновления
и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического
обеспечения нового поколения, ориентированного на выявление и развитие
творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых
возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций (ДОО) при
переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Именно поэтому
руководство уделяет все больше внимания педагогической системе, так как именно на
ее основе формируется будущая эффективная команда, способная достичь
стратегических целей организации.

При всей своей
актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом
совместной деятельности взрослых и детей.

Актуальность проектного
обучения в дошкольных учреждениях еще раз подчеркивает необходимость поиска
перспективных педагогических технологий, направленных на формирование
конкурентоспособной личности. Известно, что проектное обучение формирует особый
педагогический стиль дошкольного заведения, готовит ребят к самостоятельной,
взрослой жизни, учит критически мыслить, а главное – принимать решения в
нестандартных условиях.

ФГОС второго поколения
требуют от педагогов активного использования проектной деятельности как
средства обучения. С точки зрения учащегося проектная деятельность – это
возможность выполнить что-то интересное самостоятельно или в группе,
максимально используя свои возможности; это деятельность, которое позволяет
проявить себя, попробовать свои силы, свои знания, принести пользу и показать
публично результаты (достижения); эта деятельность, направленная на решение
конструктивных проблем, сформулированных самими учениками в виде целей и задач,
когда результат этой деятельности, имеет практическое и важное прикладное
значение.

Проектная деятельность с
точки зрения учителя, – это дидактический инструмент развития, обучения и
воспитания, что позволяет формировать и разрабатывать конкретные навыки
проектирования, а именно учить:

— проблематизации
(рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулировка основных
вопросов и задач, которые вытекают из этой проблемы);

— постановке целей и
планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии
(самоанализ успеха и эффективности решения проблемы проекта);

— презентации своей
деятельности и результатов;

— умению готовить
материал для представления в наглядной форме, используя для этого специально
подготовленный продукт проектирования;

— поиску нужной
информации, выделению и усвоению необходимых знаний с информационного поля;

— проведению исследования
(анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Проектное обучение
понимается как творческая, завершенная работа, соответствующая интересам,
склонностям и потребностям личности, а само проектное обучение трактуется как
процесс поэтапного формирования компетентностей, необходимых для осуществления
проектной деятельности.

Иными словами, проект –
это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с
одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств
обучения, а с другой, — необходимость интегрирования знаний, умений; применять
знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Объект исследования:
проектная деятельность в дошкольном образовании.

Предмет исследования:
содержание проектной деятельности на занятиях в дошкольном образовании.

Цель исследования:
теоретически обосновать основы проектной деятельности в условиях дошкольного
образования.

Объект, предмет и цель
исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:

1. Определить сущность,
понятие, цели и задачи проектной деятельности.

2. Рассмотреть виды
проектов и их характеристику.

3. Описать этапы работы
над проектом.

4. Изучить характеристику
детей дошкольного возраста.

5. Рассмотреть организацию
проектной деятельности с детьми дошкольного возраста (методические
рекомендации).

Структура работы. Данная
работа имеет традиционную структуру. Она содержит введение, основную часть,
заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, проект –
это „пять П”: Проблема – планирование – поиск информации – продукт –
презентация. Шестая” П " проекта — это его портфолио, то есть папка, в
которой собраны все рабочие материалы.

Проектная деятельность
является достаточно новым направлением работы дошкольных учреждений. Эта
проблема еще недостаточно изучена. В современном информационном обществе метод
проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании
наблюдается интерес к этой форме организации обучения.

Современные
педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного
образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается
число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация
к занятиям, успеваемость детей падает. Как же исправить ситуацию? Становление
новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство
требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных
учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование
инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания
и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод
проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным
технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и
очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен
и полезен не только детям, но самим педагогам, потому что он дает возможность
сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной
компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с
родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении
исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно
назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в
образовательный процесс детского сада.

Таким образом, анализируя
метод проектов и проектную деятельность в заведении дошкольного образования
можно прийти к выводу, что такой подход к организации деятельности дошкольников
способствует гармоничному развитию личности ребенка через собственный интерес и
сотрудничество «воспитатель – ребенок», а также повышает профессиональное
мастерство самого воспитателя. Я считаю, что активное внедрение проектной
деятельности в современном ЗДО — перспективное и является потребностью
общества.

Использование метода
проектов позволяет выявить творческий потенциал педагога, привлечь его к
поисково-исследовательской деятельности, способствует учету интересов,
индивидуальных наклонностей и способностей, а также повышает методическую
культуру, формирует умение работать творчески.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности 1.1 Сущность, понятие, цели и задачи проектной деятельности Первоначальное появление
проектов в педагогике произошло в контексте проблемного обучения, где
проектирование рассматривалось как один из методов, возникших в 20-е годы XX
века в США и подробно описанных во взглядах американского педагога Дж. Дьюи,
который предложил строить обучение на активной основе через соответствующую
деятельность ребенка по отношению к его личному интересу.

Под проектом У. Килпатрик
подразумевал " всякую активность, любую деятельность детей, которую они
свободно выбирают и поэтому выполняют охотно. Ребенок может извлечь пользу
только из той деятельности, которая осуществляется с большой страстью, поэтому
заслуга любого проекта определяется степенью заинтересованности, степенью
сердечного увлечения ученика в достижении поставленной цели." Он считал,
что свободное образование создает независимость, воображение и способность
действовать — качества, необходимые для поддержки и развития демократии.

Роль преподавателя в
проектном обучении заключалась в консультировании учащихся, управлении их
информационно-познавательной деятельностью [8].

Между тем именно
школьники, опираясь на собственные знания, умения и навыки, должны были найти
наиболее рациональные и эффективные пути решения выявленной проблемы.

Методологические аспекты
проектного обучения были заложены в образовательной системе
"Дальтон-план", получившей свое название от американского города
Далтон, где она впервые была полностью применена. При обучении по
дальтоновскому плану школьники не связаны традиционным классным способом, а
заняты созданием проекта своей деятельности по решению той или иной проблемы, в
процессе работы над которой они сами обнаруживают недостаток определенных
знаний и уже сознательно усваивают его. Приобретение новых знаний и умений
происходит как с помощью одних и тех же уроков, так и в результате
самостоятельной исследовательской деятельности, работы с литературой и всего
того, что ребята и преподаватели, контролирующие их деятельность, сочтут
необходимым использовать в учебном процессе.

Проектная деятельность в
ДОУ является уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества
взрослых и малышей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный
подход к воспитанию и образованию [5].

Проектная деятельность в
ДОУ способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в
активных участников всех событий, происходящих в детском саду.

На сегодня понятия
проекта интерпретируют по-разному так, например, «А. Овчинникова определяет
проектирование как особый тип интеллектуальной деятельности, характерной
основой которого является перспективная ориентация, практически направлено
исследование, а В. Гузеев рассматривает его в рамках интегральной
образовательной технологии ".

Суть метода проектов – в
стимулировании интереса детей к различным проблемам, решение которых требует
определенных знаний и экспериментально поисковых действий. Через проектную
деятельность дети применяют имеющиеся знания в различных условиях, получая
практический результат и приобретая новые знания и опыта [11]. Поэтому с
помощью проектной деятельности дети углубляют свое творческое отношение к
окружающей действительности, учатся устанавливать причинно-следственные связи в
мире.

Так метод проектов – это
педагогическая технология, содержащая совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов и приемов, творческих по сути. Таким образом,
применение метода проектов в учреждении дошкольного образования — стимулировать
интерес детей к определенным проблемам и решение их через деятельность, а также
практическое применение приобретенных знаний и расширения возможностей детей в
самореализации.

Современный
образовательный процесс невозможен без инновационного обновления, привлечение
новых технологий, апробации и адаптации к современным требованиям нового
содержания [16], и дошкольное образовательное пространство не является
исключением.

Проектная деятельность
дошкольников является интегративной образовательной деятельностью, благодаря
этому у детей формируется целостное видение картины мира.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы